Александр Росляков. ОБЕД В ПРИТАНЕЕ. За что в демократических Афинах был казнен Сократ?
На модерации
Отложенный
На одном конкурсе сочинений о Сократе победила 12-летняя девочка, написавшая самое короткое: «Сократ ходил среди людей и говорил им правду. За это его убили». Лучше, пожалуй, и не скажешь в двух словах об этом босоногом старце, которого дельфийский оракул назвал «самым мудрым из смертных».
Родился он в 469 г. до н.э. в Афинах и умер там же в 399 г. до н.э., выпив по приговору суда чашу сока ядовитого растения цикуты. Отец его, небогатый ваятель-каменотес, не мог дать ему приличного образования, и откуда Сократ набрался своих обширных знаний, восхищавших современников, неизвестно. Известно, что зимой и летом он ходил в одной одежде, хуже чем у иных рабов, часто босиком. Но популярность его была такова, что в 404 г. до н.э. правительство 30-и тиранов позвало его к себе на службу, однако он, рискуя жизнью, отказался наотрез. Он порицал все формы правления: аристократию, плутократию, тиранию и демократию, – как одинаково лицемерные и несправедливые. Но считал, что произвол одного все же лучше произвола многих – и что гражданин обязан соблюдать любые, даже самые плохие законы его родины.
В молодости он отличился в трех военных походах, вынес с поля боя раненого товарища. Вошла в предание, как образец сварливости, его жена Ксантиппа, союз с которой поэт Мандельштам отметил так:
Встречает пьяного Сократа
Крылатой руганью жена.
Возможно, он впрямь часто приходил домой навеселе, так как больше всего любил, болтаясь битый день по городу, задавать всем, кому не лень вступить с ним в беседу, свои знаменитые вопросы. Ну, а беседа и у древних греков была спутницей застолий и вина. За всю жизнь он не написал ни строки, отпечатавшись, как Христос, в пересказах его речей его учениками – главное Платоном и Ксенофонтом.
Сократ считается основоположником диалектики и первым, кто глубоко вскопал вопрос о сущностях – общих понятиях для разных вещей. Например что есть само по себе «прекрасное», «дурное», «полезное» и так далее. Впрочем он сам, мастер образной и цепкой речи, никак не формулировал свою философскую задачу. Но как влекомый некой путеводной целью странник запытывал всех простодушными внешне, но исподволь коварными, даже исполненными подчас язвительной иронии вопросами. Чем надменней и самоуверенней был собеседник, тем беспощадней обставлял его – и, загнав в тупик, еще как бы спохватывался: да это я сам такой дурень, что совсем сбил с толку человека!
Но за этим вроде смешным делом крылся обессмертивший Сократа метод, который он сравнивал с хлопотами повивальной бабки, помогающей роженице. А целью этих хлопот было выуживание из хаоса противоречий и недомыслий того, что ставил выше всего в жизни – истины.
Но какую великую истину он извлек на свет? Да никакой – кроме единственной, которую не уставал повторять: что знает только то, что ничего не знает. И этим-то лишь отличается от невеж, которые тоже ничего не знают, но думают, что все знают.
За что же тогда он так почитался уже при жизни – а посмертно был возведен чуть не в родоначальники науки философии? Формально – за его диалектический метод, позже оформленный в учение о «единстве и борьбе противоположностей». А в сути – за воплощенный им образ мыслителя, имеющего смелость выйти за пределы всего ведомого, дабы постичь силой ума загадочный, бездонный мир – прежде всего мир человека. Его неистовая страсть непредвзято и дотошно судить обо всем на свете не обходила ни самые простые с виду, «детские» вопросы – ни самые парадоксальные и даже запретные: о сущности богов и власти. Он, может, первым из всех мыслителей возвел в систему такой взгляд, что истина – не некий богоданный абсолют, а совокупность противоречивых и даже взаимоисключающих на первый взгляд сторон.
