La Vergine delle rocce Леонардо да Винчи.
На модерации
Отложенный
«Мадонна в скалах» ( La Vergine delle rocce) — название двух, практически не отличающихся по композиции картин Леонардо да Винчи,одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее.Иногда встречается название картины "Мадонна в гроте".
ПРЕДСТАВЛЯЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ОБЕ КАРТИНЫ.
Мадонна в скалах.1483-1494 годы. Музей Лувр.
Мадонна в гроте .1495-1508 годы. Национальная галерея,Лондон
ПОЧЕМУ ЛЕОНАРДО НАРИСОВАЛ ДВЕ ПОЧТИ ОДИНАКОВЫЕ КАРТИНЫ?
«Мадонну в скалах» заказали Леонардо в 1483 году монахи братства Святого Франциска для алтаря в часовне Непорочного Зачатия Девы. Братья Амброджо и Еванджелиста да Предис поступили в подмастерья к нему. Сюжет картины мы напрасно стали бы отыскивать в Евангелиях. Это не канонический, а легендарный сюжет.
ЛЕГЕНДА.
Иоанн Креститель, еще ребенком ушедший в пустыню для покаяния, встретил в пути Деву Марию с младенцем Христом — они возвращались из Египта, и Христос благословил его.
Посмотрев законченную в общих чертах «Мадонну в скалах», монахи-заказчики отказались принять и оплатить работу, придравшись к формальному нарушению договорных сроков. На самом же деле их, конечно, повергла в шок проявленная Леонардо свобода в трактовке сакрального сюжета. Не будем вдаваться в богословские тонкости.
Были заявлены две основные претензии:
Во-первых, почему ангел указывает рукой на Иоанна, тогда как «первый в святости» Иисус Христос?
Во-вторых, почему над головами персонажей отсутствуют нимбы (знак святости)?
Разругавшись с монахами, Леонардо забрал свою картину из часовни Непорочного Зачатия и начал, на свою голову, судебный процесс. Он утверждал, что монахи ничего не понимают в живописи, что «нельзя слепому судить о цветах». Однако и монахи были по-своему правы и умело отстаивали свою правоту. И длился этот диковинный процесс ни много ни мало — двадцать лет. По видимости дело кончилось компромиссом, а по сути, увы,— поражением Леонардо.
Он написал еще один вариант «Мадонны в скалах» (с нимбами и без указующей руки ангела). А первоначальный, намного лучший вариант долго оставался в его мастерской, затем попал к французскому королю Людовику XII и ныне хранится в Лувре.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ:
"Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правою рукою младенца Иоанна Крестителя, осеняет левою - Сына, как будто желая соединить обоих - человека и Бога - в одной любви. Иоанн, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением.
Иоанн Креститель.
По тому, как Спаситель-младенец, голый на голой земле, сидит, подогнув одну пухлую с ямочками ножку под другую, опираясь на толстую ручку, с растопыренными пальчиками, видно, что он еще не умеет ходить - только ползает. Но в лице Его - уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота.
Сохранился эскиз к картине "Мадонна в скалах", где Леонардо да Винчи изобразил ангела:
Коленопреклоненный ангел, одной рукой поддерживая Господа, другой указывая на Предтечу, обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной и странной улыбкой. Вдали, между скалами, влажное солнце сияет сквозь дымку дождя над туманно голубыми, тонкими и острыми горами, вида необычайного, неземного, похожими на сталактиты.
Эти скалы, как будто изглоданные, источенные соленой волной, напоминают высохшее дно океана. И в пещере - глубокая тень, как под водой. Глаз едва различает подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов. Кажется, слышно, как медленные капли сырости падают сверху, с нависшего свода черных слоистых скал доломита, прососавшись между корнями ползучих трав, хвощей и плаунов.
Только лицо Мадонны, полудетское, полудевичье, светится во мраке, как тонкий алебастр с огнем внутри. Царица Небесная является людям впервые в сокровенном сумраке, в подземной пещере, быть может, убежище древнего Пана и нимф, у самого сердца природы, как тайна всех тайн, - Матерь Богочеловека в недрах Матери Земли. "
(Дмитрий Мережковский (1865-1941) роман "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи".
«Мария, чей образ наделен большим человеческим обаянием, охраняет своего сына, над головой которого она простерла левую руку. Одновременно она придерживает правой рукой стоящего на коленях ребенка Иоанна, поклоняющегося Христу. Христос в ответ благословляет Иоанна, а ангел указывает на эту сцену, как бы вводя зрителя в картину...
Пожалуй, впервые в искусстве XV века фигуры располагаются не перед пейзажем, а в пейзаже. Несмотря на огромную точность в передаче деталей , пейзаж в целом воспринимается как нечто единое... Его острые кристаллы и синеватые пустынные просветы служат идеальным фоном и обрамлением для фигур: не отвлекая внимания от последних, они в то же время придают композиции картины замечательную цельность.
Хочется дополнить, что простертая рука Мадонны и голова ангела, с лебединой грацией повернутая в три четверти, написаны так, что, кажется, они разрывают замкнутое пространство картины, выпадают из плоскости холста, тем самым выводя сакральный, священный, относящийся к религиозному культу сюжет за рамки сакрального времени, приближая его к нам, погружая в наше земное время. И в этом эффекте сближения состояла эстетическая новизна и религиозная смелость картины Леонардо.
У ВАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ СРАВНИТЬ ОБЕ РАБОТЫ И ВЫСКАЗАТЬ СВОЁ МНЕНИЕ.
Версия картины.Лувр. Лондон.
Версия, которая хранится в Лувре, написана раньше, между 1483 и 1486 годами. Она на 8 см. выше лондонской версии.
