Культ Великой Олимпиады
На модерации
Отложенный
Спорить о вкусах бесполезно. Кому-то понравилась церемония открытия зимней Олимпиады в Сочи, кому-то нет. На основании собственных данных могу утверждать, что первых в нашей стране несколько больше, чем вторых. Во всяком случае, на соответствующий вопрос, помещённый автором этих строк в одном из самых популярных сообществ сети Макспарк, положительно ответили 48% из почти 4 тысяч откликнувшихся пользователей сети, а отрицательно — только 25%. Ещё 14% предпочли компромиссный ответ «и да, и нет», а 13% продемонстрировали свою индифферентность к событию, выбрав ответ в виде стёбного вопроса: «А где эти Сочи и что такое Олимпийские игры?».
В целом, сложился определённо позитивный фон восприятия данного события в стране, и незачем пытаться разрушить его критикой отдельных элементов программы открытия (к примеру, стилизованного чайного сервиза, символизирующего «купола храмов России», или дёргающихся бородатых монстров, символизирующих «бояр»). Позитивность публичной реакции тем более обязывает разобраться, какой месидж руководство России вкладывает в зрелище 7 февраля (ведь не секрет, что программа торжеств утверждалась на высшем государственном уровне).
Начнём с события, вроде бы не имеющего отношения к церемонии открытия Олимпиады.
Олимпиада и легитимность режима
За два дня до сочинского действа, 5 февраля 2014 г., вооружённые омоновцы без предупреждения взломали дверь частной квартиры в Москве, избили и схватили молодого учёного из Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ) РАН Александра Соколова. В Центре противодействия экстремизму, куда его привезли, ему предъявили обвинение по пресловутой 282-й статье. Подлинной причиной возбуждения дела, как считает, со слов следователей, сам Соколов (и это мнение разделяют некоторые эксперты), стало содержание кандидатской диссертации Соколова, успешно защищённой им в октябре прошлого года в ЦЭМИ.
Диссертация называлась «Влияние рентоориентированного поведения на инвестиции государственных корпораций». В ней отмечались многочисленные факты коррупции, необоснованных затрат и приписок при строительстве олимпийских объектов в Сочи. По сути, молодой учёный нарисовал картину целой системы сановного казнокрадства, установившейся при подготовке Олимпиады. По мнению наших доблестных «правоохранительных» органов, научно-исследовательская деятельность такого рода является экстремистской.
Попробуем разобраться, почему это произошло именно сейчас, не раньше и не позже. Материалы защиты кандидатских диссертаций направляются в ВАК (тоже неоднократно заподозренная в коррупции структура Минобразнауки), где находятся на утверждении (или отклонении) несколько месяцев. Вряд ли станет неверным предположение, что, скорее всего, кто-то из сверхбдительных чиновников ВАК, в чьи руки попали материалы защиты А. Соколова, решил тут же (по профессиональной обязанности или старой советской привычке) «настучать» на подозрительного учёного в «органы». Хотя, конечно, «органы» могли уже давно и независимо от «сигналов» из «научной» среды вести «мониторинг» деятельности Соколова. Как признаётся он сам, ранее отдельные его исследования, показывающие масштабы и механизмы «олимпийской» коррупции российских «элит», уже неоднократно публиковались в СМИ. Да и сам он «засветился» на зарубежном ТВ как эксперт по коррупции в РФ.
Даже если следователи центра «Э» и судьи не доведут Соколова до тюрьмы, совершенно ясно, что на научной деятельности молодого человека в этом государстве поставлен крест. В принципе, этого уже вполне достаточно, чтобы морально раздавить, уничтожить человека. Единственным выходом для него теперь является эмиграция, в которую он сможет, однако, податься лишь если с него снимут абсурдное обвинение.
Понятно, что российская общественность не должна оставаться равнодушной к репрессиям против учёных, тем более — по такому поводу. Но данное событие заставляет задуматься ещё и вот над чем: похоже, что российские власти пытаются наложить запрет на любую критику любой своей деятельности, связанной с подготовкой сочинской Олимпиады.