Вот он, к примеру, начав с самого тривиального, пытается установить сущность такого понятия как мужество: «Мужество ли, – спрашивает он собеседника, – не оставлять поле боя первым?» – «Конечно». – «А бежать от врага – трусость?» – «Разумеется». – «А если воин бежал с хитростью и с ее помощью победил врага?» Тут собеседник уже несколько смущается: как это он мог упустить такой подвох? И дальше от вопроса к вопросу, словно раздевая лист за листом кочан капусты, отсеивая всякое ложное или даже неточное суждение, Сократ стремится к сердцевине – и к чему приходит? Чаще всего никакого однозначного ответа в результате нет. Но мощный ум настойчивого босяка как бы продрал нас сквозь все противоречия предмета, заразил ощущением, что это продирание через наружную листву и есть путь к истине. Надо лишь, как бы внушает постоянно он, бесстрашно, не мигая смотреть в глаза правде – или мраку, при неимении достаточного света.
Как у иных есть абсолютный музыкальный слух, у него был абсолютный слух на всякую неправду. И его заявление о собственном незнании не было скорей всего ни нарочитым парадоксом, ни кокетством. Похоже, он имел в душе какой-то неизреченный образ истины, понимая, что в современном ему мире нет возможности ее изречь. Потому главным образом неутомимо отметал прочь все неистинное – и отрицаний в его беседах куда больше, чем утверждений.
Отсюда же, видимо, происходят и два его самые загадочные для современников признания, за которые он и заплатил в итоге головой. Одно – что с каких-то пор в нем поселился некий внутренний голос или «демон», никогда не говоривший, что надо делать, но говоривший, чего делать не надо. Ну а второе – уже самое крамольное. Размышляя на предмет тогдашних многочисленных богов, он заподозрил, что они действуют не сами по себе, но за ними стоит некий управляющий их действиями архибог.
Но при всем этом он строго держался и неких положительных начал. Все то же, вероятно, внутреннее чувство, ломавшее все шаблоны отвлеченного суждения, заставляло его возводить гражданскую добродетель в высшее человеческое качество. И удивительно перекликаясь вновь с Христом, он за 4 века до Христа изрек одну из главных установок будущего богочеловека – что для всякого гораздо лучше терпеть зло, чем творить его. Но попутно впал в какое-то безумное для мудреца младенчество – сочтя, что если люди поймут, в чем добро, только ему и будут следовать!
Гражданский долг он стойко исполнял не только на войне. Сограждане запомнили его принципиальность на посту притана – члена совета Пританея, учреждения, отправлявшего властные и обрядовые функции. В Пританее еще угощали изысканным обедом за казенный счет отличившихся в пользу отечества героев – например победителей на Олимпийских играх. И когда некто был осужден на казнь, несправедливо по мнению Сократа, он один из всех 50-и коллег-пританов громко выступил против.
Но даже современному ребенку уже, наверное, ясно, что такому правдоборцу с его неукротимым словом и умом рано или поздно должно было не поздоровиться. Для аристократов он был вызывающим простолюдином, беспощадно побивавшим в публичных спорах их купленную за большие деньги образованность. Для демократов – распугивающим их улов и срывающим их продувные вывески разоблачителем. Кто-то даже сравнил его с электрическим скатом, который своим ударом лишает языка любого спорщика. Еще кого-то пугал его великий критицизм и полная отвязанность суждений…
Но так как даже 30 тиранов не решились в открытую преследовать его за отказ служить им, сменившие их демократы завели против него тайную интригу. Считается, что руку к ней приложили и софисты, которых он высмеивал за бесцельную словесную эквилибристику. Но на них тогда возникла мода, они давали знатным юношам дорогостоящие уроки – а Сократ, учивший всех бесплатно, еще и подрывал их бизнес.
