Интервью с Кристофером Воглером

На модерации Отложенный

 

КРИСТОФЕР ВОГЛЕР: «Не надо пытаться. Делайте!»

 

Как начался ваш «путь героя»: когда и почему вы стали заниматься этой темой?

Я, как и герой любой истории, долго находился в поиске, пытался разгадать загадку. Я рос на ферме в Миссури  и очень любил истории - сказки, которые читали мне мои мама и бабушка, фильмы Диснея. Мне всегда хотелось проникнуть за экран, стать частью этого волшебства. Я пытался понять правила, по которым создаются истории, хотел узнать, как авторы решают, с чего начинать повествование, а чем его заканчивать. Но ответов на свои вопросы не находил.

Даже когда я вырос, пошел служить в авиацию и стал делать документальные фильмы для армии, вопросов меньше не стало. И только став студентом киношколы, я нашел то, что искал: узнал о Джозефе Кэмпбелле, его книге «Тысячеликий герой», о том, что существует определенная логика, которой руководствуются создатели историй. Я стал проверять полученные знания на каждом сценарии, который попадал мне в руки, на каждом фильме, который смотрел. Этот опыт очень помог мне, когда я устроился работать на студию. У меня появился профессиональный язык, на котором я мог говорить с коллегами о том, что видел в историях.

Книги о том, как написать бестселлер или гениальный сценарий, сейчас огромное количество. Почему по-вашему так популярен именно «Путь писателя»?

Я думаю, что мне удалось копнуть действительно глубоко. Моя идея основана на знании психологии, человеческой натуры. Сколько бы раз вы ни читали эту книгу, вы всегда найдете в ней что-то новое. Люди просто не скучают, когда читают «Путь писателя».

Интересно, какой любимый фильм, у человека пересмотревшего тысячи картин и прочитавшего тысячи сценариев? И в каких фильмах лучше всего прослеживается путь героя?

Вероятно, это странный ответ, но мой любимый фильм - «Викинги» 1958 года с Кирком Дугласом и Тони Кертисом. Я люблю его за то, что он показал мне ту жизнь, о которой я ничего не знал, и кроме того, это очень хорошо сделанный фильм. У него сложная структура, много персонажей. Я также люблю «Дурную славу» и «На север через северо-запад» Хичкока, я могу смотреть их бесконечно. У Хичкока можно многому научиться, он в своих фильмах не упускает ничего.

Классический пример пути героя можно увидеть в «Дурной славе». А если говорить об относительно новых фильмах, то в «Зверях дикого Юга».

Можно ли использовать вашу структуру в короткометражных фильмах?

Какие-то элементы - обязательно! Например, call to adventure (зов к приключению). Еще главный герой обязательно должен противостоять кому-то. Он также должен пройти через испытания, встретиться со своим самым большим страхом, и эта встреча изменит его. Если у вас есть эти необходимые элементы, вы можете рассказать историю за 30 секунд. Даже у большинства рекламных роликов такая же структура.

Как насчет авторского независимого кино? Работает ли эта структура для него?

Конечно. Неважно, в какой форме вы работаете, вы все равно показываете фильм зрителям, которые воспринимают его определенным образом. Если дать им съесть что-то несъедобное, это не вызовет у них никаких чувств, они вообще не будут уверены, что это еда. И вы потеряете свою аудиторию. Так что не стоит уходить слишком далеко. Но при этом зритель ждет, что вы будете его удивлять, что вы покажете ему то, что он никогда не видел, или расскажете историю так, как никто еще не рассказывал. Если вы сможете это сделать, вас ждет успех.

О вашей работе очень хорошо отзывался режиссер Даррен Аронофски. Какие еще известные режиссеры и сценаристы входят в число ваших поклонников?   