Коррупция там, не коррупция — главное, что сочинская Олимпиада ещё до её официального открытия превратилась в объект принудительного культа, по масштабу уже сравнимого с таким же культом «Великой Победы». Вероятно, даже более важного, чем второй, так как Великая Победа (без кавычек) была одержана не одной лишь РФ, а всеми республиками бывшего СССР, ныне же — независимыми государствами (хотя теперь во многих из них отношение к ней сложное, на что они как суверенные нации имеют право). Сочинская же Олимпиада есть то, что «элиты» РФ могут поставить в заслугу исключительно себе. На наших глазах она превращается в точку отсчёта легитимности правящего режима.
Происходит канонизация события, и режим стремится не допустить, чтобы на «светлый облик» сочинской Олимпиады пала некая тень сомнения. А так как вселенские масштабы воровства в связи с её подготовкой давно уже стали притчей во языцех, то отсюда следуют и репрессивные меры. Если уже не получается скрыть коррупционную систему, то пытаются хотя бы заставить замолчать об этом на публике. И тут снова обратимся к церемонии открытия и попытаемся выяснить, что она символизировала.
На поводу у этнофобии
Совершенно очевидно, что зрелищная программа торжественного открытия сочинской Олимпиады была предназначена, прежде всего, российскому зрителю, а не международной аудитории. Уже в этом виден отчётливый разрыв с олимпийской традицией. Даже больше, чем разрыв — показательное пренебрежение ею со стороны российского руководства. Церемония открытия Олимпиады всегда демонстрирует некую грань страны, принимающей это спортивное мероприятие, причём грань со значением новизны, малознакомую окружающему миру. Так, англичане на открытии Олимпиады в Лондоне в 2012 году показали детскую сказку, довольно хорошо известную в Европе и Северной Америке, но почти незнакомую в странах «третьего мира» (чьих олимпийцев ныне большинство на летних соревнованиях этого рода). В Норвегии в 1994 году, помнится, была обширная фольклорная программа, в которой особо почётное место отводилось участию представителей единственного нацменьшинства страны — саами.
Кстати, вот ещё одна негласная олимпийская традиция, нарушенная Россией: в церемонии открытия принимают участие представители «коренного народа» (то есть того, который жил в регионе проведения Олимпиады до прихода последних завоевателей).
В данном случае последними завоевателями Северного Кавказа пока являются русские, а до их прихода в регионе Сочи обитали черкесы. Никакого намёка на хотя бы фольклорное участие черкесского народа в церемонии открытия Олимпиады не было. Это должно было сильно резануть по глазам иностранным гостям, знакомым с историей Кавказа. Однако нет сомнения, что присутствие какого-нибудь национального черкесского ансамбля на сочинских торжествах вызвало бы шквал этнофобии у части населения России: «Снова эти кавказцы!» Выбирая между олимпийской традицией и международным имиджем, с одной стороны, и потаканием этническим предрассудкам меньшинства своих сограждан, с другой, руководство РФ явно склонилось ко второму.
Апофеоз российской истории
Как известно, сценическое представление во время церемонии открытия Олимпиады в Сочи долженствовало изображать историю России. Широким массам за рубежом она вряд ли известна хуже, чем то, что продемонстрировало сочинское действо. Значит, суть не в его информативности, а в его символизме. И этот символизм, похоже, российскому руководству было важно подчеркнуть для себя самого, убедить именно себя в «правопреемстве» со всем тем, что промелькнуло перед зрителями: Древней Русью, Московским царством, Российской империей и Советским Союзом. А заодно постараться убедить граждан.
Как-то странно всё это выглядело на земле, которая лишь полтора века назад вошла в состав России. Причём не сама вошла, а была насильственно завоёвана. Особенно дико смотрелась проецируемая на стадион карта старинного Санкт-Петербурга, на которой одетые не то лакеями, не то официантами мальчики пытались изобразить что-то вроде военных маршей... Ну да ладно, я обещал не насмехаться над художественной стороной мероприятия, так как многим она понравилась, и кому-то мог особо понравиться именно этот момент.
Повторю лишь, что Санкт-Петербург, как столица государства, давно исчезнувшего с карты мира, имеет не большее отношение к нынешней сочинской Олимпиаде, чем любое другое место Российской Федерации. Например, Грозный, Казань или Кызыл. И любой город РФ имел точно такое же право быть прорекламирован в церемонии открытия Олимпиады, как и Петербург. А также и те города (если уж до конца следовать логике «правопреемственности»), которые когда-то находились под властью России: например, Киев, Тбилиси, Таллинн, Душанбе, Варшава, Хельсинки... Причём здесь бывшая столица бывшей Российской империи? В благодарность за то, что именно это государство очистило регион Сочи от черкесов?