Плохую роль в его судьбе сыграл и знаменитый комедиограф Аристофан. Принадлежа к консервативной партии аграриев, он не делал различия между Сократом и софистами: и тот, и те были для него лишь вольнодумцами, попиравшими святую старину. В комедии «Облака» он вывел а как раз в образе софиста, который сидит как сыч в своей «думальне» и учит молодежь не платить налоги и плевать на старших.
В итоге «группа товарищей» из демократов во главе с неким Анитом привлекла Сократа к суду по сфабрикованному, как называется сейчас, обвинению. Ему вменялось развращение юношества, отрицание отеческих богов и введение нового божества – «расстрельная» тогда статья. Правда, в гордившихся своей просвещенностью Афинах она практически не применялась – да и суд над ом мыслился скорей как бутафорский, с целью лишь окоротить его, но не лишать жизни. Но старина , военный ветеран, не поклонившийся и былым 30-и тиранам, не дал выставить себя в шутовской роли.
Когда ему дали слово на суде, он, обычно весьма скромный в самооценках, изменил своему правилу и сказал примерно следующее. Все, что говорилось здесь против меня – вранье. И хоть всем известно, что я могу затмить любого красноречием, сегодня к нему не прибегну и скажу одну правду. А она в том, что если есть в Афинах безупречный гражданин – это Сократ, герой трех войн, слуга отечества и истины, не развратитель, а воспитатель лучших мужей, чьи имена все знают. И если хотите по обычаю услышать, чего я сам считаю достойным за мои деяния – это обед в Пританее. Тем паче что он мне нужней, чем победителям олимпиад: они не нуждаются в пропитании, а я нуждаюсь.
Судьи, ожидавшие просьбы о замене смертной казни изгнанием или хотя бы покаянием, взбеленились от столь дерзкой отповеди – и вопреки их первоначальному замыслу приговорили Сократа к смерти.
Это был беспримерный приговор: в Афинах никого еще не карали так строго всего за выразительное слово. И когда первая ярость судей спала, они решили одну их подлость выправить другой – передав друзьям Сократа, что если он захочет бежать из-под стражи, мешать ему не будут. Этой подробности скверного дела посвящен щемящий сердце диалог Платона «Критон». Критона, ученика а, подослали склонить его учителя к побегу, на что богатые сограждане даже сделали свою складчину. Но , не бегавший и от врага, на доводы Критона, что достойнейший из афинян не должен быть казнен, ответил так.
Всю жизнь я проповедовал законопослушание и могу ли теперь позволить людям говорить, что это было только лицемерием, которое вскрылось, едва дело коснулось моей жизни? Разве моим детям будет лучше, если я сгину с бесчестьем на чужбине? Я уже стар, все равно скоро умирать, так лучше умру с честью! Предчувствие мне говорит, что моих судей покарает рок, а мое имя будет в славе.
Еще широко разошлась в Афинах и в веках такая деталь. Другой ученик Сократа, Аполлодор, придя простится с учителем, горько сокрушился: «Особенно тяжело мне, , оттого что ты осужден несправедливо!» На что ответил: «А разве тебе было бы легче, если бы меня осудили справедливо?»
Последним его желанием было самому обмыться перед смертью, чтобы потом не пришлось возиться с ним другим. Он выпил, как заздравный кубок, чашу с ядом, лег и умер. Афиняне, до самого конца не верившие в казнь Сократа, пришли задним числом в такой гнев против его обвинителей, что те в страхе бежали из Афин – подтвердив тем предсмертное пророчество философа…
Показательно, что христианство, довольно плохо относившееся к античному языческому миру, выделило из него Сократа как предвестника Христа – за догадку о том архибоге. И в ранних христианских храмах даже изображался на иконах.
