Лучшие фильмы 2013 года на взгляд обозревателя "РГ"
Валерий Кичин
Идет к концу год тринадцатый. К российскому кино "чертова дюжина" была благосклонна: четыре наших фильма сломали блокаду заокеанских блокбастеров! И выяснилось: нет зловредных козней, просто нужно уметь снимать кино, на которое пойдут зрители.
Конечно, это не приветствуется "экспертами" - идти на поводу у публики. Конечно, нужно определенное мужество пойти им наперекор. Зато "Метро", "Легенда № 17", "Сталинград" и "Горько" оказались в числе лидеров проката. При этом "Сталинград" продан на необъятный китайский кинорынок, и его путь далеко не окончен.
Из всех четырех картин для меня спорной остается "народная комедия" "Горько", где дурновкусие возведено в эстетический принцип. Зато успешно стартовал в прокате фильм, где художественные качества прекрасно совмещаются с той самой "народностью", - "Географ глобус пропил". Он уже получил множество наград у нас и за рубежом и имеет все шансы все-таки оставить в киноистории свою зазубрину: вопреки новейшей мотыльковой традиции, это не однодневка.
Событием года стало появление, пока на фестивальном экране, фильма Алексея Германа "Трудно быть богом". Это произведение трудно отнести к тому привычному, что мы зовем "кино" - это ожившая графическая фреска, бесфабульная визуальная сюита, приговор человеческой породе, выписанный художественным гением. Подробнее о нем я уже писал, и вернуться к фильму стоит, когда он выйдет на экраны. Согласен с коллегами, которые считают, что Герман создал произведение для покадрового изучения в киношколах, но не для нетерпеливого современного зрителя.
Скандалом года стал фильм Федора Бондарчука "Сталинград": он расколол аудиторию, причем выяснилось, что забытый, казалось, классовый подход к искусству - не забыт. Люди еще не смотрели, но уже осуждали - на основании недобросовестных "рецензий", которыми полнился Интернет; они были написаны людьми, точно так же фильм не смотревшими, но "все про него знающими". Даже появилось доносное письмо: автор требовал фильм запретить и с номинации на "Оскара" отозвать; под письмом стали подписываться люди, тоже фильм не смотревшие. Результат: бесплатная реклама подлила масла в огонь, и картина еще более победно прокатилась по стране.
В отличие от четверки лидеров, большинство наших картин осталось недоступным зрителям. Если пресловутое "Горько" вышло на 1550 экранах, то драма "Роль" - только на тридцати, а это означает, что Россия ее не видела и, по мнению дистрибьюторов, предпочитает потешаться над пьяной свадьбой, чем философствовать по поводу парадоксов нашей истории. Чуть лучше сложилась судьба у "Майора", но и отведенных ему 175 экранов не хватит, чтобы показать хотя бы в крупных городах. Даже триумф на международном фестивале в Шанхае не повысил шансы фильма убедить наших прокатчиков.
Еще тоскливее сложилась судьба прекрасной социальной драмы "Долгая счастливая жизнь": она была выпущена всего на 43 экранах! И уж совсем тают в тумане перспективы выйти на экраны для таких выдающихся картин, как "Стыд" и "Жажда". Они актуальны (первый - о женах подводников, в одночасье ставших вдовами, второй - об эхе чеченской войны), они изобилуют первоклассными актерскими работами, и, наконец, оба фильма, при всем их трагизме, не причислишь к пресловутой "чернухе": на фестивале русского кино в Онфлере французское жюри особо отметило их позитивный заряд.
Впервые заговорило кино о судьбах мигрантов в разорванной на части былой "семье народов": если смотреть на уровне живого человека, все сложнее и драматичнее, чем кажется обывателю. Я имею в виду поразительную картину Александра Басова "Дом, милый дом". Те немногие, которые ее видели, уходили с разворошенной душой, но ее не берут даже наши фестивали, не говоря о прокатчиках. Казалось бы, вот же оно, актуальное кино, способное многое поменять в нашем сознании и в отношении друг к другу, осознать человеческий смысл пресловутого "национального вопроса", - но, увы, термин "актуальное" теперь применяют к чисто эстетическим, точнее, эстетским экзерсисам, на публику и не рассчитанным.
