Белорусские националистические организации и национальные воинские формирования периода ВМВ

На модерации Отложенный

Белорусские националистические организации и национальные воинские формирования периода Второй мировой войны и современность

Брицкий Г.О., главный консультант ситуационного отдела Аналитического управления

1. Оккупационный режим на территории Беларуси

Захватив территорию Беларуси, немецкие войска установили на ней оккупационный режим, так называемый "новый порядок". "Новый порядок" поддерживался вооруженными формированиями СС (охранные отряды), СА (штурмовые отряды), полицией безопасности и службой безопасности СД, гестапо, тайной полевой полицией, контрразведывательными органами  "Абвера", жандармерией и др. Были созданы специальные оперативные группы (айнзацгруппы) для борьбы с партизанами и подпольщиками.

По плану "Ост" в Беларуси предполагалось оставить только 25% населения для использования в качестве рабочей силы. Остальные 75% подлежали уничтожению или высылке.

На территории Беларуси действовало 260 лагерей смерти, их филиалов и отделений.

Было установлено и новое административное деление Беларуси.

Восточная часть была отнесена к "области армейского тыла". Власть здесь осуществлялась военными и полицейскими органами, подчиненными штабу группы армий "Центр".

Южная часть Беларуси по линии 20 км севернее железной дороги Брест-Гомель была отнесена к рейхскомиссариату "Украина".

Северо-восточную часть немцы включили в состав Пруссии и генерального округа "Литва".

Оставшаяся 1/3 территории Беларуси – Барановичская, Вилейская, Минская (без восточных районов), северные районы Брестской, Пинской и Полесской областей – вошла в состав генерального округа Беларусь, который был включен в рейсхкомиссариат "Остланд" с резиденцией в г. Риге и разделен на 10 округов.

Во главе этих округов стояли немецкие чиновники (гебитскомиссары). Вспомогательную роль играли местные учреждения – управы, во главе которых стояли назначенные гитлеровцами бургомистры, старосты, войты.

Весной 1942 г. на территории генерального округа Беларуси была проведена земельная реформа. Все колхозы были распущены, а их земли и инвентарь перешли в семейное пользование крестьян в рамках так называемых земельных кооперативов. На территории восточной части Беларуси колхозы как эффективное средство реализации хозяйственных потребностей Германии еще долгое время сохранялись.

Заработная плата на предприятиях была мизерной, в то время как руководители предприятий имели право неограниченно увеличивать рабочий день, а заподозренных в саботаже высылать в концлагеря.

 

22 октября 1941г. в качестве правопреемницы Белорусского Красного Креста была создана Белорусская народная самопомочь (БНС), возглавляемая доктором И. Ермаченко, которая взяла на себя функции по обеспечению нуждающегося населения, имела право организовывать приюты, медицинские учреждения, проводить культурные мероприятия, издавать книги, журналы на белорусском языке. Первоначально единственной целью ее существования провозглашалась забота об охране здоровья и общественная опека. Позднее к числу функций БНС были добавлены вопросы образования и культуры. Было дано разрешение на открытие начальных школ, домов культуры, библиотек и т.д. Делались также шаги по "белорусизации" церковной жизни, издавались четыре белорусскоязычных журнала, было организовано Белорусское научное общество, профсоюзы, Женская лига и т.д. Постепенно был создан центральный и местный аппарат БНС. БНС требовала от оккупационных властей полной автономии Беларуси, создания белорусского правительства и белорусской армии.  В июне 1943 года БНС была реорганизована в Белорусскую самопомощь (БСП) — организацию, занимавшуюся исключительно благотворительностью.

С 1 марта 1944 года БСП была подчинена Белорусской Центральной раде.

29 июня 1942 г. с целью борьбы с укрепившимися партизанскими силами было провозглашено создание Белорусского Вольного корпуса самообороны (БКС). Главный комендант — И. Ермаченко. С июня 1942 г. по апрель 1943 г. было создано 20 батальонов, которые, однако, так и не удалось вооружить. Таким образом, организация БКС осталась незавершенной, поскольку руководство СС, находившееся в конфликте с администрацией рейхскомиссара генерального округа Беларуси В. Кубе, усматривало в БСА угрозу германским интересам, и поэтому всячески препятствовало её развертыванию и оснащению оружием и снаряжением. Весной 1943 г. Белорусская самооборона была распущена, а деятельность БНС была ограничена прежними функциями.

22 июня 1943 г. был создан Союз белорусской молодежи (СБМ). Высшим органом СБМ был Центральный штаб во главе с М. Ганько и Н. Абрамовой. СБМ занимался воспитательной работой в белорусском национальном духе, но реализация его идей в условиях оккупационного режима была утопичной. Поэтому задачей этой молодежной антисоветской организации стало воспитание молодежи в возрасте 10–20 лет в духе гитлерюгенда, подготовка ее к работе на военных заводах Германии и службе во вспомогательных частях Вермахта. Члены организации носили специальную форму. СБМ насчитывал в 1944г. 12 635 человек. Около 5 тыс. из них были направлены на работу и учебу в Германию.

По инициативе генерального комиссара В. Кубе 27 июня 1943 г. было провозглашено создание Рады доверия при Генеральном комиссариате Беларуси. Этот орган представлял собой административную комиссию, единственной задачей которой была отработка и представление оккупационным властям пожеланий и предложений от населения, участие с совещательным голосом в заседаниях генерального комиссариата "Белоруссия".

 21 декабря 1943 г. вместо Рады доверия была создана Белорусская центральная рада (БЦР). Она была образована по инициативе К. Готберга, который, после того как в ночь с 21 на 22 сентября 1943 г. В. Кубе был убит партизанами, занял должность генерального комиссара Беларуси. Президентом БЦР был назначен Р. Островский – фигура в белорусском движении очень одиозная. Рада также стала совещательным органом, однако в вопросах социальной опеки, культуры и образования имела право на относительно самостоятельные решения. В частности, в ее подчинении находились созданные ранее БНС и СБМ, а также официально ей подчинялись формирования Белорусской краёвой обороны. Деятельность БЦР прекращена 27 июня 1944 г.

23 февраля 1944 г. К. Готберг издал приказ о создании Белорусской краёвой обороны (БКО) и поручил БЦР провести мобилизацию. 6 марта 1944 года на местах открылись призывные пункты и под страхом немедленного расстрела началась всеобщая мобилизация мужского населения. Сформированные к концу марта 45 батальонов БКО были плохо вооружены, их дисциплина постепенно снижалась. В основном, формирования БКО использовались для сельскохозяйственных работ, охраны различных зданий и складов. В активных боевых действиях не участвовала. К концу оккупации только в нескольких местах БКО использовалась для борьбы с партизанами.

По разным источникам, коллаборационистское движение в Беларуси насчитывало 80-100 тыс. человек, значительная часть из которых была вовлечена в разные формирования принудительно.


Людибудьте бдительныЮлиус Фучик