Я знаю, что мою книгу читали Уилл Смит, Роланд Эммерих. Она есть на всех крупных киностудиях, так что читали ее многие, как сценаристы, так и продюсеры и режиссеры. Мои семинары посещал Александр Астие. По возвращении во Францию он написал очень успешный ТВ-сериал - «Камелот», что-то вроде знаменитого «Монти Пайтона». Это трехминутные смешные сюжеты, и Александр сочинил их несколько сотен, благодаря чему и стал известным. Он сказал, что ему очень помогли мои семинары.

Говорят, что сейчас в киноиндустрии кризис идей. Это на самом деле так? И в чем проблема?

Кризис есть, я с этим абсолютно согласен. Отчасти это связано с экономикой: финансовые проблемы сильно повлияли на бюджеты фильмов. Сейчас делать кино -  большой риск. И это давит на создателей.

Еще одна проблема - в нынешних историях нет баланса, гармонии. Авторы слишком увлекаются маскулинностью. Посмотрите, все герои летних блокбастеров - мужчины, которые в конце концов добиваются своих целей. Но меня интересуют и другие вопросы: например, найдет ли герой свою любовь или женщина отвергнет его, откроет ли он в самом себе женскую, более деликатную часть своего Я (об этом еще писал Карл Юнг)? Пока современные герои выглядят слишком плоскими, неглубокими, и это плохо сказывается на истории в целом.

Третья проблема: сценаристы слишком много знают и сильно зависят от стереотипов. Они забыли об удовольствии создания простых историй, когда ты пишешь то, что чувствуешь. Мозг просчитывает все ходы раньше, чем приходят эмоции. Когда ты слишком много знаешь и слишком много думаешь, - это мешает.

Вы говорите, что авторы сейчас много думают о структуре истории. Как вам кажется, для того, чтобы быть успешным писателем, вообще нужен талант? Или достаточно уметь работать по готовым схемам?

Талант, конечно, важен, но кто-то талантлив больше, кто-то меньше. Поэтому полагаться только на это не стоит. Если вы овладеете знаниями, необходимыми для писателя навыками, вы сможете двигаться дальше. Например, есть люди, которые пишут гениальные диалоги.

Если вы не из их числа, вы можете тренироваться:  слушать, о чем говорят люди в автобусе, в аэропорту, в ресторане, и все это записывать. Другими словами, для успеха нужна комбинация таланта и тяжелой ежедневной работы. Одного ингридиента точно недостаточно.

Может ли история как-то повлиять на зрителей? Изменить их взгляды, изменить их самих?

Я верю, что это случается. Если говорить лично обо мне, то некоторые фильмы подсказывали мне, как вести себя в определенных ситуациях. Когда у меня возникала какая-то проблема, я вспоминал, как решал ее тот или иной герой. Может быть, он был сильнее, или у него были особенные качества, которые помогали ему преодолеть трудности... Фильмы дают нам примеры поведения. И можно спасти себя от многих бед, сделать свою жизнь немного легче и лучше.

Сейчас Америка переживает золотой век телевидения. Почему?

Я не знаю, с чего это началось, но главная причина зрительского интереса к сериалам - это, безусловно, герои. Сценаристам удалось создать героя сломленного, потерявшего душу и сражающегося за то, чтобы получить ее обратно. За этой битвой нам и нравится наблюдать. Нам нравится видеть эти редкие вспышки хорошего в натуре героя, мы надеемся, что, может быть, он будет спасен от самого себя, поймет свои ошибки, будет наконец счастлив. Но нам также интересно смотреть, как он совершает плохие поступки, ошибается. Мы сочувствуем ему и стараемся не делать тех же ошибок.

Говорят, что писатели всегда рассказывают истории о себе. Как вы думаете, это правда? И хорошо ли это для истории?

Мастера всегда дают писателям этот совет: пиши о том, что знаешь. Конечно, есть писатели, иногда даже молодые, у которых есть интуитивное понимание людей, которые могут вжиться в роль любого человека и одинаково правдиво писать и от лица мужчин, и от лица женщин. Но это бывает крайне редко. Большинству требуется довольно долго жить на свете, прежде чем они начинают писать что-то вне того, что они знают о жизни и что пережили сами.

