Вопреки часто высказываемым опасениям относительно «клерикализации общества», действительное положение РПЦ едва ли кардинально улучшилось с советских времен, и это – несмотря на несравнимо большие материальные ресурсы, которые теперь находятся в ее распоряжении.
«Действительно верующие православные» и «глубоко воцерковленные» остаются, как и в советские времена, фриками и маргиналами во всех сколько-нибудь активных слоях общества. По некоторым данным, даже на Украине, где привязанность к православию была всегда больше, чем в России, количество протестантов разного толка уже теперь превысило количество практикующих православных (т.е. тех, кто более-менее регулярно приступает к таинствам и посещает богослужения), между тем как большинство общества является абсолютно нецерковным и нерелигиозным. Показное же «православие» начальства ограничивается лишь формальными, ритуальными моментами и, в конечном счете, способно сослужить церкви лишь дурную службу.
После сравнительно благожелательного отношения к церкви в обществе 90-х годов, теперь отношение к ней приближается к тому, которое существовало в советские времена. «Мода на религию» явно прошла. Атеистическим или, по меньшей мере, антиклерикальным постепенно становится большинство «креативного класса». И значительная часть совкодрочеров сохраняет верность или возвращается к своему родовому «научному атеизму» (в то время как другая их часть в той или иной степени «воцерковляется», как, скажем, Зюганов).
Но гораздо хуже для церкви то, что за прошедшие десятилетия выявилась ее полная идейная, моральная, социальная несостоятельность. Выявилось, что церковь попросту не может быть самостоятельной силой в обществе, не может самостоятельно организовать и повести за собой массы или хотя бы какую-то их часть, не может сформулировать внятную религиозную альтернативу коррумпированному светскому режиму (как это делают, скажем, всевозможные «братья-мусульмане» и «хамасы» в исламском мире).
Церковь в России держится на плаву исключительно благодаря поддержке государства, а если такая поддержка у нее будет отнята, она вернется к тому жалкому, маргинальному состоянию, какое у нее было в советское время.
Комментарии