Круче,чем Суворов.

На модерации Отложенный

Сколько в России было генералиссимусов?

Для России высший воинский чин (звание) генералиссимус всегда было самым редким. За всю историю русского государства его имели только четыре человека – А.С. Шеин, А.Д. Меншиков, А. Брауншвейгский, А.В. Суворов. Кроме того, «генералиссимусами потешных войск» были сподвижники Петра I Ф.Ю. Ромодановский и И.И. Бутурлин, чин генералиссимуса носил Шамиль . После Великой Отечественной войны звание генералиссимуса было присвоено И.В. Сталину.

Следует учесть, что из вышеуказанных полководцев только А. В. Суворов и Имам Шамиль получили звание генералиссимуса в полном соответствии с Воинским Уставом.

Из всех российских генералиссимусов высший воинский чин своими славными победами заслужил только Александр Васильевич Суворов, получивший его 28 октября 1799 года за Итальянский и Швейцарский походы.

Набросок головы Суворова, сделанный с натуры в 1795 году графиком Яном Норблином.


Миф о непобедимости Суворова.

Перечисляя победы Суворова русские историки не любят вспоминать о его промахах и поражениях.Но мы то знаем.

Когда он взял Измаил, то ему приказали взять соседнюю,более хилую крепость . Штурм с наскока не получился - только за 1 день русские потеряли около 400-800 чел. убитыми... Дальнейшие попытки взять маленькую крепость успехом не увенчались.

В Варшаве (в местечке Прага) "любимец солдат" 3 дня не мог остановить резню польских женщин, стариков и детей, т. к. уже не контролировал ситуацию (Наполеон пресекал такое в течение дня)... В Альпах Багратион предупредил Суворова об опасности, на что тот ответил: "Как смеешь ты меня учить, сопляк? " В итоге, один командующий увёл свои войска от гибели, а войска Суворова оказались в капкане. Между "почётной" капитуляцией (при которой все-бы остались живы) и "непобедимостью", Суворов выбрал второе, бросив на произвол судьбы тысячи и тысячи тяжелораненных и больных русских солдат, которые не могли подняться в горы и преодолеть перевал... Сен-Бернар до сих пор считают у нас "подвигом" Суворова, умалчивая, что этот побег "непобедимого" стоил жизни многим тысячам брошенным русским воинам (просто французы не сразу вошли в ущелье, где они лежали, поэтому за эти дни тысячи из них и умерли)...

Во время Швейцарского похода Суворов напал на деревню Муттен думая,что там некому ее защищать.Французские ополченцы возглавляемые солдатами ,разогнали армию Суворова. Суворову пришлось бежать.

В Швейцарском походе потери русской армии, вышедшей из окружения без продовольствия и боеприпасов , составили около 15 тыс. человек (половина армии), многие из которых разбились при переходах. 

 

 В Италии генералиссимус потерпел неоспоримое поражение. Историки пытаются возложить вину за это на австрийцев. Но Суворов обладал всей полнотой власти. Австрийские части выполняли его приказы. Если они даже действительно были мало боеспособны, то командующий должен сознавать это и использовать их соответствующим образом. Наполеон, например, большую часть своей военной карьеры командовал самыми разношёрстными войсками. Это не мешало ему выигрывать сражения.

Французские войска (весьма уступающие по численности) вытеснили Суворова из Италии и прижали его к Альпам. Суворов попытался закрепиться но и тут был разбит. Тут уж вину на австрийцев никак нельзя было свалить и историки изобрели что-то новое: "Разбит корпус Римского-Корсакова!" Но простите, корпус уже входил в состав суворовских войск и именно выполнение им приказов генералиссимуса поставило его в такое положение.

Как говорится "умный в гору не пойдет...".

     

Английская карикатура того времени на тему "русские заваливают противника бесчисленными войсками".

Перечисляя генералиссимусов, обычно забывают( и нетрудно догадаться почему,т.к. получается,что у огромного по численности русского народа(115,5 миллиона человек) один настоящий генералиссимус,и дагестанцы(2,9 миллиона человек-из них самих аварцев около 850 тыс.)  в этом русским не уступают), что этот высший воинский чин имел еще один  полководец , правда, получил он его в период, когда воевал с Россией. Имаму  Дагестана и Чечни  звание было присвоено Высокой Портой - правительством Османской империи в 1853 году . Высший воинский чин был получен Шамилем по праву. Он 25 лет возглавлял борьбу горцев Кавказа с превосходящими во много раз русскими войсками, одержав немало побед.  Кстати, после пленения к Шамилю в России относились с должным почтением, оказывая высшие воинские почести.