Но за что все же, если отрешиться от деталей, был убит этот гремучий праведник? Я думаю, лучше всего на это ответил он же сам его диалектическим посылом. Такие личности, служившие посмертно славе их народов, при жизни именно их совершенством входили в конфликт с властью, сложенной так или иначе из несовершенного большинства. И потому на таких светочей как Сократ, Христос, Джордано Бруно, протопоп Аввакум всегда находились такие казнители как афинский суд, синедрион, святая инквизиция, РПЦ. Причем последние казнили осужденных ими уже именем казненного Христа.
Диалектика Сократа, ушедшая за рамки его времени, пожалуй, объясняет и такой необъяснимый ныне парадокс. Жестокий сталинский режим породил у нас именно культ личности – когда могучих личностей было невообразимое сейчас число. Композиторы Прокофьев и Шостакович, писатели Шолохов, Булгаков и Пастернак, конструкторы Туполев, Яковлев, Ильюшин, Лавочкин; ученые Капица, Ландау, Курчатов – и этот список можно бесконечно продолжать. По нынешней метафизической трактовке все они произошли «вопреки» – но почему-то в наше «свободное» и благое время не происходит ничего подобного. Не пахнет и подобием свершений той «плохой» поры, и последние обломки того великого «вопреки»-авиастроения – Ту-204 и Ил-96 – угроблены благодаря текущему «благодаря».
То есть наша «свобода» парадоксальным, но уловленным еще Сократом образом обернулась афинским судом, синедрионом и инквизицией вместе взятыми. В зародыше убила этим круговым зажимом весь творческий позыв, еще раз доказав овский посыл: что вид снаружи может быть полной противоположностью сокрытой под ним сути.
При тирании Сократ выжил, а при демократах был казнен – и всей своей жизнью и смертью дал нам на 24 века вперед повод задуматься о выведенных им на личной шкуре парадоксах бытия!
roslyakov.ru
Комментарии
Один мужик гонится за другим и орет:
- Держи убийцу! Держи убийцу!
Сократ никак не реагирует, и убегающему удается скрыться.
Тут к Сократу подбегает второй и спрашивает:
- Почему ты не задержал убийцу?
- Убийцу? А кто такой убийца?
- Это человек, который убивает.
-Ты хочешь сказать, мясник?
-Нет, человек, который убивает другого человека.
-Воин?
-Да нет же, человек, который убивает другого человека в мирное время.
-Палач?
-Ты что, глупый? Это человек, который убивает другого человека, скажем, в его же доме.
-Ага, понятно – врач…
Примерно вот за такую диалектику...
Зато, те, кто останется живыми дадут потомство - на генетическрм уровне.
Как в японии. Там когда шастали туда сюда самураи с железками, на поясе и кодексом - последние звуки наглости, попытки троллизма произносила уже отрубленная голова...
Сейчас - это самая вежливая нация...
И для вопроса этого не нужно быть Сократом. А для ответа достаточно нары пунктов из кодекса бусидо. Где кстати софизмом и не пахло.
Троллей обычно банят за что нить другое официально, что другому бы спустили с рук. благо всегда есть за что.
Умных троллей обычно не за что по букве правил бить. А уж когда найдется, подставиться он - тогда на полную катушку...
Но тогда еще проще. Тот же кодек самурайской чести не позволяет наглеть перед невооруженным. И равным.
А то, как они относились к неравным - было в порядке вещей. Вполне законно.
И соыфизм тут - в переносе правил одного общества, в другие...
Примерно так же, как судить советских военнослужащих за убийство немцев в ВОВ по законам двухтысячных годов.
а все дураки думали до сих пор что все зло от лжецов+хитрецов+негодяев...спасибо лёхе...
Софизм-придумка от Лёхи 100% - троллизм.
Они все плохо кончили.
И это тоже троллизм, придумывать кому-то мнение, а затем пафосно и с блеском его опровергать...
Это уже не софизм. Это школа киников.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Это от того, что у вас прямые кИшки вывернуты?
Комментарий удален модератором
" ...Вы правы, нет повода сердиться..."
