«Умоляю, не губите старого друга»

 
Владимир Ханелис, Бат-Ям
 


В закрытом обществе, каким был Советский Союз, одними из самых закрытых учреждений были архивы. Их периодически уничтожали, просеивали и практически никого в них не пускали. 
Лет двадцать лет назад архивы приоткрыли свои тяжелые двери (не все, не всегда и не везде) для историков, литературоведов, публицистов. И они стали публиковать поразительные документы далекого (и не очень) от нас времени. 
Предлагаю читателям "МЗ" познакомиться с несколькими из них. 


... В тридцатые годы тысячи людей писали письма вдове Ленина Надежде Крупской - в надежде, что она поможет, защитит, объяснит, что происходит вокруг. 

В августе страшного 1937 года в городе Сталинске Западно-Сибирского края арестовали троюродного брата Ленина – Николая Александровича Ульянова (у них был один прадед). Его жену, Быстрову с семилетним ребенком выбросили на улицу. Несчастная женщина пишет Крупской, и письмо пересылают... в НКВД. 

Из Воронежа Крупской приходит анонимное письмо: "Надежда Константиновна, это письмо покажите кому следует, кто Вас ежедневно заставляет по десять раз в день по радио сообщать о нашей обеспеченной жизни, радостной и красивой. Или Вы совсем не знаете о нашей жизни, или Вы на нас смотрите как на дураков". 
Письмо показали "кому следует"... 

Вот еще один архивный документ. Его автор – больщевик-ленинец Михаил Ольминский. Второго декабря 1922 года он, "хранитель Кремлевского дворца", направил в ЦК ВКП/б/ докладную о "небывалой порче, которой подвергся дворец во время IV конгресса Коминтерна". 

"Александровский зал превратился в сарай: ковры осыпаны окурками, подсолнухами и массой бумаги, в то время, как пепельницы и корзины для бумаг были почти пусты. На шелковой мебели в парадных комнатах люди валялись с грязными ногами и тому подобное. ... Становится вопрос, сохранять ли дворец или обречь его участи других полуразрушенных общественных зданий?" 

... А вот письма Лаврентия Берии, написанные им из камеры своим бывшим друзьям Никите Хрущеву и Георгию Маленкову. 

"Никита Сергеевич! Если не считать последнего случая на президиуме ЦК, где ты меня гневно и крепко ругал, я всегда гордился тем, что ты прекрасный большевик, и я тебе об этом не раз говорил..." 

"Дорогой Георгий! Конечно, меня надо крепко призвать к порядку, чтобы было что помнить до конца своей жизни. Но поймите, дорогие товарищи, я верный сын нашей партии и верный ваш друг.. Куда хотите, на какую угодно работу пошлите. Я могу еще верных десять лет работать со всей душой и энергией. Умоляю вас, не лишайте меня быть активным строителем... Т-щи, прошу извинения, что пишу не совсем связно и плохо в силу своего состояния, а также из-за слабости света и отсутствия пенсне (очков)". 

А вот строки из письма жены Берии Нины Теймуразовны (1905-1991). 

"Двадцать шестого числа (июнь В.Х.) около 12 часов ночи забрали моего сына с женой (беременная жена на 7-м месяце и двое детей – одной пять лет, другой два с половиной года) и с тех пор я не знаю, где они. Меня оставили дома одну, сказав, что Л.П. Берия задержан по распоряжению правительства. Я супруга Л. П. с 1922 года, член КПСС, политически грамотна, кандидат с/х наук. Как все советские граждане, так и я считаю, что Л.П. – ваш соратник и друг в деле строительства коммунизма.

Все вышеперечисленное дает мне право обратиться непосредственно ко всем с просьбой уделить мне полчаса с тем, чтобы поговорить со мной. Я Л.П. знаю очень хорошо и в горе, и в радости, знаю его человеческие слабости, следовательно, уязвимые места, откуда враг и клеветник мог к нему подойти. Я не глупый человек, я понимаю, что к чему. Может, я сумею пролить свет на какие-то события, компрометирующие его. Я прошу вас, вызовите меня... Я не знаю, что мне делать. У вас имеются жены, дети, внучата, вы можете себе представить, что со мной делается. Если я еще три дня останусь одна в таком неведении, я сойду с ума. Умоляю вас, позовите меня, спросите что-нибудь! 

Л.Берия в кругу семьи: с сыном Серго, женой Нино и невесткой Марфой (внучкой Максима Горького) 

Если Л.П. в чем-либо непоправимо ошибся и нанес ущерб Советскому государству и, следовательно незачем меня вызывать, прошу вас разрешить мне разделить его судьбу. Какова бы она не была... Я только прошу пощадить моего сына Сергея. Он молодой, способный, принципиальный, образованный коммунист... Он мой сын, в него вложена почти вся моя жизнь. Сохраните его для пользы нашего государства, облегчите и помогите ему перенести несчастья, постигшее нашу семью. Его жена, внучка А.М. Горького, – не имеющая житейского опыта женщина и при этом слабого здоровья. Она ушла из дома без копейки денег". 

Нину (Нино) Теймуразовну Берия (Гегечкори) арестовали. Полтора года она сидела в тюрьме, а потом вместе с сыном Сергеем (1924-2000) ее отправили на поселение в Сибирь. После освобождения Сергей (Серго) Берия (Гегечкори) жил и работал в Киеве. Стал известным инженером-радиоэлектронщиком. В 1994 году выпустил книгу "Мой отец – Лаврентий Берия". А Нина Теймуразовна до своей кончины жила, если не ошибаюсь, в Днепропетровске. За несколько лет до смерти дала большое интервью. В родную Грузию ее не пустили... Вот ее последнее письмо подруге. 

"Дорогая Тамара! Я еще жива. Но что это за жизнь, когда на девятом десятке лежу в постели в своей комнате и без помощи не могу ходить. Знаю, что на свете много изменилось. НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ только моя любовь родной Грузии и ко всем вам. Будьте всегда здоровы и счастливы. Нина Гегечкори. 9 июля 1990 года". 

Старая грузинка большими буквами написала слова "НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ" и подчеркнула их двумя жирными линиями, словно в этом знаке был тайный смысл, известный только ей одной... 

... Мать Берии, Марту Джакели (1868-1955), почти слепую старуху, вместе с глухонемой дочерью, восьмилетней внучкой и зятем выселили из дома и дали одну комнату. А потом и вовсе сослали в глухой Гульрипшский район Абхазии. 

... Вот последнее письмо Берии к своим старым партийным друзьям. Потом у него отобрали бумагу. 

"Дорогие товарищи, со мной хотят расправиться без суда и следствия, без единого допроса... Умоляю вас назначить самую ответственную комиссию для строгого расследования моего дела... Утверждаю, что все обвинения будут сняты, если только это захотите расследовать. Что за спешка, и при этом очень подозрительная. 
Еще и еще раз умоляю вас вмешаться и невинного своего старого друга не губить". 


... В этом году исполняется 60 лет со дня казни Лаврентия Берии. Его расстреляли 23 декабря. Москва готовилась к встрече Нового года. В этот день открылся ГУМ...