 

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-27539/

Имам Шамиль.3-й Имам Дагестана и Чечни.

Днем рождения будущего правителя Дагестана считается 26 июня 1797 года . Этнический аварец ( маарулав ) .

Серьёзным учением Шамиль занялся с двенадцати лет в Унцукуле, со своим наставником Джамалутдином Кази-Кумухским. В двадцать лет он окончил курсы грамматики, логики, риторики, арабского языка и начал курсы высшей философии и законоведения.

Если сравнивать Суворова с имамом Шамилем,то как полководец ценнее был несомненно Шамиль.

Ему приходилось противостоять огромнейшей на тот момент Империи.Чтобы понять насколько русские имели численное превосходство,достаточно вспомнить численность населения России на тот момент - свыше 50 миллионов человек,что более ,чем в 100 раз превосходило численность населения Дагестана- 400-500 тыс человек.

По поводу пленения Шамиля Н. Г. Чернышевский писал: «Слава богу, теперь Кавказ не будет поглощать ежегодно по 25 000 русских солдат; ».(Т.е за 47 лет лет  войны в Дагестане русские потеряли свыше 1 млн человек,что больше самого населения Дагестана на тот момент в 2-2.9 раз.).

Всего в Дагестане за эту войну побывало свыше 3-х миллионов русских солдат.


В 1840-х годах Шамиль одержал ряд крупных побед над русскими войсками.Заключение Парижского мирного договора 1856 года позволило России сосредоточить против Шамиля значительные силы: Кавказский корпус был преобразован в армию (не менее 200 тысяч человек). Обычная численность армии Шамиля составляла от 10 до 15 тыс. человек.

Вскоре твердость характера, усердие в деле Газавата, равнодушие ко всем благам мира, безукоризненная нравственность, честность, поселили в горцах высокое уважение к Шамилю. Осажденный вместе с имамом Гази-Мухаммадом в 1832 году имеющими огромное численное превосходство , войсками под начальством барона Розена в башне близ родного селения Гимры, Шамиль успел, хотя и страшно израненный , пробиться сквозь ряды осаждающих, тогда как имам Гази-Мухаммад , первым бросившийся в атаку, погиб.

Современники так описывают это сражение:

«Кази-Магомед сказал Шамилю: „Здесь нас всех перебьют и мы погибнем, не сделав вреда неверным, лучше выйдем и умрем, пробиваясь“. С этими словами он, надвинув на глаза папаху, бросился из дверей. Только что он выбежал из башни, как солдат ударил его в затылок камнем. Кази-Магомед упал и тут-же был заколот штыками. Шамиль, видя, что против дверей стояли два солдата с прицеленными ружьями, в одно мгновение прыгнул из дверей и очутился сзади обоих. Солдаты тотчас повернулись к нему, но Шамиль изрубил их. Третий солдат побежал от него, но он догнал и убил его. В это время четвёртый солдат воткнул ему в грудь штык , так что конец вышел из  спины. Шамиль схватив правою рукою дуло ружья, левою изрубил солдата (он был левша), выдернул штык и, зажав рану, начал рубить в обе стороны, но никого не убил, потому что солдаты от него отбегали, пораженные его отвагой, а стрелять боялись, чтобы не ранить своих, окружавших Шамиля.»

Реформатор.

Реформатором Шамиль был отменным. Созданный им имамат стал демократическим институтом власти, поддерживаемым и укрепляемым неуклонно и повсеместно. Горцам чуждо было такое понятие,как крепостное право. Казалось, Шамиль предусмотрел все. Было введено упорядоченное разделение территорий имамата на «административные единицы», наибства, которые ещё в то же время являлись и военными округами. В обязанности наиба, наместника самого верховного правителя, входило совмещение нескольких должностей — главу администрации области, судьи, священника и полководца. Централизованная административная политическая элита была сосредоточена в руках Верховного Совета (он же Совет Ученых), тот, что был органом, напоминавшим народное собрание, и действовал по принципу коллегиальности, хотя чем дальше, тем больше подпадал под непосредственное воздействие самого имама.В государстве выдавались пенсии и другие социальные пособия.

