Поговорим о Боге – 2. Зачем нам Бог?

 

В первой статье речь шла о двух религиозностях: суеверной до-атеистической религиозности и пост-атеистической религиозности личного знания. И о двух дорогах к пост-атеистической религиозности: психологической дороге самопознания и расширения сознания и философской дороге расширения и углубления своего понимания мира.

Философская дорога приводит искателя Бога к видению мира, как иерархии идей – от крупнейшей Идеи мира до относительно локальных идей простейших вещей мира. Каждая из этих идей проходит через свой жизненный цикла – от замысла до осмысления реализации. В результате знакомый человеку мир открывается в новых красках. Не как материалистический мир – огромная вещь. И не как идеалистический мир – царство бесплотных идей. А – как живой мир, в котором бесконечно разнообразные взаимосвязанные и взаимодействующие живые идеи, проживая свои жизни, становятся вещами, а вещи – идеями. В этом мире человек находит и свое место, и своих «партнеров по миру» – то, в деланье чего и во взаимодействии с чем состоит его жизнь.

А дальше остается только распознать в новой, открывшейся тебе картине то, о чем своим языком рассказывают людям старые религии. Например, увидеть, что скрывается за такими понятиями, как ангелы или серафимы, или в чем заключается бессмертие души, и так далее.  

Но здесь возникает совсем другой вопрос. А зачем нам вообще все эти «абстракции», казалось бы, такие далекие от реальных забот реальной жизни? Ведь в конце концов, проблемы религии не являются для нас самыми остро-актуальными.

Есть еще и экономические, и социальные, и культурные, и каких только нет.

Но в том-то и дело, что никакие из наших проблем нельзя решить, не имея путеводной нити – не понимая, какой жизнью нам жить. А путеводную нить нам не получить, уткнувшись лицом в оливье нашей жизни. Нужно поднять голову.

Нам нужен ориентир – то, к чему нам следует стремиться и в своей индивидуальной жизни, и в жизни общественной. Без ориентира, превратив личную жизнь в погоню за деньгами, а общественную – в расталкивание локтями в той же погоне, мы – и абсолютное большинство индивидов и общество в целом – обречены на самое незавидное будущее. Будущее, которое будет много незавидней даже нашего совсем незавидного настоящего.

Что может быть таким ориентиром? Только та реальность, которая в старых религиях обозначается словом «Бог». Каждому из нас нужно стать более Богоподобным, чем он уже есть.

Здесь нет никакой мистики (во всяком случае для абсолютного большинства) – нужно стать умнее, добрее, честнее, полнее реализовать свой личностный, творческий потенциал. Говоря же языком психологии, каждому нужно постоянно расширять свое сознание. А общество в целом должно быть организовано так, чтобы максимально помогать каждому своему члену увеличивать его Богоподобие.

Это вроде бы понятно, и никто особенно против этого и не спорит. Но сегодня это понимание еще слишком теоретическое, чтобы стать действием, общественным движением. Нами еще не понято, что речь идет не о «хорошо бы, конечно, но...», а о «жизнь или смерть».