Мой любимый стиль изложения – “поток сознания а ля Марсель Пруст”. И я свободно перехожу от описания галактики с именеме М31 к описанию галактики с именем Человек. Мы видим в концепциях древних религий зародыш и развитие преимущества мотиваций, исходящих из потребностей объективного мышления, по сравнению с мотивациями физического мира, не осознающего своего будущего.
Само существование не является для человека достаточной целью существования и достаточно сильным мотивом преодоления действительности. Стефан Шуман
1. Галактика Человек
С того исторического момента, когда перед психологами встала практическая задача объяснения поведения отдельного конкретного человека, изменилась и расстановка психологических проблем. На первое место выдвинулись проблемы мотивации. Стало ясно, что сложную структуру регуляторных процессов человека интегрирует в одно целое та задача, которую он ставит перед собой. Если такой задачи нет, то нет и программы и цели действия, нет организованного, строго направленного поведения. Процессы инициации и реализации действий, направленных на данную цель, процессы, определяющие то, что человек совершает данный поступок, а не иной, и являются мотивационными процессами. Конечно, в этом отношении мотивация неразрывно и сложно связана с процессами отражения действительности, комплексом знаний и умений, с психическими установками, потребностями и биологическими влечениями.
Поэтому всякое изучение мотивационных процессов у человека есть, по сути дела, изучение личности в ее действии, личности, структура которой определена не только прошлым, индивидуальным опытом, результатом жизни в данных социальных и биологических условиях, но и будущим. Это значит, что личность человека определена также и тем, к чему он стремится, какие задачи может и хочет ставить перед собой. Личность человека — это система, предназначенная к решению будущих задач; и глубоко ошибается психолог, который хотел бы понять ее на основании только ее прошлого. В этом состоит, между прочим, заблуждение как психоанализа, так и бихевиоризма всех оттенков. Особенно важно учитывать этот факт, приступая к психологическим прогнозам, а также психокорректурным и воспитательным мероприятиям.2. Мотив поведения
а) представление о мотиве
Каждый, кто хочет понять человека, начинает с поисков причин его действий. Например, ученик сбежал с уроков. Мы стараемся выяснить причину. В таком случае мы говорим, что хотим понять мотивы, которыми руководствовался ученик, избирая тот или иной способ поведения. Только зная мотив, мы приступаем к оценке действий людей и принятию решений. Бегство ученика из школы мы оценим по-разному в зависимости от того, был ли мотивом страх перед учительницей или пренебрежение своими обязанностями.
б) Роль эксперимнта в изучении мотива
Прежде чем мы приступим к подробному анализу разных определений мотива, полезно будет в общем, познакомиться с теми трудностями, которые вызывает применение этого термина в практике психолога.
Большинство точных данных, касающихся мотива, взято из экспериментальных наблюдений над животными. Было доказано, что и у людей и у животных поведение может быть полимотивационным. Причиной действия могут быть несколько мотивов, даже противоречащих друг другу, что позволяет осуществлять специфические способы действия, обусловливает непоследовательность поведения или отказ от действия.
в) Специфика мотивацтт человека
Но поведение человека намного сложнее поведения животного. Человек осознает свое действие и для него типично то, что его сознание регулирует выбор той, а не иной цели и программы действий. Поэтому даже очень голодный человек может поделиться своим куском хлеба с другим человеком; даже очень сурово наказанный может не отступить от своих действий, если он убежден в правильности своего поведения.
Состояние организма, информация о внешней ситуации и даже опыт не влияют на реакции человека так, как это имеет место у других животных, у которых регулятор — мозг — функционирует в лучшем случае на уровне условных рефлексов по закономерностям, обусловленным структурой нервной системы (см. на «Коммунике» статьи о нейронных сетях в рубриках «Программируемая материя» и «Ликбез по матлогике»). Регуляция, осуществляемая мозгом человека, происходит на качественно ином уровне благодаря существованию сознания и связанных с ним возможностей восприятия отраженной в абстрактных понятиях действительности и оперирования этими понятиями по законам, обусловленным не, только структурой нервной системы, но и традициями, элементами культуры, привычками, рациональным или магическим моментом в технике мышления.
Иначе говоря, человек живет не только в физической реальности, но и реальности объективного мышдения, чем и объясняется коренное отличие поведения и выстраивающей его мотивации у человека от мотивации животного. Сознательно проводя свои концепции в жизнь, человек может действовать наперекор собственным желаниям, давлению окружения, реализовать цели, отстоящие на десятки и даже сотни лет и связанные с благом неизвестных ему людей. Осознав идеологические принципы, человек может руководствоваться ими, полностью отвлекаясь от требований ситуации,например биологической или общественной, даже ценой собственной жизни.Сознание — высший эволюционный уровень регуляционных функций, которыми располагает нервная система живущих на Земле существ, не может не приниматься во внимание при решении вопросов мотивации человеческих действий.
Наплмню (это важно): личность человека — это система, предназначенная к решению будущих задач Человек, в отличие от жмвотного, живет в будущем. Этим самый плохой архитектор отличается от самой лучшей пчелы
Контролирующая функция сознания у человека так важна, что в нормальных условиях мы не можем себе представить направленного, целевого действия без сознательной его проверки.