Военную службу обязаны были нести все способные носить оружие,т.к солдат не хватало; они делились на десятки и сотни, бывшие под начальством десятских и сотских, подчинённых в свою очередь наибам. В последнее десятилетие своей деятельности Шамиль завёл полки в 1000 человек, делившиеся на 2 пятисотенных, 10 сотенных и 100 отрядов по 10 человек, с соответственными командирами. В состав его личной охраны входила группа польских кавалеристов ; начальником артилерии имамата был польский офицер. Некоторые особо пострадавшие от вторжения русских войск селения, в виде исключения, были избавлены от военной повинности, но обязаны были за то доставлять серу, селитру, соль и т. п. Самое большое войско Шамиля не превышало 30 тыс. человек. В 18421843 гг. Шамиль завёл артиллерию, частью из брошенных или трофейных пушек, частью из приготовленных на собственном его заводе в Ведено, где было отлито около 15 орудий . Порох изготовлялся в Унцукуле, Гунибе и Ведено. Государственная казна составлялась из доходов случайных и постоянных; первые состояли из военных трофеев, вторые состояли из закята — установленного шариатом сбора десятой части дохода с хлеба, овец и денег, и хараджа — подати с горных пастбищ и с некоторых селений, плативших такую же подать ханам

Из общественной казны (байт-уль-мал) он выделял большие средства на распространение знаний (ильму). В каждом населённом пункте имам создавал медресе. Одарённых людей имам Шамиль освобождал от газавата и отправлял изучать науки.

Русский учёный, генерал Услар пишет: «Если сравнить население и число медресе Дагестане того времени, уровень грамотности дагестанцев намного превышал уровень грамотности европейцев».


 25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками был осаждён в Гунибе - численность противника составляло - 40 тыс человек.Применялась артиллерия.25 августа 1859 года имама Шамиля,на переговорах с князем Барятинским,вопреки всем общепринятым нормам захватили в плен. Это стало решающим моментом Кавказской войны и предопределило её благоприятный для России исход. То была самая долгая война за всю историю Российской империи.

Многие русские ученые,описывая Шамиля сильно увлекаются.Описывают они его в основном ,как отсталого дикаря.

Возникает вопрос : "Кто тогда русские,имеющие численное (более чем в 100 раз) , и техническое превосходство , не могли 25 лет выиграть у горстки горцев под его руководством? ".

Сравнивая двух величайших полководцев живших в России,стоит также отметить,что Имам Шамиль запомнился , как борец за свободу кавказских народов.Убитых русских солдат он приказывал хоронить,и устанавливать на могилах кресты.

О Суворове же еще вспоминают , как о палаче и оккупанте. В свое время он вырезал белорусов , ногайцев , жестко подавлял восстания в Польше, в Праге.

Российский генерал фон Клуген так вспоминал о прошедшем бою в Праге:

« В нас стреляли из окон домов и с крыш, и наши солдаты, врываясь в дома, умерщвляли всех, кто им ни попадался Ожесточение и жажда мести дошли до высочайшей степени офицеры были уже не в силах прекратить кровопролитие У моста настала снова резня. Наши солдаты стреляли в толпы, не разбирая никого, — и пронзительный крик женщин, вопли детей наводили ужас на душу. Справедливо говорят, что пролитая человеческая кровь возбуждает род опьянения. „Нет никому пардона!“ — кричали наши солдаты и умерщвляли всех, не различая ни лет ни пола…

О резне ногайцев Суворов вспоминает так: Началась битва...

по выражению Суворова "началась полная рубка татарам". Произошло действительно нечто ужасное, неподдающееся никакому описанию. 
Опрокинутые драгунами и казаками ногайцы (казахи) бросались в болотистую речку, вязли в ней и поражаемы были пулями и картечью, столпившихся у реки ногайцев рубили и кололи казаки (донцы) и драгуны...".
 

Вот такими методами русский генералиссимус Суворов "зачищал" чужие земли. Позже на "зачищенных"землях появились русские поселения.

На татар укрывшихся на Кубани,великий полководец напал,когда те спали.Описание тех событий.