Многолетние и доселе бесплодные заклинания о необходимости кино для детей наконец привели к появлению сразу двух хороших фильмов - "Частное пионерское" Александра Карпиловского и "Собачий рай" Анны Чернаковой. Но, оказалось, эти заклинания вовсе не имели в виду их воплощение в реальность: никто даже не пробовал показать эти фильмы "целевой аудитории". И хотя недавно "Собачий рай" был высоко оценен на фестивале семейных фильмов в Екатеринбурге, судьба его остается печальной.
К худшим изделиям года я бы отнес фильмы "Что творят мужчины", "Темный мир: равновесие", "Три мушкетера", "Джентльмены, удачи!", "Скольжение". Это из тех, что я видел. Но, как и прежде, великое множество картин увидеть невозможно: они сняты, но их нет. Их названия ничего не говорят ни зрителям, ни специалистам: "Билет на Vegas", "Дед 005", "ЖЖ", "Зеркала", "Шахта", "Упакованные", "Не хочу умирать"... - примерно две трети списка куда-то канули. Хотя задействованы в этой кинопродукции прекрасные сценаристы, операторы, актеры.
Но в общем год получился не самый плохой: шедевров не было, но даже собирая свою топ-десятку, я погоревал, что в нее не вмещаются все фильмы, которые хотелось бы втиснуть. Тем не менее.
10 лучших российских фильмов-2013
Географ глобус пропил, реж. Александр Велединский
Стыд, реж. Юсуп Разыков
Жажда, реж. Юрий Тюрин
Небесные жены луговых мари, реж. Алексей Федорченко
Роль, реж. Константин Лопушанский
Майор, реж. Юрий Быков
Долгая счастливая жизнь, реж. Борис Хлебников
Дом... милый дом, реж. Александр Басов
Легенда № 17, реж. Николай Лебедев
Частное пионерское, реж. Александр Карпиловский
В зарубежном кино шедевров тоже не случилось.
Об этом сигнализировали крупнейшие фестивали, которые в этом году словно сдулись, показав довольно много середнячков. Об этом говорят номинации на "Оскара", куда из фестивальных хитов попали единицы, зато выскочили картины, широкой публике за пределами США пока не известные. Наша пресса назначала и.о. шедевров то "Жизнь Адель", то "Гравитацию", но этот выбор говорит только о тупиках, в которых оказались и "радикальное" кино, и то, что должно быть мейнстримом. В конце концов натуралистичная лесбийская драма, даже несмотря на торжествующую политкорректность, не попала ни в какие номинанты, зато фильм, задуманный и выполненный как компьютерная кувыркалка, имеет все шансы оказаться на Олимпе не парковых аттракционов, а киноискусства.
Наш "Сталинград" в лонг-лист "оскаровских" номинантов так и не попал, и в Интернете по этому поводу шквал злорадства - ура, мы снова продули! Самая пора, если мы хотим актуального кино, срочно делать фильм об особенностях национального мазохизма. Напомним ликующим, что вот так же, по их выражению, "опозорились" кинематографии Франции, Испании, Японии, Польши, Мексики, Ирана и еще многих обласканных синеманами кинематографических стран. У "Сталинграда" на мой взгляд, были шансы стать участником "оскаровской" гонки: это интересный и успешный в прокате кинематографический опыт, - но побеждает сильнейший. Окончательно судить о справедливости решения американских экспертов можно будет только увидев всю попавшую в номинанты "девятку". Но даже и это ровно ничего не значит для вечности: счастливых фаворитов даже прошлого года уже теперь мало кто сможет вспомнить.
Вот моя топ-десятка зарубежных фильмов, вышедших на наши экраны или показанных на крупнейших фестивалях 2013 года.
10 лучших иностранных фильмов-2013
Охота, реж. Томас Винтерберг, Дания
Анна Каренина, реж. Джо Райт, Великобритания
Филомена, реж. Стивен Фрирз, Великобритания, США
Внутри Льюина Дэвиса, реж. Итан Коэн, Джоэл Коэн, США
Рай: Вера, реж. Ульрих Зайдль, Австрия
Мастер, реж. Пол Томас Андерсон, США
Жена полицейского, реж. Филип Гренинг, Германия
Великая красота, реж. Паоло Соррентино, Италия
Ржавчина и кость, реж. Жак Одиар, Франция
Теорема Зеро, реж.Терри Гиллиам, США
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N6266 от 24 декабря 2013 г.
