«Реальное покаяние — это не декларации»

На модерации Отложенный Андрей Кураев и Михаил Ардов - об итогах патриаршего служения владыки Кирилла
 
1 февраля исполнится пять лет, как на Поместном соборе РПЦ был избран патриархом митрополит Кирилл. За эти годы в РПЦ и вокруг патриарха произошло множество скандалов: «двушечка» фигурантов дела Pussy Riot, разоблачение «нехорошей патриаршей квартиры», история с заретушированными часами «Брегет». И аккурат к пятилетнему юбилею — новый скандал: известный богослов и популярный блогер Андрей Кураев заявляет о существовании в РПЦ «голубого лобби». Что сегодня происходит в РПЦ, почему так и не было покаяния за сотрудничество с КГБ и советской властью и нужно ли это раскаяние для очищения Церкви — в редакции спорили протодиакон Андрей Кураев и протоиерей Михаил Ардов
32_01.jpg
В январе 2009 г. протодиакон, профессор Московской духовной академии Андрей Кураев и священник Российской православной автономной церкви о. Михаил Ардов обсуждают в редакции The New Times выборы патриарха
32_02.jpg
Протодиакон Андрей Кураев (слева) и священник Михаил Ардов в редакции The New Times пять лет спустя. Январь 2014 г.
 
Отец Андрей, пять лет назад вы страстно отстаивали кандидатуру владыки Кирилла как будущего патриарха, объясняя, что его предложение развивать церковную экономику сделает Церковь независимой от государства*. Прошло пять лет: стала ли Церковь свободной?
 
*The New Times № 3 от 26 января 2009 г.

**Антон Карташев — богослов, историк. Книга издана 
в 1956 г. в Париже.
Андрей Кураев: Во-первых, для русского патриарха пять лет — это молодость. В XX веке патриарх находится у кормила церковной власти в среднем 20 лет. Поэтому отнюдь еще не время подведения итогов. Второе: я полагаю, что патриарх Кирилл нам действительно от Бога дан, это промысел Божий. И события вокруг него, и то, что выпало на его понтификат, обогащают нашу церковную копилку очень интересным опытом, опытом общественной обструкции...
Был опыт гонений, был опыт соучастия в делах власти, но не было такого опыта, когда государство более или менее нейтрально, а на улицу бывает выйти стыдно.
 
Надо уметь вести ежедневный и сложный диалог со множеством разных людей. И это очень важно для Церкви. Это то, о чем писал Карташев в замечательной книге «Воссоздание Святой Руси»**. Его идея была такова, что симфония Церкви и государства — это классика церковной святоотеческой мысли. Та случайность, что сейчас у нас нет ни царя, ни патриарха, писал Карташев, не должна вести к тому, чтобы Церковь от этой своей мечты о симфонии отказалась. Напомню, что мечта о симфонии выражается в двуглавом орле, византийском и позднее московском — единое тело и две головы, царь и патриарх. Карташев писал, что если Церковь не может вести диалог с государством, она должна вести диалог с обществом.
 
По образу и подобию
 
То есть вы — за симфонию государства и Церкви. На светском языке — это то самое сращивание Церкви и власти, против которого выступали солистки Pussy Riot.
 
Кураев: Я говорю о том, что симфония Церкви и общества должна прийти на смену симфонии Церкви и государства.
 
***Патриарх Сергий был избран в 1943 г.
Михаил Ардов: Отец Андрей недооценивает церковные каноны. РПЦ — организация, которую в 1943 году создал товарищ Сталин, явочным порядком свезя 18 епископов и сделав патриархом своего гэбэшного агента Сергия Страгородского***. Они изменили постановление последнего легитимного Собора 1917–1918 годов. И все, что было дальше, — абсолютно нелегитимно. Они построили Московскую патриархию по образу и подобию КПСС, их устав — абсолютно как у КПСС. И сейчас он такой же, но его немножко изменили. Соответственно, митрополитбюро, генсек-патриарх; митрополитбюро ни перед кем не отчитывается, выше их всех, соборы — это формальность, как съезды. И все это продолжается. А этот «успешный менеджер» господин Гундяев размножает митрополитов путем простого деления — их сейчас уже 300, а он хочет сделать 500. А до революции в России было три митрополита — только в Москве, Петербурге и Киеве. И все это ложится на приходы страшным бременем. Потому что всю эту армию начальников надо не просто содержать, а они должны ездить на машинах, ходить в дорогих облачениях и т.д. И это притом что практикующих православных у нас не более трех-четырех процентов населения. А они лгут, что у них 80 процентов, пиарят себя перед Путиным, что они такие влиятельные.