Все с какими- поддевками, выворачиванием смысла сказанного, и получают удовольствие от того, что кто-то слабый стушевался, а а тот кто сильнее - отошел не пачкаясь. Порой принимают хорошее отношение за слабость и разворачиваются во всю ширь... Потом совершенно искренне возмущаются, за что им таких красивым и умным - морды плющат...
" у вас прямые кИшки вывернуты? "
http://www.gay-history.narod.ru/6.html
В этой связи можно процитировать отрывок из одного из диалогов Платона, где Аспазия утешает Сократа:
«Что же ты плачешь, дорогой мой Сократ? Неужели вечно будет смущать твою душу эта любовь, которой, точно молнией, обжёг тебя этот безчувственный юноша? Верь мне, я вымолю у него более благосклонное отношение к тебе».
Подобные речи были не в новинку друзьям, ученикам и просто окружению Сократа, и они относились к этому вполне терпимо. Некторорые мыслители считали, что любовь к юношам – привилегия философов, и она более возвышенная, чем любовь к женщине.
Комментарий удален модератором
так что тоже не просто, а индивидуально...
Комментарий удален модератором
http://maxpark.com/community/5654/content/2442479#comment_32802562
Что толку знать, что стало с кем-то?, если в итоге людям совершенно не интересно, и уж тем более, а возможно и опять же таки "в итоге")) не понятно "что вообще произошло" - почему?, зачем?, к чему может привести в итоге?, пока не "мутирует" сознание большинства.
Меньшинство при этом всём обычно живёт иными приоритетами в этом мире.
...
а то что сейчас мало таких людей, так это от того, что большинство слишком глубоко ВЛЕЗЛО в бытие, РЕГЛАМЕНТИРОВАВ слишком многое в мире вокруг себя.
Назовите хоть одного софиста или педераста, которого казнили бы греки, за его высказывания - как демократы, так и тираны? Нет таких, таким образом, Сократ не из них.
Беда нашей страны в том что ментовка и спецслужбы служат не стране,а монарху или генсеку(сейчас президенту)Если бы нет,то не было бы столько осужденных,пытаемых,избитых.Подобного не может быть в Европе,США.Там нет монархии.Хотя и монархи имеются.
Как говаривали Стругацкие-не умные нужны,а верные.
Какие же ещё рожи вы хотели увидеть на фото из ЕС?
Комментарий удален модератором
А то что ты мне пытаешься втереть кадры разгона студентов в Южной Корее-опять же тебя характеризует.
Комментарий удален модератором
А вот это Вы соврамши изрядно...)))
Для самураев простолюдины были дешевле грязи и убивать их могли просто так, походя...
Комментарий удален модератором
В статье дальше есть много видео, снятого журналистами во втемя разгонов мирных демонстраций в странах победившей демократии.
И фото из Ю. Кореи вполне кстати - там тоже демократия западного образца, со всеми полагающимися к ней издержками, такими, как жестокие избиения и убийства демонстрантов полицией, и т.д.
Говорилось про равных. Про других - тоже.
Почему то оппоненты изначально предпочитают сразу относить себя к мизерной части общества - дворянству, а не к купечеству, мастеровым или крестьянам... При том, что в те времена процветало рабство и жизнь обычного человека стоила штрафа в 10 серебрянников. Это в Европах.... В Азиатчине всё было гораздо грязнее и страшнее...И те же самураи, особенно ронины, резали друг друга за чих собачий и косой взгляд...)))
И поэтому этому не подвержен.
Если бы вы все же прочли бы внимательно мой пост, то этого не обнаружили так же...
Ну если вам лень , или внимание заострено на чам-то своем, то поясню прямо. У меня в том посте прочлеживаются несколько вариантов. Равный. и другие, как высшие, так и низшие. Равгные - по кодексу, низшие и высшие - по правилам того времени и той страны. которые вы описали. Которые воспринимались современниками как естественные.