В то время как у животного фактор, динамизирующий действие, равнозначен фактору, побуждающему к началу действия и направляющему его, у человека в этой области функционируют два отдельных механизма. Один становится динамизирующим фактором, энергетизирующим действие (физическая реальность), а другой фактор делает возможным само действие, программирует его и вызывает его начало (реальность объективного мыщления).
Определяющую роль в принятии и изменении решения о действии играет так называемый сознательный мотив. Мы видим, что он не является движущим фактором. Он причина действия в том смысле, в каком, например, нажатие кнопки можно считать причиной полета ракеты.
Мы будем придерживаться понимания мотива как объяснения причин действия, тогда как для факторов, динамизирующих действие, также часто обозначаемых термином «мотив», необходимо, очевидно, другое название. Мы располагаем множеством терминов, используемых как эквиваленты слова «мотив». К наиболее популярным из них принадлежат термины «влечение», «потребность» и «инстинкт».
г) Определение мотива
Выше мотив в общих чертах был определен как объяснение причин действия, способствующее принятию решения о его начале. Теперь попытаемся дать более точное определение того, что следует понимать под объяснением причин действия. Мы не можем заглянуть в сознание другого человека, он должен нас информировать о его содержании с помощью слов. Более того, некоторые данные позволяют предположить, что человек то, что переживает, понимает только с помощью слов и только с их помощью осуществляет мыслительные операции. Мотив же всегда является какой-то формулировкой. Если человек не сформулировал мотива совершенного или совершаемого действия, это практически означает только то, что он не имел мотива действия и, следовательно, действие его было немотивированным. Психолог, столкнувшись с такой ситуацией, предполагает сознательный обман или психические нарушения.
Мы имеем, следовательно, первую часть искомого определения — мотив естьформулировка (мысленная, устная или письменная).
Теперь выясним, чего должна касаться эта формулировка. Правильный ответ поможет нам дать высказанная ранее мысль о связи мотива с регулирующей функцией сознания. Регуляция действия есть, как известно, приспособление его к определенным требованиям ситуации. Мы знаем также, что формулирование мотива делает возможным принятие решения о действии. Регулирующая роль мотива базируется на определении цели действия и предназначенной для этого программы, создающей основу для принятия решения о действии.
Итак, речь идет не о любом действии, а только об определенном роде действий, именно о действиях, направленных на достижение заранее запрограммированного результата. Программа эта может иметь строго определенный алгоритм, может также быть обозначена в обших чертах, конкретизируясь в зависимости от хода действия.
Указанные зависимости можно представить себе следующим образом. Регуляция деятельности начинается с того, что индивид, уяснив себе (а следовательно, сформулировав, вербализовав) цель действия, определяет (или формулирует) программу действия. Когда процесс этот закончится и индивид создаст мотив, одобренный им, он может начать деятельность, то есть приступить к реализации программы, заключенной в мотиве. Если же данная форма поведения не регулируется мотивом, мы говорим о неосознанном, немотивированном действии.
Ставя так вопрос, можно определить мотив как вербализацию цели и программы, дающую возможность данному лицу начать определенную деятельность
P.S. Существуют и другие определения понятия «мотив». Их общий изъян – смешение (в разной степени) материального и идеального компонентов мотива, что вполне допустимо для анализа мотивации животного, но яаляется слишком упрощенным подходом при изучении мотивации человека.
д) Направляющая и контролирующая функция мотива
Речь идет о роли мотива в процессе регуляции алгоритма деятельности. Как известно, регуляция основывается на применении форм поведения к изменяющимся требованиям ситуации, и классическую ее схему можно проиллюстрировать с помощью структуры отрицательной обратной связи. Например, Ян, который проявлял сердечность по отношению к X, имел в связи с этим неприятности. Поэтому он изменяет свое отношение к нему на враждебное. Когда и это не дает результата, он начинает избегать X. Этим трем видам деятельности могли бы соответствовать три мотива:
1) «чтобы не иметь неприятностей, надо проявлять сердечность в отношении к X»;
2) «чтобы не иметь неприятностей, надо проявлять неприязнь в отношении к X»;
3) «чтобы не иметь неприятностей, надо избегать X».
Изменение в содержании первого и второго мотивов наступило в результате ситуации, возникшей в ходе реализации заключенной в них программы. Изменение это было проявлением регуляции отношений Яна к X. Роль мотива в этой регуляции основывалась на том, что каждый раз он составлял закрепленное в памяти формулирование программы и цели данного действия.
Программа эта путем соответствующего выбора средств давала действию определенное направление. Ян, уясняя ее себе в ходе реализации деятельности, мог постоянно контролировать ее течение. Если, следовательно, руководствующийся первым мотивом Ян будет обижен X, то, придерживаясь в это время установленной программы, он будет делать вид, что ничего не заметил, и продолжать относиться к X сердечно и в дальнейшем.