У трехактной структуры есть как сторонники, так и противники. Вы к какой группе принадлежите?

Трехактная структура - очень удобная вещь. Она позволяет людям в кинобизнесе говорить на одном языке, каким-то образом оценивать историю, разбивать ее на управляемые части. Нам нужна какая-то логика, которой мы руководствуемся, работая над историей. Но у трехактной структуры есть маленький секрет - на самом деле у истории четыре акта. Это то, что я обнаружил, перечитав огромное количество сценариев. Об этом говорит и Сид Филд: в его структуре 60-страничный второй акт разбивается напополам мид поинтом. 

Вы много говорите о сценарной работе и сценаристах. А романисты могут пользоваться вашей техникой?

Безусловно. Я получаю много отзывов от романистов, которые говорят: «Я потратил много лет, чтобы написать что-то приличное и опубликовать это, но у моих историй были проблемы с формой. Благодаря вашей книге (или семинару) я увидел, как можно улучшить историю. Теперь мои произведения издаются большими тиражами». У меня довольно много таких примеров. Очень часто моей техникой пользуются создатели любовных романов (как правило, это женщины). Они ведь пишут очень быстро, по два-три романа в год, и «Путь писателя» для них - своего рода путеводитель. Так что романисты мои семинары посещают ничуть не реже сценаристов. 

Расскажите о семинаре в Москве: что писателям ждать от него?

Я буду рассказывать обо всем, что узнал за тридцать лет работы на студиях и из своего собственного писательского опыта. И я надеюсь, что это изменит моих слушателей, позволит им взглянуть на многие вещи по-другому, даст новые инструменты, откроет новые двери. Мы будем говорить о характерах, о том, как создавать реалистичных героев, как использовать классические формы, будем смотреть примеры из фильмов. Мое самое большое желание - что-то открыть людям, научить их делать то, что они считали невозможным, дать им свободу создавать то, что они хотят.

Что бы вы могли сказать начинающим писателям и сценаристам? Какой совет дать?

Читайте столько сценариев, сколько можете. Это часть вашего образования. Мы видим, как история выглядит на экране, но хорошо бы знать, как она выглядит на бумаге, как много слов требуется, чтобы создать ту или иную сцену на экране. Читайте сценарии фильмов, которые вам нравятся. Смотрите, как описан герой. Вторая, не менее главная, вещь: живите полной жизнью! Однажды, когда я был молод и пришел устраиваться на телевидение, один человек сказал мне: «Вам не нужна работа на ТВ. Вам нужно поехать в Мексику, напиться там и подраться с матросами». Я был сильно обескуражен этим заявлением, но он настаивал: «Молодой человек, поверьте, это то, что вам нужно. Вы выглядите слишком невинным, и с вами явно никогда не происходило ничего интересного. Жизнь никогда вас не била. Идите и получите хоть какой-нибудь опыт, и тогда у вас будет, о чем писать». И он был прав! Конечно, в Мексику я не поехал и с матросами не дрался, но когда мне пришлось пройти через кое-какие жизненные трудности, я стал писать гораздо лучше.

Вообще, я часто слышу, как люди говорят: я пытаюсь быть писателем, я думаю о том, чтобы стать режиссером. Не надо пытаться, надо делать! Говорите всем: я - писатель! И пишите, пишите каждый день. Знаете, это как с лошадью.  В первый день она вам говорит: «Я не хочу никуда бежать, я хочу вернуться в стойло». На второй день - «Окей, это не так уж плохо, но я все-таки вернусь в стойло. А на третий - «Поехали, приятель! Это круто! Я готова скакать и скакать!» Писатели должны воспитывать себя, как эту лошадь. Просто писать, писать и писать, пока это не станет нормой, чем-то таким, без чего вы не сможете жить.

 

ссылка на источник http://www.mitta.ru/vse-stati/publikatsii/intervju-s-kristoferom-voglerom