Летчик-ас Павел Рычагов

Павел Рычагов и Мария Нестеренко.

  

 

Золотая Звезда Героя, два Ордена Ленина, Орден Боевого Красного Знамени за боевую работу в предвоенное время - людей с наградами, как у Павла Рычагова, в СССР было немного. Рычагов остро ставил вопрос о повышении лётного мастерства пилотов. Однажды группу военных вызвали к Сталину. Тот хотел из первых рук узнать, как идет освоение новых самолётов. Рычагов, взявший слово, сначала говорил спокойно. Но потом, когда речь пошла о часах налета, вспылил: "30 часов хватит разве для того, чтобы лётчик разбился. А ему ещё воевать нужно уметь. 120 часов требуется как минимум!" Сталину это не понравилось. Описывают еще одну стычку Рычагова со Сталиным. В то время аварийность полетов на новых типах самолетов превосходила все разумные пределы. Сталин постоянно торопил всех с освоением новой техники, поэтому в ВВС потоком шли "сырые" самолеты, недостаточно проверенные для выявления и устранения всех недостатков. В апреле 1941г. шло заседание Военного совета на тему высокой аварийности в ВВС с участием Сталина. Во время доклада Маленкова Рычагов неожиданно бросил реплику: "Разбиваются, потому что вы заставляете нас летать на "гробах"! Сталин, который в это время прогуливался по комнате, подошел к Рычагову и промолвил: "Вы не должны были так говорить", - и закрыл совещание.

Рычагов Павел Васильевич родился 2 ноября 1911 в подмосковной деревушке Нижние Лихоборы (сейчас - территория Москвы) в семье крестьянина. Закончил неполную среднюю школу, работал на фабрике. В 1928 вступил в РККА, в 1931 закончил военную школу летчиков. Как лучший её выпускник, получил назначение в 109-ю истребительную авиационную эскадрилью 5-й Житомирской истребительной авиационной бригады Киевского военного округа. Служил младшим лётчиком, в 1933г стал командиром звена, в этом же году - командиром отряда. За личные успехи по освоению новой авиатехники 25 мая 1936 года старший лейтенант П. В. Рычагов был награждён орденом Ленина. Сохранились записки современника Рычагова, знатока авиации Ивана Рахилло:
"Ни один лётчик не в состоянии выдержать такой сумашедший нагрузки, которую выдерживал Рычагов. За один вылет без посадки он выполнял в воздухе до 250 фигур высшего пилотажа. 40 фигур на высоте в 5000 метров. Затем забирался на 6000 - и здесь опять 40, 7000 - ещё 40.

Полёт - без кислородной маски, другой бы и без фигур потерял бы сознание на этой высоте... У земли, в порядке лёгкого развлечения, он легко выполнял еще 20 - 25 фигур и, наконец, садился. Какое же надо иметь могучее здоровье, чтобы выдержать такой полёт!..".
С октября 1936 по февраль 1937 Рычагов в Испании на должности командира истребительной эскадрильи, в разных источниках число сбитых лично Павлом самолетов колеблется, приводятся цифры от 6 до 20. В феврале 1937 года Павел Рычагов вернулся на Родину, где ему было присвоено звание майор и вручена звезда Героя Советского Союза. С декабря 1937 года генерал-майор авиации П. В. Рычагов командовал Советской авиацией в Китае. Под его руководством был нанесен ряд эффективных налетов по японским аэродромам в Ханьчжоу и на Тайване. Летом 1938 года Павел Рычагов - командующий ВВС Приморской группы Дальневосточного фронта, по его руководством советские бомбардировщики наносили удары по противнику в районе о.Хасан с предельно малых высот. В 1939 году Рычагов был назначен Командующим ВВС 9-й Армии, участвующей в боях советско-финской войны. В августе 1940 года, он - 29-летний генерал-лейтенант - был назначен Начальником Главного управления ВВС Красной Армии, а с февраля 1941 года Рычагов - заместитель Наркома обороны СССР. Перед самой войной снят с постов и направлен учиться в Военную академию Генштаба РККА.
Павел Рычагов был арестован 22 июня 1941 года.
А 24 июня на Центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе была арестована и его жена Мария Нестеренко - заместитель командира отдельного авиационного полка особого назначения. Из предъявленного ей обвинения: "...Будучи любимой женой Рычагова, не могла не знать об изменнической деятельности своего мужа".
Расстреляны Павел Рычагов и Мария Нестеренко были вместе, в поселке Барбыш, что под Куйбышевым, на спецучастке НКВД. Вместе с ними, согласно предписания номер 2756/Б, подписанного Берией, были без суда убиты 20 видных военных авиаторов, краса и гордость советской авиации, обладатели бесценного боевого опыта, полученного в небе Халхин-Гола, Финляндии, Испании: дважды Герой Советского Союза Яков Смушкевич, начальник ГУ ПВО Герой Советского Союза Григорий Штерн, начальник Академии ВВС Феликс Арженухин, заместитель командующего ВВС РККА по дальней авиации Герой Советского Союза Иван Проскуров и другие.