Лондонская версия написана позже, но до 1508 года. Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Мнения ученых относительно лондонской версии картины расходятся: одни считают, что в создании этой картины участвовали ученики Леонардо да Винчи, однако в последнее время большинство ученых склоняется к выводу, что обе картины - создание только Леонардо, без участия учеников.
Источники.
http://top-antropos.com/religion/hristianstvo/item/56-vergine-delle-rocce
http://smallbay.ru/artreness/da_vinci2.htm
http://smallbay.ru/artreness/da_vinci10.html
http://krugozor.org/leonardo_da_vinchi.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D0%B2_%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%85
Комментарии
А по поводу ориентации,они оба предпочитали мужчин,но это не мешало им заглядываться на женщин.
Кажется ,что всё это и есть эмоциональная и композиционная среда,где происходит это таинство.Всё это придаёт картине особенный шарм.Легко представить эту картину,ощущаешь своё в ней присутствие.
А вы какого воина имели ввиду?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
_Иоанн, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением.
***
двуперстным...может не зря староверы гибли?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Ден Браун утверждает, что якобы на версии, вставленной в Лувре, не Иисус благословляет Иоанна Крестителя, а наоборот — ангел поддерживает Иоанна, а Мария обнимает Иисуса, поклоняющегося Иоанну Крестителю. Представители Лувра назвали эту версию «натянутой», а литературный эффект, вызванный книгой «Код да Винчи», — пародией на историю искусств" Это вы имели ввиду?
В своей манере психоанализа?
Тебе тоже спасибо за участие.
в лондонском варианте это скрыто , приближением всей группы к зрителю ...
хотелось бы узнать поподробней о условиях заказа картины , что именно хотели монахи видеть в изображении ..
О претензии монахов к Леонардо очень мало сведений.Формально они выдвинули обвинение,что он нарушил договорные сроки.На самом же деле их, конечно, повергла в шок проявленная Леонардо свобода в трактовке сакрального сюжета.
Были заявлены две основные претензии. Во-первых, почему ангел указывает рукой на Иоанна, тогда как «первый в святости» Иисус Христос? Во-вторых, почему над головами персонажей отсутствуют нимбы (знак святости)?
Но Леонардо думал по другому.В «Мадонне в гроте» он решал эстетическую, а не богословскую задачу. И поэтому, на его взгляд, возражения заказчиков просто не имели отношения к делу.
"Леонардо весьма плохо вел свои денежные дела. Он часто просрочивал заказ, за что должен был платить большие неустойки из тех денег, которые ему выдавали во время работы. Но он тратил их всегда быстрее, чем заканчивал картину и штрафы платить не мог. В результате за ним тянулся длинный шлейф жалоб и судебных исков. Но ему везло: неизменно появлялся благодетель, обычно, его следующий покровитель, который оплачивал его долги. Так произошло и в этот раз. Покровителем оказался французский король Людовик ХII. В благодарность Леонардо подарил ему первый вариант «Мадонны в скалах». А для часовни он или его ученики сделали копию. "
Да,ещё одна загадка.Говорят,что ангел не имеет пола,не то мужчина,не то женщина.А тебе как кажется?
я с тобой соглашусь ! :)
"Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правою рукою младенца Иоанна Крестителя, осеняет левою — Сына, как будто желая соединить обоих — человека и Бога — в одной любви."
Первая картина поражает многим ,особенно контрастом освещения,пейзажем,выбором красок ,хотя издали кажутся одинаковыми.
Нашла фильм Код да Винчи, сейчас буду смотреть! Спасибо тебе! )))
Картины, конечно, замечательны!
Комментарий удален модератором
Особенно лица всех персонажей картины.Они ярко освещены ,хорошо видны жесты и детали одежды.Прекрасно выписаны растения и пейзаж из кристаллов на заднем плане.
Комментарий удален модератором
«Мария, чей образ наделен большим человеческим обаянием, охраняет своего сына, над головой которого она простерла левую руку. Одновременно она придерживает правой рукой стоящего на коленях ребенка Иоанна, поклоняющегося Христу. Христос в ответ благословляет Иоанна, а ангел указывает на эту сцену, как бы вводя зрителя в картину..."
Комментарий удален модератором
А ты как думаешь?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Очень интересный пост, Алина! Такая история у него вышла с этими вредными монахами, вот же жадюги они были!
А история с монахами ,это обычное дело в биографии Леонардо.Он очень редко выполнял свои заказы,почти все его работы были незаконченны.Видимо монахи и возмутились.
Это его могила.
25 мая 1230 года тело Св. Франциска было помещено под главный алтарь Нижнего храма. В течение двух веков ходом к гробнице служил узкий коридор, шедший от хоров. В 1442 году перуджинцы совершили набег на монастырь с целью похищения мощей. Их попытка провалилась, но Папа Евгений IV в целях безопасности повелел замуровать коридор к усыпальнице. Только в 1818 году по повелению Папы Пия VII, начались осторожные раскопки в крипте. Работы по устройству крипты велись до 1932 года. У раки Св. Франциска погребены четверо его первых последователей: Массео, Анджело, Руфин и Лев. Перед ракой с мощами горят обетные лампады итальянских городов.
Это внешний вид монастыря.
Не скажешь,что они боролись против излишеств и богатств .
Обсуждали работы Леонардо и оказалось ,что в Италии их всего несколько,а остальные разбросаны по миру.Так что мы получаемся в выиграше,потому,что можем посмотреть всё его творчество в иллюстрациях.А потом уже по случаю,присмотримся к оригиналам.
Но,а какой вариант приглянулся больше?