Возможность оставлять комментарии временно отключена
Анна Груздева
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
2014-01-17
# 33036699
Пожаловаться
Не все фильмы видела.
"Географ глобус пропил" - больше всех понравился. Серьёзный, даже сказала бы, суровый фильм. Но без безнадёги.
Не согласна с тем, что "Горько!" - дурновкусие. По-моему, в фильме - тонкие, ироничные наблюдения о современной жизни. Душевное кино, к финалу за героев фильма переживала, как за родных.
И про "Трёх мушкетёров" (реж. С.Жигунов) с автором статьи не согласна. Никакой не худший фильм. Два раза в кинотеатре смотрела. Хорошее воспоминание о любимой в детстве книги. И авторам удалось меня, как зрителя, удивить и расстрогать.
Ещё отмечу не вошедший в топ автора шедший у нас в прокате фильм "Гагарин. Первый в космосе". Душевный и познавательный фильм.
1
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Дуня Пронина
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
ответил Анна Груздева
2014-01-20
# 33108269
Пожаловаться
Ты как-то говорила о фильме Шпион, а я бы добавила Крик совы - сериал, очень закрутили классно, ждала продолжения...
Горько, Легенда 17 - наши фильмы, они понятны ...
Сталинград жалко, он сделан для премии...не для души...
Географа посмотрю, многие хвалят....
Я ждала от тебя реакции на Трех мушкетеров)))))
А вот десятка Кичина...ничего не видела....надо поискать и фильмы и время....
1
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Анна Груздева
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
ответил Дуня Пронина
2014-01-20
# 33113663
Пожаловаться
"Крик совы" - да!!! Андрей Мерзликин - прелесть что такое:-) Только это ТВ-сериал.
"Три мушкетера" - мне лично понравилось и я всё поняла и приняла. И кино, и ТВ-версия понравились. Но! Поскольку почти все читали роман и все смотрели фильм с Боярским - у каждого свой Дюма, свои мушкетёры. И такие неприятные отзывы встречаются и на кино-, и на дюманских форумах. Совершенно несправедливые. Связанные только с личным восприятием. Не хотелось бы и в Макспарке разводить бессмысленные баталии из-за приключенческого фильма по Дюма:-) Мне вполне напомнил любимую в детстве книгу. Интересное и качественное кино. Саундрек - прелестная прелесть. Привет всем предыдущим экранизациям. Достойная смена. Мушкетёры снова живы и молоды!
1
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Дуня Пронина
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
ответил Анна Груздева
2014-01-21
# 33133715
Пожаловаться
Я тебя понимаю, тебе нравится и это главное...
Как-то подарила печальной приятельнице фильм с Аль Пачино "Запах женщины", ждала реакциии...а она на фильме заснула....
1
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Показать 3 ответа
Свернуть ответы
Елена Счастливая
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
2014-01-17
# 33037527
Пожаловаться
Если фильмы есть в интернете, то буду смотреть.)Спасибо.)
2
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Влад Черемных
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
2014-01-20
# 33112536
Пожаловаться
«Сталинград”.
Мы все, очевидно, перестали понимать значения слов: присяга, приказ, устав, долг.
Разведгруппа не выполняет « приказ” . Именно по её вине атакующие солдаты горят заживо…
И разведчики (среди них есть профессионал) даже не понимают, не переживают это. Режиссёр это тоже не понимает, даже не чувствует. (В « 9 Роте” Бондарчук чувствовал, что произошла ИЗМЕНА. Помните, брошенных в АД русских женщин на границе с Афганистаном?).
Понял ли зритель, что это Преступление?
Страна, наша Родина, находилась тогда за “Чертой милосердия”, на каком-то страшном ярусе Ада и спасать Родину можно было только выполняя конкретные задачи, а не вообще… (За брак у станка – под суд отдавали… даже детей. Потому что этот брак приведёт к смерти наших бойцов, самое страшное – к расхлябанности и попустительству. Это смерть. Дети это понимали.)