" Ночами (поистине опытный бандит) с предосторожностями Суворов, распустивши слух о своем отъезде в Полтаву, пробрался к устью Лабы. Ночью 1 октября, с не меньшими предосторожностями, он переправил отряд через Кубань, и на рассвете придвинулся к татарским аулам. Здесь вблизи урочища Керменчик, в 12 верстах от Кубани, произошло последнее сражение с татарами, самое ужасное по своим последствиям. Первыми бросились (рано утром, когда мирные люди аулов спали) с пиками на татар донцы, за ними драгуны и гренадерский батальон.Через три часа битвы (резня спящих людей - это битва по-суворовски) 2000 трупов усеяли окружающее войско пространство, аулы были сожжены, а к концу битвы на поле осталось более 5000 одних убитых. И казаки, и солдаты одинаково не давали никому пощады - убивали, резали и кололи мужчин, женщин, стариков и детей"." 

Параллельно, дабы оправдать эти шаги Российской империи, был дан приказ оклеветать депортируемые народы. Так, Потто В. сочинил абсурдные действия застигнутых врасплох казахов: «В бессильной ярости они сами истребляли свои драгоценности, убивали своих детей, резали своих женщин».

Российские историки описывали расширения тюркских империй заготовленными фразами и клише: «Иго», «Набеги», «Кочевники», в то время как то же самое расширение российских территорий они называли: «Русские плавно и благотворно растекались по Земле!» 

 

                  ....................................................................................................​..........................

Еще немного о Шамиле:

Русское командование ,чтобы оправдать свои промахи распускало слухи,о том ,что якобы Шамиль получал помощь от турок и англичан.Но доказать этого так и не удалось.

 

В честь Шамиля за пределами Дагестана существуют:

  • улица имама Шамиля - улица в г. Сухум (Абхазия)
  • улица Шейха Шамиля в центре Баку (Азербайджан)
  • бюст Имама Шамиля в Закаталы (Азербайджан)
  • бюст Имама Шамиля в Спокане (США)[9]
  • бюст Имама Шамиля в Ялове (Турция)[10]
  • Башня Шамиля в г. Льгов
  • "Дом Шамиля" в г. Казань, где долгие годы жил его сын

 

                            ...............................................................................................

В 1839 году русским войскам удалось блокировать Шамиля в его резиденции — селении  Ахульго. Более двух месяцев длилась осада крепости. При кровавом штурме Ахульго силы горцев истощились до предела. Летописец имама Мухаммед Таир Карахский писал об этих страшных днях защитников крепости:

«...смерти больше не избегали, а искали, как высшего блага, как окончания всех мук и пыток...»

 

                      ............................................................................................

Цитаты:


  •  

Боишься — не говори, сказал — не бойся…

  •  

Любить и драться надо до последней капли…

  •  

Имам Шамиль спросил у генерала: «Зачем вы пришли на нашу землю и воюете с нами?». Генерал ответил: «Мы пришли к вам, дикарям, с высшей культурой и цивилизацией».
Тогда имам Шамиль позвал одного из мусульман и попросил снять башмак и носки и показать ногу генералу — нога мусульманина блестела от пятикратного омовения. Тогда имам подозвал русского солдата и попросил его сделать то же самое. Нога солдата была грязной и воняла на расстоянии.
Имам спросил: «Так вы с этой культурой к нам пришли?!».

  •  

Всякий, поднимающий оружие против истины, поднимет его на свою погибель!

  •  

Выходя на тропу войны, герой тот, кто не думает о последствиях.

 
Кроме свободного владения этими языками,он еще мог изъясняться на 5-6 языках.


