Особые смыслы российской оборонки

На модерации Отложенный

 

Экономическая политика государства, связанная с мощным и приоритетным финансированием ОПК определена, и предприятия комплекса начали получать небывалую по масштабам за всю постсоветскую историю денежную подпитку. Хотя и тут есть некоторые проблемы, скажем так, «внутриполитического плана».

Не случайно на днях Е. М. Примаков, подвергнув жёсткой критике «монетаристов» в правительстве, в частности, сказал: «Неолибералы ратуют за сокращение бюджетных трат на военную промышленность… Хотел бы подчеркнуть, что такие требования исходят от лиц, не придающих значение органичной технико-технологической связи оборонных и гражданских отраслей промышленности. В России такие связи имеют особый смысл, т. к. в военных отраслях сосредоточен солидный интеллектуальный потенциал. Развитие ОПК может и должно стать одним из важных источников экономического роста».

И всё же, за что бы там ни ратовали неолибералы, вряд ли следует опасаться, что политика государства в отношении развития ОПК и модернизации наших вооружённых сил претерпит какие-то «негативные» изменения.

На то, что такого не произойдёт, указывают, прежде всего, последние заявления вице-премьера Дмитрия Рогозина. Например, в своём микроблоге правительственный руководитель ОПК сообщил о введении в действие нового мобилизационного плана экономики страны. Этот план касается мобилизационных мощностей оборонных предприятий, которые были когда-то «законсервированы», а теперь послужат расширению и коренной модернизации производства, увеличению производительности труда и выполнению других задач, стоящих перед оборонкой. Под мобмощностями, надо полагать, подразумеваются не технологические линии, не многочисленные единицы оборудования, «оставленные про запас», на случай войны (в большинстве своём они либо морально устарели, либо были разрушены и банально разворованы в первые постсоветские годы), а полезные площади со всей необходимой производственной инфраструктурой.

То есть упомянутый Рогозиным новый мобилизационный план, видимо, касается в первую очередь дальнейшего укрепления дисциплины и порядка в оборонной промышленности. В том числе дисциплины финансовой.

К примеру, по причине недофинансирования не состоялись в прошлом году на Средне-Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге ходовые и швартовые испытания новейшего тральщика «Александрит», корпус которого выполнен из стеклопластика. Это первый такой корабль в России. Тральщики, предназначенные, прежде всего, для обезвреживания наших акваторий от мин, получив цельные пластиковые корпуса, обретут и повышенную манёвренность, и дополнительную неуязвимость по отношению к минным ловушкам, и многие другие новые полезные качества.

Окончательные испытания базового минного тральщика проекта 12700 «Александрит», а также сдача его флоту пройдут, согласно откорректированным срокам, в 2015 году. «Александрит» является рекордным по длине и высоте корпуса из монолитного стеклопластика (62х8,5 м), формирование которого в специальной матрице заняло более года.

У нового корабля будет пониженное электромагнитное поле и ряд других важных преимуществ перед его предшественниками.

Вполне возможно, эта «пластиковая» технология в дальнейшем найдёт применение и в гражданском судостроении, ещё раз подтверждая справедливый тезис выступления Е. М. Примакова: «Развитие ОПК может и должно стать одним из важных источников экономического роста». То есть внушаемое неолибералами понятие о чрезмерности для государства расходов на оборонку всё явственней демонстрирует свою полную несостоятельность.

Скажем, на примере продукции, выпускаемой концерном «Калашников», видим, что это объединение выпускает не только «стволы», предназначенные для военных действий, но и пользующееся большим спросом во всём мире спортивно-охотничье оружие. Более того, около 90% гражданского экспорта концерна, как заявляет его пресс-служба, приходится на Америку. В эти дни сотрудники «Калашникова» участвуют на «Shot Show», крупнейшей оружейной выставке западного полушария, где представляют образцы своего гражданского оружия. Сообщается, что до 200 тысяч его единиц ведущее российское оружейное предприятие сможет поставлять в Америку ежегодно.

Но главная новость, связанная с концерном, имеет всё же непосредственное отношение к оборонным делам.

Весной этого года завершатся разработки и испытания автомата Калашникова пятого поколения АК-12. Как сообщает журнал «Эксперт»: «Оружейники, тестировавшие в своей жизни не один десяток перспективных образцов автоматического оружия, прежде всего, были удивлены универсальностью АК-12, удобством использования и значительно меньшей отдачей, что повышает точность стрельбы. Впрочем, новый автомат опережает как предыдущие версии АК, так и существующие на вооружении других стран мира аналоги, по многим показателям.

По сравнению с предыдущим, четвёртым поколением автоматов Калашникова (АК-74М), АК-12 обладает 18 конструкционными особенностями.

Во-первых, за счёт смещения массы затворной группы и уменьшения плеча отдачи улучшена кучность стрельбы, во-вторых, произошло улучшение эргономичности: введение двустороннего предохранителя-переключателя вида огня, двусторонней кнопки затворной задержки и смещение назад защёлки магазина позволяет оперировать ими одной рукой, удерживающей оружие (не снимая её при этом с рукоятки, как раньше).

В-третьих, появились встроенные планки Пикатинни на жёстко закрепляемой крышке ствольной коробки для установки навесного оборудования (прицельных приспособлений, дальномеров, гранатомётов, фонарей). Кроме того, дульное устройство автомата даёт возможность использования винтовочных гранат иностранного производства. Таким образом, новый АК стал универсальным».

Наверняка в 2014 году оборонно-промышленный комплекс России приятно удивит и другими своими новыми разработками. А главное – во всех отношениях поспособствует более динамичному и эффективному развитию всей отечественной экономики.