«Лучший друг» лётчиков ч.2

Перед войной,ВВС РККА лишили возможности полноценно обучать летчиков,лишили технической поддержки

Но это не все что успел сделать нарком С.К.Тимошенко.Он успел сильно деморализовать летные составы перед нападением Германии

ПРИКАЗ №0362

В 1938 году НКО был издан приказ за № 0147 о присвоении новых военных званий пилотам и авиамеханикам.

Этим приказом устанавливалось, что всем курсантам, оканчивающим летно-технические школы, присваиваются при выпуске звания среднего начальствующего состава: младшего лейтенанта, младшего воентехника, лейтенанта и воентехника 2 ранга.

Практика показала, что этот приказ имел недостатки…. Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) потребовали немедленной ликвидации указанных нетерпимых недостатков организации службы в авиации...

И Тимошенко взялся их исправить подготовив свой указ и представив его на заседании Политбюров середине декабря 1940 года

Обсуждение инициативы Тимошенко длилось долго и судя по всему ему удалось убедить членов ПБ в правильности своей инициативы,авторитет марашала был велик и к нему прислушивались...

Этот приказ попросту разрушил систему взаимоотношений в ВВС РККА

Приказ № 0362 от 22 декабря 1940 г.Он нанес страшный удар по авиации

РУКОВОДИТЕЛИ ВВС В ВОСТОРГЕ ОТ НОВОГО ПРИКАЗА

Руководители ВВС, в отличие от простых летчиков, пришли в восторг, узнав сию новость. Генерал Я.В. Смушкевич заявил:

«Приказ Народного комиссара является основным условием оздоровления наших военно-воздушных сил… Единственная и, пожалуй, главная причина, почему боевая подготовка Военно-воздушных сил находится на низком уровне, заключается в том, что в авиации фактически не было рядового состава (?), все были командиры. Летчики в возрасте 17–19 лет обзаводились семьями, и все внимание летного состава уходило не на рост боевой подготовки, а на семейно-бытовые вопросы».

Ему вторил генерал авиации П.В. Рычагов (1911–1941):

«Молодой летчик и техник, обремененные семьей, потеряли всякую маневренность в случае передвижения части. Кроме этого, летчик, связанный большой семьей, теряет боеспособность, храбрость и преждевременно изнашивается физически (!).

Приказ Народного комиссара обороны устраняет имевшиеся недочеты в этом отношении, создает нормальные условия для работы и роста воздушного флота, который при едином понимании использования принесет немало побед».

А.Покрышкин вспоминал:

«И Рычагов, и Смушкевич с полным одобрением восприняли только что, 22 декабря 1940 года, появившийся приказ наркома обороны № 0362 "Об изменении порядка прохождения службы младшим и средним летно-техническим составом ВВС КА".»

Гениально... Одна только подпись на приказе — как сразу боеготовность "подняли"

Надо полагать, что генералов Якова Смушкевича и Павла Рычагова расстреляли в 1941 году тоже исключительно «для оздоровления военно-воздушных сил».

 

Яков Владимирович Смушкевич. Генерал-инспектора ВВС РККА,еврей и большой энтузиаст…

СУТЬ ДЕЙСТВИЯ ПРИКАЗА

В соответствии с этим приказом всем выпускникам училищ вместо звания «младший лейтенант» или «лейтенант» присваивалось звание «сержант».

В соответствии с новыми штатами в звеньях все должности занимали сержанты и старшины. Командир звена имел воинское звание старший сержант - старшина, половина пилотов имели звание старшего сержанта, а вторая - сержанта.

В бомбардировочной и разведывательной авиации стрелок-бомбардир звена имел звание старший сержант-старшина, половина стрелков-бомбардиров имели звание старшего сержанта, а вторая половина - сержанта.

Механики авиационные в звене имели звания от сержанта до старшины технической службы.

С началом войны в строевые части начали поступать из школ сержанты по всем летным и техническим специальностям. Они выполняли те же обязанности, что и находившиеся в полках средние командиры - выпускники тех же учебных заведений и обучавшиеся по тем же программам. Положение сложилось необычное, когда сержант и средний командир занимали одинаковые должности, но имели разные права.

Летчики, не прошедшие четыре года службы, обязаны были жить в казармах — при этом успевшие обзавестись семьями были вынуждены подыскивать для них частные квартиры или отвозить жен и детей к родственникам.

Соответственно изменялись и нормы довольствия, оклады, они лишены были права надеть ту самую престижную форму с «курицей» на рукаве и даже носить прическу!

Многими это было воспринято как личное оскорбление, что значительно снизило боевой дух летного состава ВВС РККА, которому буквально через по года предстояли кровавые схватки с немецкими асами.

На квартирах продолжали жить командиры эскадрилий, их заместители, начальники служб эскадрилий и выше, а также средние командиры, занимавшие низшие должности, но прослужившие более 4 лет.