Цель действия позволяла пересмотр программы с точки зрения эффективности ее реализации. Когда Ян убедился, что сердечные отношения к X, которые должны были избавить его от неприятностей, вызывают их, он изменил программу на другую, по его мнению более правильную. Так, следовательно, формулирование мотива, закрепленное в памяти, влияет на ход деятельности, выявляет ее программу и позволяет контролировать ее эффективность с точки зрения требуемой цели.
Как можно судить на основе вышесказанного, роль мотива в процессе регуляции деятельности основывается на том, что он становится фактором, направляющим деятельность.
Собственный, достаточно убедительный и конкретный мотив становится лучшим стимулом для деятельности, ведущей к психическому равновесию. Это признано на практике. Об этом свидетельствует тот факт, что, собственно, все применяемые методы психотерапевтической техники имеют целью или подсказать пациенту соответствующий мотив, или создать ему условия для формулирования предметного мотива. Поэтому в одних методах преобладает объяснение и внушение, другие носят успокаивающий характер, способствуют ликвидации затруднений при конструировании или одобрении соответствующего мотива. Современные буржуазные СМИ используют на практике оба означенных метода формирования конформистского мотива у населения – внушение и успокоительную ложь.
Неспособность к одобрению мотива, а именно одного из его элементов — программы деятельности, нарушает процесс регуляции деятельности. Интересной является также проблема нарушений приспособления, основанных на неспособности к изменению мотива и принятию нового, реализация которого могла бы вывести данную личность из состояния неприспособленности.
е) Модель одного из аспектов мотивации советского интеллигента
Мы помним мотивацию к бездеятельности нашего «креативного класса»: «Если они считают, что нам платят, то пусть считают, что мы – работаем». И ответная мотивация того же «класса»: «Если они считают, что они работают, то пусть считают, что им платят».
Понятно, что за таким мотивом могут скрываться самые разные установки, потребности, влечения. Мы же здесь вспомним об одной очень существенной особенности мотива многих советских интеллигентов (не говорим уж о современной российской презентации этого вида человекообразных!). Покажем ее на примере умственно отсталых детей. Из клинических описаний известно, что деятельность этих детей слабо направлена, они не обладают выдержкой в работе и не способны к продолжительной конструктивной деятельности. Интересные результаты при изучении этой проблемы были получены в одной из советских школ для умственно отсталых детей (Пинский, 1962). В этой школе был организован кружок юных натуралистов с целью пробудить у учеников интерес к научно обоснованным формам полевых работ. Каждый ученик получил свою делянку и выбрал достаточно сложную задачу, например о влиянии азотных и фосфорных удобрений на скорость созревания овса. Предполагалось при этом, что ученики, сами выбравшие темы, проявят необходимую инициативу, настойчивость в работе над ними. Случилось иначе. Не отдавая себе отчета в характере и значении избранной темы, ученики превратили свои делянки в обычные капиталистические грядки, на которых, как и всюду, росли огурцы или картофель, и не проявляли никакого интереса к применению рациональных способов выращивания. Результат согласовывался с тем, чего следовало ожидать от умственно отсталых – распад СССР.
Однако преподавательница Якушева не отказалась от педагогических усилий и выработала сложную систему инструкций и пояснений, сформулированных так, что они стали вполне доступными сознанию умственно отсталых (разработала теорию, без еоторой нам смерть!). Задания при этом были пересмотрены, оставлены только простые, например получить большое количество картофеля с одного клубня. Наряду с понятной программой, которую устанавливало задание, дана была также понятная цель — участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Эффект был необычайным. Ребята из кружка получили несколько медалей и неоднократно принимали участие в выставке, что являлось наградой за высокие достижения.
Опыт этот показал, какую большую роль играет формулирование понятного и убедительного для данной личности мотива, и подтвердил, что только такой мотив может полностью выполнить свою функцию направления и контролирования поведения человека. Таким образом, мотив, представляющий только набор слов, который дает возможность предпринять определенную деятельность, не всегда может участвовать в ее регуляции. Достаточно вспомнить неумелость и неэффективность деятельности, опирающейся на «пустые» стандартные фразы, — описание подобной деятельности, вслед за Славомиром Мрожеком и Аркадием Райкиным, способствовало успеху многих сатириков. Нет необходимости вновь подчеркивать здесь ту решающую роль, которую играет во всех отраслях практической психологии проблема зависимости между содержанием мотива и эффективностью деятельности.
Если говорить серьезно, то содержание мотива руководящего и исполнительного звена, наиболее ответствнных за развитие общества, крайне зависимо от наличия как теории в объективном мышлении (кто ее сегодня создает?!), так и от степени владения этой теорией конкретных исполнителей. Кухарка должнауметь управлять государством – совсем не значит, что управление государством можно отдать любой кухарке вроде Горбачева. Формирование мотивации, как мы видим, требует тем большей подготовки, чем сложнее поставленная цель. Иначе – самые благие намерения обращаются в «покушения с негодными средствами» (В.И.Ленин). Кандидатуры на пост Президента должны выдвигать не слабоумные кухарки из ЕР иди КПРФ, а Академия Наук (РАН). Власть это интуичит и и науку уничтодает вполне мотивированно для слабоумного интеллигента (вроде Е.Ясина, например).
Комментарии