Насчет равным, вы насмешили))))), Это печатать в нашем веке и тут же рассуждать о "немцев в ВОВ по законам двухтысячных годов"))))), А в бусидо о логичности мыслей ничего нет?)))))
Если не ошибаюсь, Мухаммад - самое популярное имч у ЛОНДОНСКИХ новорожденных мальчиков, а не по всей Европе.вообще не надо размашистых и с чужих слов взятых характеристик. Понравилось бы Вам, если бы японец назвал Россию всемирной свалкой среднеазиатских отбросов?
==========================
Ведь первая очередь пришлась по пацанам,сидевших на деревьях.Они что,тебе дураку палкой тыкали?
Подавать в суд я советовал тому, кто пытался перенести свои современные понятия в среневековую Японию, обвиняя самураев в недемократичности.
Кстати, что вы можете сказать по обсуждаемой теме?
Скорее всего кадры вырезаны из какого то то видео.Опять же неспроста.Там и ответ.
Человек человеку - волк, помните?
Отвернулся, пошел дальше...
Мне есть не давай, дай порыться в бытие за разговором с "соплеменниками"))
Иногда доходит до того, что мысль есть а выразить ну никак не могу. Словарный запас наверное не так широк. По сему в диалоге меня иногда сложно ТОЧНО понять. Хотя если продолжать и пытаться разобраться уже вместе, то мысль начинает 'проявляться'))
Такова воля большинства, и я не завидую тем, кто пойдет против его воли.
ну вот интресно получается, что если я вот считаю физическую измену мужа жене и наоборот, то я вот НЕ КРИЧУ ВО ВСЕ ГОЛОСА о словах из книжки книг, а ведь там тоже "забивать" "рекомендуется". Ну да ладно. Но если и не забивать, то я опять таки не слышу от людей слов - А ДАВАЙТЕ НАСИЛЬНО ЛЕЧИТЬ изменников и изменщиц!!! и т.д.
...
В этом смысле мы направляем силы общества вцелом на борьбу друг против друга!
... 'а был ли мальчик' вообще? никто выяснять этого не желает и просто 'верит на слово' переводчикам некоторых строк из некоторых старых (и типа поэтому истинных, правдивых и весомых) книг!
Уж кто-то, а и подсчётов проводить не нужно - где УЩЕРБНОСТЬ истинная, а где искусственно навязанная, людям с отличным свойством оранизма, прошловековыми заблуждениями, в массе своей ничем не доказуемыми и по сей день! Слова и вода, вода и слова, не более.
Но, демон подсказывающий верные мысли, Сократом назывался "маленький бог".
Смерть Сократа. Давид.
По существу Сократ был анархистом по нашим понятиям, даже нигилистом, Он провозглашал свободу всея и всеё, чем он и прославился, за что и был убит. Почитайте "Пир"" Платона, где Платон говорит о сильной воле Сократа: когда с Сократом на этом пиру возлег прекрасный юноша, то Сократ (можете представить) не воспользовался этим, хотя в другие времена участвовал в оргиях, за что и журила его Ксантиппа. Был Пифагор, был Архимед, которые продвинули наши знания о мире, а что сделал этот болтун и педераст?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Интересно какой же продукт неосторожно употребил товарищ Пинигин, что даже умственную, можно даже сказать духовную пищу примеряет сначала к заду.....
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Чистый расизм. Сократ был чюкча.
Шыбко умный.
Обычно бывает наоборот.
не чтит богов, которых чтит город
Это актуально до сих пор.
Комментарий удален модератором
Хочу вас сильно разочаровать, но РПЦ- пока что никого не казнила. РПЦ- на сегодня, последний оплот русских, что признали американцы. А Бруно казнили Ватиканцы, или какая-то другая религия.
Спасибо, посмеялся.
http://teonote.ru/pravoslavnaya-inkvizitsiya/
Вам это будет стоить 30.000$. Согласны?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
АФОРИЗМЫ
Платон
(великий древнегреческий философ и писатель)
(428 или 427 — 348 или 347 гг. до н. э.)
1. Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное
2. В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих
3. Бог в нас самих
4. Самая великая победа - победить себя
5. Никто не становится хорошим человеком случайно
6. Кто не совершает несправедливости - почтенен; но более чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет совершать несправедливостей
7. Крайняя несправедливость - казаться справедливым, не будучи таким
8. Сократ - друг, но самый близкий друг – истина
9. Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине
10. Хорошее начало - половина дела
12. Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь
13. Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились два порока
14. Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться
15. Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже
16. Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают
17. Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают
18. Основа всякой мудрости есть терпение
19. Говорить без усталости, ничего не сказав, - это всегда было высшим даром ораторов
20. Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?
22. Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим
23. Кто в верности не клялся никогда, тот никогда ее и не нарушит
24. Речь истины проста
25. Книга - немой учитель
26. Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей
27. Угождать во имя добродетели прекрасно в любых случаях
28. Тесная дружба бывает у сходных меж собою людей
29. Чтобы приобрести расположение друзей и приятелей при житейских сношениях с ними, следует оценивать их услуги, оказываемые нам, выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья и приятели
30. Сколько рабов, столько врагов
31. Любимое часто ослепляет любящего
32. Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек должен заключать брак, полезный для государства, а не только наиболее приятный для самого себя
33. Не прибавляй огонь к огню
34. Быть обманываемым самим собою - хуже всего, потому что в таком случае обманщик постоянно присутствует при обманываемом
36. Гимнастика есть целительная часть медицины
37. Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу
38. Судьба - путь от неведомого к неведомому
39. Человек - игрушка бога. Этому - то и надо следовать. Надо жить играя
40. Хороший человек - тот, кто способен платить другому добром
41. Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее
42. Сила магнита передается от железа к железу подобно тому, как вдохновение музы передается через поэта чтецу и слушателю
43. Рождение - это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу
44. Рассудительность - это умение обуздывать свои вожделения и страсти
45. Первые детские ощущения - это удовольствия и страдания, и благодаря им сперва и проявляются в душе добродетель и порок
46. Никто не знает, что такое смерть и не есть ли она величайшее для человека добро. И, однако, все ее страшатся как бы в сознании, что она - величайшее зло
48. Мы понимаем под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же справедливо властвовать
49. Воспитание должно оказаться в силах сделать и тела и души наипрекраснейшими и наилучшими
50. Никто из нас еще не родился бессмертным, и, если бы это с кем-нибудь случилось, он не был бы счастлив, как это кажется многим
51. Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения
52. Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают
53. Бедность заключается не в уменьшении имущества; а в увеличении ненасытности
54. Воспитание и наставления начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни
55. Всеми силами души надо стремиться к истине
56. Никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло повредить его
58. Победившие спят слаще побежденных
59. Подобно огню, который в тростнике, соломе или заячьем волоске легко вспыхивает, но быстро угасает, если не найдет себе другой пищи, любовь ярко воспламеняется цветущей молодостью и телесной привлекательностью, но скоро угаснет, если ее не будут питать духовные достоинства и добрый нрав юных супругов
60. Подчас не без пользы бывает заткнуть обидчику рот остроумной отповедью; такая отповедь должна быть краткой и не обнаруживать ни раздражения, ни ярости, но пусть она умеет со спокойной улыбкой немного укусить, возвращая удар; как стрелы отлетают от твердого предмета обратно к тому, кто их послал, так и оскорбление словно бы летит от умного и владеющего собой оратора назад и попадает в оскорбителя
61. Поначалу особенно следует молодоженам остерегаться разногласий и стычек, глядя на то, как недавно склеенные горшки легко рассыпаются от малейшего толчка; зато со временем, когда места скреплений станут прочными, ни огонь, ни железо их не берут
63. Почести меняют нравы, но редко в лучшую сторону
64. Предатели предают прежде всего себя самих
65. Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах
66. Сострадание - есть горе о чужом несчастье, зависть - есть горе о чужом счастье
67. Хороший план сегодня лучше очень хорошего плана завтра
68. Нет более верного признака дурного устройства городов, чем обилие в них юристов и врачей
69. Надежды - сны бодрствующих
70. Бояться смерти - это не что иное, как приписывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто не знает ни того, что такое смерть, ни даже того, не есть ли она для человека величайшее из благ, между тем ее боятся, словно знают наверное, что она величайшее из зол. Но не самое ли позорное невежество - воображать, будто знаешь то, чего не знаешь?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Является ли Грандиозное величие одной личности оправданием Малых лишений множества обывателей?)))
