Путч тритушек в Киеве затмевает мюнхенский аналог Гитлера.

На модерации Отложенный

Журналист Максим Соколов находит параллели происходящему сегодня на Украине в первой половине XX века

Дуалистическая держава

Максим Соколов. Фото: Глеб Щелкунов

Западноукраинские нацисты в борьбе за власть не только достигли уровня мюнхенского пивного путча 9 ноября 1923 года, но даже его и превзошли. В 1923 году наци всё же ограничились вооруженным мятежом в провинции, после чего баварские власти решили, что с них довольно, и марш наци был расстрелян полицией на мюнхенской Резиденцштрассе. Поход на Берлин, объявленный народными борцами, не состоялся. Тогда как на Украине нечто подобное пивному путчу происходит в столичном Киеве — примерно как если бы в 1923 году нацисты маршировали по Курфюрстендамм, объявив имперское правительство низложенным. Налицо очевидный прогресс.

Есть и другое отличие, и также не к выгоде Украины. И в 1923 году положение как имперского правительства в Берлине, так и провинциальных — в частности, баварского — правительств было хуже губернаторского, одна гиперинфляция со счетом марок на миллиарды чего стоила, но по крайней мере внешнее вмешательство во внутренние дела Германии имело предел.

Подавление вооруженных восстаний не вызывало гневных высказываний представителей великих держав. Ни Англия, ни Франция, ни США не высказывали крайнего негодования в связи с подавлением пивного путча, по старинке полагая, что это дело самих немцев. Так преступный расстрел мирной демонстрации демократических сил на Резиденцштрассе — именно так Госдепу следовало бы квалифицировать происшедшее, руководствуйся он в 1923 году высокими моральными нормами 2014 года — остался совершенно без последствий.

Сейчас, когда у В.Ф. Януковича так повязаны руки перспективой вмешательства западных держав — баварскому премьеру фон Кару было проще, — прогнозировать дальнейшее развитие событий затруднительно. «С сильным не борись, с богатым не судись», а сейчас в Киеве нацистов откровенно крышует довольно богатая и сильная держава.

Но чем бы дело ни кончилось — то ли Янукович наберется храбрости и разгонит европогром, то ли европогром выгонит Януковича и ненька-Украина будет с упоением пить вдовы Кличко иль Тягнибока благословенное вино, — это не решит фундаментальной проблемы.

Безусловно, устранение — тем или иным способом — «Тушинского лагеря» в центре столицы будет способствовать некоторой консолидации центральной власти. Но только некоторой.

В случае своей победы Янукович восстановит благочиние в Киеве и выгонит нацистов туда, откуда они пришли, то есть в Галицию, но способен ли он — даже при очень большой твердости духа — установить господство центральной власти над Галицией и реализовать лозунг «Хватит кормить Галичину»? А также потакать ей в организации будущих европогромов? Очевидно, что нет. Во всяком случае, даже самые рьяные «януковичи» о том не помышляют, и Львов как был, так и останется бандеровским. А затем цикл повторится.

В случае победы триумвирата Кличко – Тягнибок – Яценюк создастся зеркальная картина на востоке и юге. Согнуть шею Харькову и Донецку, да и Крыму тоже, под бандеровцев будет столь же нереально. Их партикуляризм, может быть, не столь громкий и агрессивный, как галицийский, но немногим менее упорный. Победоносное шествие УПА по Харьковщине столь же гадательно, как и усмирение Галиции.

Казалось бы, неустойчивое равновесие, существовавшее до евроинтеграционной эпопеи, рухнуло, но даже если центральная власть так или иначе консолидируется, дуализм украинской державы останется в прежнем виде — до нового кризиса. Корни нынешнего украинизма — вплоть до прямой бандеровщины — растут из второй половины XIX века, когда двуединая Австро-Венгерская монархия (называемая также лоскутной) весьма немало сделала для пробуждения украинского самосознания, всячески его поощряя в пику Петербургу. Даже украинский литературный язык по преимуществу создан на основе галицийского диалекта.

Австро-Венгрии скоро век как не существует, но дуализм государственного устройства (лоскутность тож) нынешняя Украина будто переняла от Дунайской монархии. Как показывает опыт последней, лоскутная монархия — не жилец на этом свете. Европогромы лишь способны сделать век лоскутной державы еще более коротким.


Читайте далее: http://izvestia.ru/news/564310#ixzz2r4POA9ht