Тема космическая. Бондарчук Ф.С. , к сожалению, не вошёл в неё. Ни спецэффекты (как заплаты), ни Фукусима (зачем?) не помогли даже приблизиться к теме «Сталинград”.
Это, думаю, не вина Бондарчука. Нам всем всё труднее и труднее смотреть в то время и понимать Богатырей тех лет.
1
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Анна Груздева
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
ответил Влад Черемных
2014-01-20
# 33114347
Пожаловаться
Мне показалось, что в фильме "Сталинград" много условностей. Как театр я такое смотреть не готова.
Причём, вполне можно было фильм доработать до смотрибельного уровня, без особых дополнительных вложений.
Комментарии
"Географ глобус пропил" - больше всех понравился. Серьёзный, даже сказала бы, суровый фильм. Но без безнадёги.
Не согласна с тем, что "Горько!" - дурновкусие. По-моему, в фильме - тонкие, ироничные наблюдения о современной жизни. Душевное кино, к финалу за героев фильма переживала, как за родных.
И про "Трёх мушкетёров" (реж. С.Жигунов) с автором статьи не согласна. Никакой не худший фильм. Два раза в кинотеатре смотрела. Хорошее воспоминание о любимой в детстве книги. И авторам удалось меня, как зрителя, удивить и расстрогать.
Ещё отмечу не вошедший в топ автора шедший у нас в прокате фильм "Гагарин. Первый в космосе". Душевный и познавательный фильм.
Горько, Легенда 17 - наши фильмы, они понятны ...
Сталинград жалко, он сделан для премии...не для души...
Географа посмотрю, многие хвалят....
Я ждала от тебя реакции на Трех мушкетеров)))))
А вот десятка Кичина...ничего не видела....надо поискать и фильмы и время....
"Три мушкетера" - мне лично понравилось и я всё поняла и приняла. И кино, и ТВ-версия понравились. Но! Поскольку почти все читали роман и все смотрели фильм с Боярским - у каждого свой Дюма, свои мушкетёры. И такие неприятные отзывы встречаются и на кино-, и на дюманских форумах. Совершенно несправедливые. Связанные только с личным восприятием. Не хотелось бы и в Макспарке разводить бессмысленные баталии из-за приключенческого фильма по Дюма:-) Мне вполне напомнил любимую в детстве книгу. Интересное и качественное кино. Саундрек - прелестная прелесть. Привет всем предыдущим экранизациям. Достойная смена. Мушкетёры снова живы и молоды!
Как-то подарила печальной приятельнице фильм с Аль Пачино "Запах женщины", ждала реакциии...а она на фильме заснула....
Мы все, очевидно, перестали понимать значения слов: присяга, приказ, устав, долг.
Разведгруппа не выполняет « приказ” . Именно по её вине атакующие солдаты горят заживо…
И разведчики (среди них есть профессионал) даже не понимают, не переживают это. Режиссёр это тоже не понимает, даже не чувствует. (В « 9 Роте” Бондарчук чувствовал, что произошла ИЗМЕНА. Помните, брошенных в АД русских женщин на границе с Афганистаном?).
Понял ли зритель, что это Преступление?
Страна, наша Родина, находилась тогда за “Чертой милосердия”, на каком-то страшном ярусе Ада и спасать Родину можно было только выполняя конкретные задачи, а не вообще… (За брак у станка – под суд отдавали… даже детей. Потому что этот брак приведёт к смерти наших бойцов, самое страшное – к расхлябанности и попустительству. Это смерть. Дети это понимали.)
Тема космическая. Бондарчук Ф.С. , к сожалению, не вошёл в неё. Ни спецэффекты (как заплаты), ни Фукусима (зачем?) не помогли даже приблизиться к теме «Сталинград”.
Это, думаю, не вина Бондарчука. Нам всем всё труднее и труднее смотреть в то время и понимать Богатырей тех лет.
Причём, вполне можно было фильм доработать до смотрибельного уровня, без особых дополнительных вложений.
Мой отзыв: http://maxpark.com/community/1989/content/2264315