Украинская оппозиция пока еще может позволить себе все. Но это не надолго

Обозреватель радио "Голос России" Михаил Шейнкман комментирует ситуацию на Украине.

Украинская оппозиция пока еще может позволить себе все. Но это не надолго. Изменения в законодательстве фактически консервируют "евромайдан", значительно усложнят протестную деятельность, работу антиправительственных СМИ и организаций, финансируемых из-за рубежа

Можно представить, как это все властям надоело, если даже, предвидя гневный пафос Запада, они все же перешли в контрнаступление. Причем по всем фронтам. Мятежникам припомнили все. Слова, дела, захваты, автопробеги, искалеченный Крещатик. Хоть "евромайдан" уже и варится в собственном соку, но чашу терпения все-таки переполнил. На самом деле у того, кто хоть раз побывал в Киеве, сердце кровью обольется при виде знаменитого центра, превращенного в окраину, в трущобы, от запаха и вида которых хочется просто помыться.

Виктор Янукович борется с этим быстро, решительно, неотвратимо. Но исключительно в рамках закона, которые пришлось значительно расширить, чтобы сузить правовое пространство бунтовщиков. Большинство Верховной рады оформило властям новые юридические возможности по всем правилам блицкрига. Так, чтобы противник даже опомниться не успел. За полтора часа изменили сразу 21 закон. Очко. Хотя не только оппоненты, но даже умеренные эксперты, утверждают, что это − перебор. Но на войне, как на войне: чтобы сорвать банк, надо ва-банк пойти. В принципе, местная правоохранительная система и до того располагала необходимым набором инструментов, позволяющих закрыть самых отпетых участников бунта всерьез и надолго. По словам спикеров Партии регионов, даже лидеры оппозиции уже наговорили лет на десять.

Властям не хватало решительности. После нескольких безуспешных попыток спецназа сокрушить майдан они словно потеряли уверенность в себе. Надо полагать, что теперь ее обрели. Ведь не только же для того, чтобы припугнуть мятежных деятелей, Рада упростила процедуру лишения их депутатской неприкосновенности.

А поводов сделать это у нее теперь с избытком. К их числу, кстати, отныне относятся отрицание преступлений фашизма и пропаганда его идеологии, а также издевательства над памятниками героям Великой Отечественной. Наверное, и эти ограничение тоже имеют в виду западные деятели, когда пеняют Виктору Януковичу на "ограничение демократических норм". На самом деле, он всего лишь объявляет стране политику с открытым забралом. Участникам митингов и шествий запрещено надевать каски, маски, закрывать лица шарфами.
Им нельзя иметь при себе средства индивидуальной самообороны, баллончики со слезоточивым газом, пиротехнику. Установление палаток и сцены требует разрешения милиции. Транспортные акции тоже вне закона. Привет любителям ударить автопробегом по резиденции президента в Межгорье.

Отдельной статьей Уголовный кодекс защищает страну от переворота. "Экстремистская деятельность" − это теперь не только штраф, но и три−четыре года . И так до семи лет "диетического" пребывания за решеткой. Причем статус должностного лица – это отягчающее обстоятельство. Захват и блокирование зданий – срок. Призывы к свержению власти – срок. Злостная клевета – срок.

Не разгуляешься теперь и на информационном поле. Это называется "упорядочить работу СМИ и интернет−изданий". Им тоже подобрали жесткие санкции за потакание всякого рода заговорам, мятежам и прочим бунтам. По аналогии с США и Россией, политические и общественные организации, получающие гранты из-за рубежа, должны будут признать в себе иностранных агентов, чтобы было понятно, на кого работают. При этом они обязаны платить налог на прибыль и раскрывать государству траекторию движения средств. Тоже – крайняя мера для того, кто считает, что все они хороши.

Это жестко, радикально. Но "евромайдан" уже необходимо посадить. Хотя бы на карантин. Площадь сама загнала себя в периметр. Выстроенным по нему заборам и баррикадам не хватает только колючей проволоки. Запад естественно вступится за своих агентов влияния. Вашингтон и Брюссель уже тут как тут с заявлениями о попрании прав и свобод. 20 января ЕС собирает министров иностранных дел с украинской повесткой. Но на Януковича, похоже, все это уже не производит впечатления. И если глава его МИД Кожара назвал иностранные комментарии лишенным объективных оценок вмешательством во внутренние дела страны, значит, Киев решил действовать без оглядки на внешний фактор. И, видимо, без оглядки на сопротивление оппозиции тоже.

Против нее власть умело применила тактику Кутузова. Оставила территорию противнику, чтобы в конечном итоге он сам не понимал, что с ней делать. Площадь Независимости бунтовщики превратили в балаган с элементами криминальной малины. Дом профсоюзов – в ночлежку. Мэрию – в бункер с комнатой пыток. Очевидцы утверждают, что есть здесь и такая. Назвать все это государством в государстве язык не поворачивается. Прежде всего, потому, что в любом государстве, даже если оно похоже на антиутопию, должны быть хоть какие-то нормы. Хотя бы чистоты. А Майдану уже давно пора устроить элементарную дезинфекцию и хорошую баню. Главное, чтобы эта баня не была кровавой.