Комплекс вины, или Разговор двух физиков

На модерации Отложенный

heisenb

или

разговор двух физиков — Планка и Гейзенберга о том, что есть грех

Мы поговорим о большой психологической проблеме людей, над которой бьются психотерапевты — о комплексе вины, о самоугрызении, о перфекционизме в области нравственности.

Мы поговорим о комплексе вины, который случается у хороших людей.

Потому, что это именно они придумывают себе правило «Жизнь в безупречной моральной чистоплотности» и пытаются ему следовать — без успеха, конечно. Не видя успехов, хорошие люди обижаются на Всевышнего и начинается богоборческая канитель.

А ещё они начинают страшно стыдиться себя самих (втихомолку), а нет человека страшнее, чем человек, который сам не подал бы себе руки.

«Безупречная моральная чистоплотность» коварна, так как невозможна на Земле, а значит – лжива — она и лживы её требования. И это следует понять.

«Безупречность в морали» всегда на деле превращается в свою противоположность — во что-то злое, вместо ожидаемого блага, добра.

Не добившись безупречной нравственности от себя, мы погружаемся в комплекс вины, становимся циниками, скептиками или начинаем грешить напропалую по принципу: «Ах, я плохой? Тогда я буду плохим во всём!»

Можно назвать этот наш разговор и разговором о гордыне.

Ведь это именно гордыня требует от нас, чтобы мы были «идеальными» в моральном, нравственном плане.

Для чего же, для чего, а?

А лишь для того, чтобы мы имели возможность заявить кому-то при случае: «Меня тошнит от ваших делишек, да-с!».

Гордыня требует от нас, чтобы мы не ввязывались в сомнительные дела и не общались с людьми, мягко говоря, неидеальными по части морали.

Таким образом, идеальный вариант обустройства нашей жизни (с точки зрения гордыни) это не жить, так как вокруг одни воры и проходимцы.

Как говорил Паниковский: «Жалкие, ничтожные люди»...

Ну а теперь я расскажу вам о том разговоре об этике, который состоялся в 1933-1934 году между двумя великими физиками, имена которых знают все.

Разговор Макса Планка и Вернера Гейзенберга о сущности греха, случившийся в нацистской Германии, во времена «Третьего Рейха»

Вы можете найти этот рассказ (и многие другие поучительные рассказы) в замечательной книге «Часть и целое: беседы вокруг атомной физики».

Её написал как раз-таки Гейзенберг. Его книга —это разговоры с Нильсом Бором, Максом Планком и другими корифеями физики 20 века. Разговоры отнюдь не о физике, книга «Часть и целое» это автобиография Гейзенберга и интеллектуальная биография целой интеллектуальной эпохи.

Примерно, как Лев Лосев или как «Разговоры с Бродским» Соломона Волкова или как знаменитый эккермановский памятник культуры «Разговоры с Гёте».

«Вы хотите прожить жизнь и быть безгрешным?»

Этим «вопросом на вопрос» «папа Планк» добился моментального Просветления у молодого тогда физика – Гейзенберга...

А проблема была вот какая...

Тоталитарное государство (каким и был Третий Рейх) коварно в том смысле, что творя свои гадкие дела, оно, как воровская шайка, «мажет» своей гнусью абсолютно всех, кто существует в нём. Так что ни один человек, если только он физически не сбежит с чемоданами и не порвёт свой паспорт на границе – ни один человек, живя в этом государстве, не сможет больше ходить с высоко поднятой головой.

Вы помните, что я писала выше? Что нет человека страшнее, чем тот, кто сам себе не может подать руки? Вот именно таких людей (в полном соответствии со стратегиями преступных сообществ) и делало Тоталитарное Государство.

Практика была примитивна: каждый учёный, каждый сотрудник госучреждения в деловой переписке, в докладной записке, обращённой к коллегам, должен быть строго по образцу писать в каждом своём письме одну фразу: «Хайль Гитлер!». Этой фразой должно было заканчиваться каждое деловое письмо.

Вот Гейзенберг и спросил Планка: Что делать?

Проблема заключалась в том, что Гейзенбергу было жалко немецких студентов и немецкую науку. Он понимал, что если убежит из страны сейчас, возмутившись этим намеренно унизительным для каждого интеллигента нововведением, то немецкая квантовая физика так никогда и не состоится. А талантливые молодые аспиранты и старшекурсники будут им просто преданы, их научные карьеры окажутся поломанными, а их предназначение – попрано.

И, как вы уже знаете, Макс Планк ответил следующим образом: «Вы хотите прожить жизнь и быть безгрешным? Да Само дыхание есть греховный акт в определённых условиях!»...

А вот ещё его подлинные слова, из книги воспоминаний: «Часть и целое»

«Знаете что? Люди нашего поколения, и нашего времени, и нашей страны должны примириться с тем, что они будут грешными. Полностью прожить без греха нельзя, не удастся. Если вас интересует будущее немецкой культуры, вы должны оставаться на своём месте».

Я подписываюсь под словами Планка и хочу только добавить от себя: люди любого поколения, любого времени и любой страны должны примириться с тем, что они будут грешными.

Так побеждается гордыня, глупость, юношеский максимализм. Так из жизни начинает постепенно уходить Зло, маскирующееся под суровую Добродетель.

Так клиент психотерапевта обнаруживает, что его без всяких таблеток перестало, наконец, мучить чувство (комплекс) собственной нелепой вины.