Комментарий удален модератором
То, что образ Сократа высосан из пальца, также вполне очевидно по выдумкам и штампам:
- выпил по приговору суда чашу сока ядовитого растения цикуты (боже, как романтично!)
- Отец его ... не мог дать ему приличного образования, и откуда Сократ набрался своих колоссальных знаний, восхищавших всех философов античности, неизвестно. (ну просто супер!)
- зимой и летом он ходил в одной одежде, хуже чем у иных рабов, часто босиком. (прям Суворов!)
- правительство 30-и тиранов позвало его к себе на службу, однако он, рискуя жизнью, отказался наотрез. (а как же иначе?!)
- Он осуждал все формы правления: аристократию, плутократию, тиранию и демократию (ну только так поступают гении)
- В молодости он проявил доблесть в трех военных походах, вынес с поля боя раненого товарища. (хорошо ещё тогда амбразур не существовало, а то бы закрыл грудью)
- И т.п.
-------------------------
Забудьте.
Комментарий удален модератором
Мир их праху....не ищите истину в этом суетном мире...
Комментарий удален модератором
Вот к примеру, Альфред Нобель сказал, что
"Любая демократия всегда приводит к диктатуре подонков и подлецов".
А как думаете Вы?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Демократия - это прежде всего политический строй, система управления государством, так?
В таком случае, есть ли в мире демократические страны, управляемые своими гражданами, как это предполагает демократия?
Комментарий удален модератором
Кто всё-таки правит в демократических странах мира?
Комментарий удален модератором
Ну и кто правит там?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
- Однако...
http://maxpark.com/community/603/content/2287710
Комментарий удален модератором
Блестяще! Апплодирую!
А мысль об "архибоге" - верная мысль! Только возникнуть и существовать Он не мог бы, не будь остальных Богов.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Но некоторые выводы спорны.....
На самом деле, Сократ имел вполне определённую цель и выработал свой метод: Не давать чеговеку готовых ответов, а серией грамотно поставленных вопросов привести его к тому, чтобы он сам нашёл правильный ответ.
При Сталине личности появлялись именно не благодаря, а вопреки давящему режиму. Сколько таких ЛИЧНОСТЕЙ сгинуло в лагерях, не успев принести пользу Отечеству - Бог весть....
Сейчас личности не появляются по многим причинам. Одна из них - любую яркую и самостоятельно мыслящую личность давит эта оккупационная власть, потому как любой мыслящий человек опасен этой власти.....
личности не в цене... и дело не во власти само общество таково
хоть десять Высоцких появится- никому до них дела не будет - высоцкие не востребованы...
И от неё очень сильно зависит, как живётся ярким личностям...
Сократа творчество?
Предлагаемый механизм направлен на то, что бы люди имели возможность самим решать свои вопросы. Люди сами обустраивают и улучшают мир вокруг себя. Товары и услуги двигаются туда – куда надо. Каждая клеточка общественного организма наполняется жизненной энергией. Люди защищены от обильной, навязчивой любви чиновников, которая является для многих людей просто смертельной (когда отнимаются средства к существованию, а взамен ничего не дается).
Это еще не демократия.