Курилы: пустые надежды Японии

На модерации Отложенный

Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Малая Курильская гряда (по-японски Хабомаи) – так называемые "южные Курилы" – отошли СССР, правопреемницей которого является Россия, после второй мировой войны. Это было оформлено в соответствие с международными правовыми нормами, поэтому Россия владеет островами на законных основаниях. Тем не менее, эти земли оспариваются Японией, которая называет их своими "северными территориями". Возвращение островов Токио поставил условием заключения мирного договора с РФ, который по окончании второй мировой войны так и не был подписан.

Считая, что эти острова не принадлежат России, Япония ссылается на Симодский договор – Трактат о торговле и границах, подписанный между Россией и Японией еще в 1855 г. Однако этот договор давно утратил силу по причине развязанной Токио русско-японской войны 1904–1905 гг. Надеясь вернуть себе острова, Токио также пытается подвергнуть сомнению решения держав-победителей в Ялте, Потсдаме, а также Сан-Фpанцисский договор 1951 г., содержащий отказ Японии от всех Курильских островов. В частности, утверждается, что Шикотан и Хабомаи якобы относятся к продолжению острова Хоккайдо, а понятие Курильские острова якобы не охватывает Кунашир и Итуруп. Однако еще во время представления условий Сан-Францисского договора в японском парламенте указывалось, что "понятие Курильские острова, фигурирующее в договоре, включает все острова, как северные, так и южные". При этом любой географический атлас рассматривает Курилы как единое географическое понятие. Даже Британская энциклопедия указывает на Кунашир и Итуруп как на "крупнейшие из Курильских островов".

Между тем, в совместной декларации 1956 г., которая официально завершила состояние войны между СССР и Японией, Москва с целью улучшения отношений соглашалась на подписание мирного договора и передачу Токио островов Шикотан и Хабомаи, но только после вывода американских военных баз с японской территории. Однако Токио выявил притязания еще и на острова Кунашир и Итуруп. Более того, на японской территории продолжают оставаться военные базы США. При этом японская сторона занимает очень жесткую позицию – "все или ничего".

Между тем, позицией Токио по Курильскому вопросу недовольно большинство японцев, которые считают, что их правительство должно более гибко подойти к территориальному вопросу, не претендуя сразу на все острова. Подобное мнение существует и в японских высших политических кругах. В результате на неофициальном уровне озвучивались различные планы, в которых предлагалось России поделить Курильские острова. Так, неоднократно предусматривалось возвращение Японии не только Хабомаи и Шикотана, но и Кунашира, а самый крупный и развитый в экономическом отношении остров Итуруп оставить России.

В частности, такую идею в начале нынешнего года вновь выдвинул бывший премьер-министр, специальный представитель главы правительства Японии по отношениям с Россией Ёсиро Мори. Также говорилось и о варианте "50 на 50", т. е. передачи японцам и части Итурупа. Таким образом, Япония требует острова в любом варианте их возврата и не отступит от своей позиции. Однако при этом указывается, что это – всего лишь неофициальная позиция.

Вместе с тем, японское правительство рассчитывает на изменения подхода РФ к решению проблемы Курильских островов, что связано с прошлогодним заявлением президента РФ В.Путина о том, что спор должен быть решен на основе устраивающего обе стороны компромисса, когда ни одной из сторон не удалось добиться победы. Так как в Японии склонны придавать очень большое значение словам, обязательно подозревая в них скрытый смысл, то высказывания российского президента были приняты за намек на возможность возврата Курильских островов. При этом Япония готова проявить гибкий подход по срокам их действительного возврата. Таким образом, конечная цель Токио – вернуть все оспариваемые острова.

Более того, в Японии заявляют, что в последние годы получили неопровержимые доказательства "изначальной" принадлежности ряда оспариваемых сегодня островов, опубликованные в японских газетах "Асахи" и "Джапан таймс".

В них, в частности, утверждается, что, несмотря на то, что по Сан-Францисскому мирному договору 1951 г. у России больше правовых оснований на владение данными островами, их "документальная база территориального права не завершена", и поэтому право на владение островами Кунашир и Итуруп может стать предметом расследования Международного суда. При этом "Асахи" ссылается на якобы внутренний документ правительства М.Горбачева, утверждающий, что якобы "Шикотан и Хабомаи должны принадлежать Японии", а "Джапан таймс" – на интервью политика, якобы возглавлявшего японскую делегацию на переговорах 1991 г., но не присутствовавшего на переговорах, проходивших между министрами иностранных дел России и Японии. Кроме того, как сообщила "Асахи", президент РФ В.Путин, рассчитывая на улучшение отношений с Японией, также рассматривает вариант передачи островов Хабомаи и Шикотан.

Между тем, данная "секретная" информация просочилась в прессу не случайно, а именно в начале 2013 г., накануне приезда в Москву нового японского премьер-министра Синдзо Абэ, который обещал ускорить процесс по возвращению островов и подписать с Россией мирный договор. Связано это с тем, что за последние 10 лет упал интерес в японском обществе к территориальному вопросу, снизилась способность руководства страны оказывать давление на российскую сторону, и Синдзо Абэ намерен оживить этот процесс и закрепить позицию. При этом нынешний его визит, прежде всего, был нацелен на получение с РФ документальных обязательств того, что стороны готовы обсуждать территориальный вопрос.

Вместе с тем, несмотря на лояльные высказывания В.Путина по территориальному вопросу, в Японии не учитывают прозвучавшие в 2005 г. его заявления о том, что принадлежность островов определена итогами второй мировой войны и что в этом смысле РФ ни с кем не собирается этот вопрос обсуждать. При этом В.Путин считает, что углубление экономического сотрудничества Москвы и Токио поможет полностью урегулировать территориальный спор между странами. В условиях все более возрастающей в мире глобализации становиться гораздо важнее экономическое и культурное сотрудничество между странами, нежели бесплодные попытки изменить послевоенный статус-кво. Поэтому проблему островов невозможно решить в отрыве от экономических вопросов. Россияне давно предлагали восточным соседям различные варианты их решения, в том числе и создания на островах зоны свободной торговли, которые не противоречили бы их национальным интересам. Но пока все безрезультатно.

Между тем, на Курилах оживляется экономика. В соответствии с государственной программой по развитию Курильских островов развивается инфраструктура, строятся больницы, порты, морские порты. При этом работа ведется не только на крупнейших островах – Итурупе и Кунашире, но и на более мелких, например, Шикотане и группе островов Малой Курильской гряды. И тот факт, что Россия взялась за освоение Курил, лишает японцев шансов на то, что Москва когда-нибудь передаст эти острова Токио. При этом японские инвестиции в экономику России, конечно, были бы желательны, но они уже не являются жизненно важными для страны.

Таким образом, в настоящее время Россия не пойдет ни на какие территориальные уступки Японии, что в сегодняшних геополитических реалиях не представляется возможным. В новых, кардинально изменившихся геополитических условиях XXI в. оставаться на позициях 1956 г., периода "холодной войны", не продуктивно. Исходя из этого, во взаимоотношениях двух стран территориального вопроса вообще не должно быть в повестке. Как отметил официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич, "Курилы – это территория России, статус ее не обсуждается и не подлежит переговорным решениям и развязкам". И если обе стороны за почти 70 лет не смогли при разных политических режимах и разной геополитической ситуации решить этот вопрос, перспектив его решения нет, что свидетельствует о пустых надеждах Японии.

 

Лариса Владимирова