Основным месиджем данного шоу стала, очевидно, идея о том, что отнюдь не старомосковское купольное зодчество, не петровский флот, даже не победа над гитлеровским фашизмом (на неё тут и вовсе не было намёка) и уж тем более не московская Олимпиада 1980 года, а именно сочинская Олимпиада, организованная нынешним руководством РФ, является апофеозом всей истории России. Не больше и не меньше. Вот над этой идеей мы вправе посмеяться. Но не лишним будет и ужаснуться её.
Истерия и прессинг
Итак, как уже говорилось, на наших глазах создаётся обязательный культ ещё не завершившейся Олимпиады. Он уже самым негативным образом сказывается на российских спортсменах. При плачевном положении отечественного спорта, усугубляющемся на протяжении последних 20 с лишним лет, трудно ждать большого числа побед от наших олимпийцев. Однако потенциал есть, и мы видим, как он беспощадно сводится на нет той атмосферой «патриотической» истерии, которая давно нагнеталась вокруг сочинской Олимпиады и царит теперь на ней, будучи особенно заряжена церемонией открытия.
В такой атмосфере российским спортсменам очень трудно сохранять самообладание. Промах по мишени, которого российский биатлонист такого уровня никогда не сделает на обычном соревновании, ныне лишает его почти гарантированной золотой медали и вообще выбивает за черту призёров. Медали (если не считать фигуристов, чья победа, впрочем, всегда сильно зависит от субъективного фактора — судейства) для России завоёвываются пока в основном теми спортсменами (точнее — спортсменками; это ещё одна характерная и давняя черта российского спорта, но о ней — особый разговор, не сейчас), которые перед стартом Олимпиады не рассматривались как фавориты. Правящий державой дуэт не ждал от них побед, на них не лежало такого тяжёлого психологического груза, как на более именитых спортсменах.
Промежуточный итог уже очевиден. По прошествии первых пяти дней Олимпиады (к моменту написания данной статьи) в активе команды России всего одна золотая медаль, три серебряные и три бронзовые — седьмое место в общекомандном зачёте. И не удивлюсь, если под конец состязаний это место не станет существенно выше.
Хочу пожелать всем российским спортсменам успехов на Олимпиаде! Но как болельщик заранее прощаю им все грядущие на ней их досадные промахи и неудачи! А таковых, увы, предвижу ещё немало. Ибо никогда ещё, даже в советские времена (разве только на летней Олимпиаде 1952 года, за выступления на которой советские спортсмены и их тренеры несли ответственность перед самим Сталиным), наши олимпийцы не испытывали такого тяжёлого психологического прессинга, как сейчас в Сочи.
Олимпиада как прелюдия
Но то, что будет дальше со страной — возможно, ещё тяжелее. Политическое руководство всячески старалось убедить нас церемонией открытия, что в истории России после сочинской Олимпиады начинается новая эпоха. И то, что основным её содержанием пытаются сделать принудительный культ государственного «патриотизма», просматривается достаточно явственно. По сравнению с этим моральные нагрузки, испытываемые нашими олимпийцами, это ещё, как говорится, цветочки. Ягодки, причём для всех нас, пойдут позже.
И речь не только о том, что проведение Олимпиады в Сочи будет канонизировано в официальных учебниках истории как мировой образец подобных соревнований. И не только о том, что это, в общем-то заурядное по мировым меркам, событие будет выставлено (уже выставляется!) как величайшая заслуга нынешней российской власти перед народом (по сравнению с которой ничто — любая коррупция, массовая бедность населения, систематическое нарушение прав и унижение достоинства граждан). Хуже всего то, что большинство наших сограждан будет склонно согласиться со всем этим, как оно уже согласилось с тем, что открытие Олимпиады было организовано блестяще...
Ярослав Бутаков
Комментарии
Большой комплект законов по каждому из которых можно посадить любого критикующего.
ПУТИН - фальшивый президент. Фальсифицировал выборы, запрети демократию, запретил права человека принял кучу законов для ограничения прав человека втч законов для физического уничтожения населения.