  •  

Я обращаюсь к вам через толщу лет!
Я умом и сердцем воспринял призыв знаменитого шейха Мухаммеда из Яраги:
Люди рождаются свободными, и отнять у человека это священное право — тяжкий грех перед Всевышним!
Свободная жизнь всех народов и защита достоинства свободного человека в нашем понимании были освящены имамом и традициями нашей горской жизни.
Я горжусь: в моём государстве уже не было ни ханов, ни рабов, все люди были равны между собой!
Эта свобода, это равенство народов и людей — моё завещание вам!
Я настаивал наибов: «Не склоняйся ни в сторону насилия, ни в сторону насильников. Гляди на своих людей глазами милосердия и заботы… Будь для старшего сыном, для равного братом, а для младшего отцом.
Если ты будешь вести противно тому, что я говорю, если ты будешь вести себя несправедливо к народу, то вызовешь на себя прежде всего гнев Всевышнего, а затем гнев мой и народа своего.»
Я не хотел крови, жертв и страданий народов.
Знайте! Я уважительно относился ко всем народам!
В моём государстве было много христиан, перешедших к нам добровольно или попавших в плен.
Я сосвал специальный съезд в Анди, на котором решили содержать беглых за счёт казны.
Мы дали свободу всем!
Они были вольны принять мусульманство, завести хозяйство и жениться.
Для тех же, кто хотел исповедовать христианство, я велел построить церковь!
Вы, к которым я сейчас обращаюсь, должны знать, что тогда, в бурные и жестокие годы, все народы, населяющие Дагестан, были единой семьей.
Мы не делились по народам и языкам!
У нас была общая судьба и единые цели!
Для нас истинным человеком был тот, кто разделял с народом все его тяготы.
Я считал себя учеником и последователем шейхов Мухаммеда и Яраги, Джамалутдина из Казикумуха и Абдурахмана из Согратля.
Я завещаю вам, своим потомкам, эту дружбу и это братство!
Помните! Для Шамиля и его сподвижников не было ничего более святого, чем долг перед Всевышним и своим народом! — <small>Завещание имама Шамиля потомкам</small>

 
 
Об имаме Шамиле в 19 веке было написано больше книг, чем о Наполеоне !
Популярность Шамиля была необыкновенна, когда в сентябре 1859 года после завершения военных действий он был приглашен в публичную библиотеку в Петербурге, ему показали 22 сочинения о нем, изданных в разное время на разных языках: русском, польском, французском, немецком, английском, итальянском, голландском, шведском, венгерском и латышском. 

В 1854 году в парижском Всеобщем иллюстрированном журнале была опубликована статья Эдмонда Тексье «Шамиль» с оригинальным изображением главного героя. Необычен наряд Шамиля (кольчуга, шлем, лук, стрелы), гордо восседающего на коне. Видимо, этим автор портрета хотел подчеркнуть высокое положение Шамиля, его главенствующую роль.
Вскоре в Париже Эдмонд Тексье публикует свою книгу «Шамиль», вышедшую в серии «Люди Восточной войны». 
В 1854 году в Париже издается книга Пьера Закона «Шамиль — освободитель Кавказа»
В парижском театре «Сен-Мартин» 26 июня 1854 года состоялась премьера постановки в пяти действиях французского драматурга Поля Мериса «Шамиль». 
Французский консул в Тифлисе, виконт Г. Кастильон в своих письмах, адресованных министру иностранных дел Франции, писал, что Шамиль — «политический вождь, которому событиями была предоставлена безграничная власть при демократическом строе, основанном на принципе абсолютного равенства. В то же время это религиозный вождь, которому звание великого имама, верховного главы правоверных, придает священный характер». Консула «изумляет героическая борьба народов Кавказа с царизмом за отстаивание своей независимости», а также личность имама Шамиля, его роль в общественной жизни Дагестана и Чечни.
Германия получила первый реальный портрет имама Шамиля, выполненный карандашом немецким художником Теодором Горшельтом. Будучи волонтером в русской армии, Горшельт был свидетелем переговоров Шамиля с князем А. Барятинским 25 августа 1859 года на Гунибе и молниеносно зарисовал имама в свой альбом. Этот рисунок, который затем был послан им в письме к родным в Германию, он прокомментировал так: «Вот великий человек».
Популярный народный писатель Германии Густав Нириц создает свою романтическую повесть «Слеза, или Пленные Шамиля», которая была издана в Лейпциге в 1857 году, а английский поэт Ф. Фитхьюдж преподносит читателям свою поэму «Проклятие Шамиля», выпущенную в Эдинбурге в том же году. Италия читает произведение А. Милано «Шамиль и священная война на Востоке Кавказа», в Швеции издается «Шамиль и народная Кавказская война против России» с портретом имама на обложке — облаченного в доспехи с эполетами, гордо восседающего на коне.
                        ............................................................................................
Имам Шамиль обладал необычайной силой.