Перед войной в связи с летней погодой летно-технический состав находился в летних лагерях, расположенных у аэродромов.

ПРОБЛЕМА С КАДРАМИ

В ходе войны в связи с большими потерями летчиков и штурманов и формированием новых частей возникла проблема кадров

Летчики, имевшие боевой опыт, в звании сержант - старшина назначались на должность командира эскадрильи со штатным званием старший лейтенант - капитан и им подчинялись летный и технический состав в званиях средних командиров.

Все перемешалось, младшие командовали старшими…..

На Северо-Западном фронте гремел сержант Васильчиков, про которого говорили:

"На земле самый младший, а в воздухе самый старший".

В 614-м штурмовом авиационном полку, преобразованным затем в 118-й гвардейский, Курский, в котором автору довелось воевать на Ил-2, командиром 1-й эскадрильи был старший сержант В. И. Цибизов, а 2-й - старшина Черноус.

ПРОСТЫЕ ЛЕТЧИКИ О РАЗРУШИТЕЛЬНОМ ПРИКАЗЕ НАРКОМА

Герой СССР,Казачук В.А так описывал что происходило:

«Я был зачислен в 4-ю АЭ, 404 классное отделение.С этого момента началось обучение по курсу молодого бойца. Отрабатывали все приемы строевой подготовки, изучали уставы – строевой и внутренней службы, в т.ч. и гарнизонный. Изучали винтовку, правила ухода за ней и практические действия ней в рукопашном и встречном бою.

Прошли практику стрельбы из винтовки в тире. В итоге каждый из нас должен был уметь командовать классным отделением (взводом). После завершения программы курса молодого бойца нам выдали винтовки, мы приняли присягу и приступили к основному курсу обучения по специальности.

Изучали темы теоретического порядка – конструкцию самолетов Р-5 и СБ, их вооружение, способы и тактику его применения, а также наставления по производству полетов. Весь процесс шел строго по распорядку дня, свободного времени было мало.

Самолет Р-5 – переходной, но легендарный тем, что на нем летали летчики Водопьянов, Каманин, Леваневский, Доронин, Лепядевский – спасатели «челюскинцев», первые Герои Советского Союза.

Самолет СБ – основной, скоростной бомбардировщик, способный решать боевые задачи днем и ночью. Освоив его, нам должны были присваивать воинские звания – мл. лейтенант, лейтенант. Но в конце 1940г. нарком обороны Тимошенко издал Приказ – из летных школ выпускать летный состав в звании «сержант».

Конечно, мы все повозмущались, были крайне недовольны, то тем все и окончилось.

Особенно были расстроены те, кто накануне закончил полный курс и получил звание мл. лейтенант, лейтенант. Они были разжалованы и им присвоили воинское звание «сержант» и они были переведены на казарменное положение.»

Виталий Иванович Попков вспоминал:

Рядом, под Старицей, базировался 129-й истребительный авиаполк, ставший в начале декабря 5-м гвардейским. Попкову удалось уговорить начальство перевести его в эту часть. Виталий Иванович рассказывал:

«Я был выпускником предвоенного «невезучего» выпуска летчиков, когда нарком обороны Семен Тимошенко отдал приказ выпускать летчиков не лейтенантами, а сержантами. Вот и пришел я в авиационный полк сержантом в обычной солдатской шинели и хлопчатобумажной гимнастерке вместо кожаного реглана.

Вид у меня был довольно убогий, и, когда я сел в самолет, техник просто выгнал меня из машины и к самолету не допускал. Я ему доказываю, что я летчик, а он мне:

«Да какой же ты летчик! Сержант!»

Обидно было до слез….

В таком состоянии я и предстал перед командиром полка Василием Зайцевым. И тот, чтобы посмотреть, как я летаю, отправил меня в первый учебный полет.»

А.Драбкин

«За полтора года до начала войны страшным ударом по престижу летной профессии стал приказ «лучшего друга летчиков», наркома маршала Тимошенко № 0362 «Об изменении порядка прохождения службы младшим и средним начальствующим составом в ВВС Красной Армии».

В соответствии с этим приказом всем выпускникам училищ вместо звания «младший лейтенант» или «лейтенант» присваивалось звание «сержант». Летчики, не прошедшие четыре года службы, обязаны были жить в казармах – при этом успевшие обзавестись семьями были вынуждены подыскивать для них частные квартиры или отвозить жен и детей к родственникам.

Соответственно изменялись и нормы довольствия, оклады, они лишены были права надеть ту самую престижную форму с «курицей» на рукаве и даже носить прическу! Многими это было воспринято как личное оскорбление, что значительно снизило боевой дух летного состава ВВС РККА. Летчики отказывались надевать знаки различия, ходили с пустыми петлицами в знак протеста.

Часто бывало, что техники-лейтенанты вынуждены были докладывать о состоянии самолета своему командиру – сержанту, что несомненно являлось грубейшим нарушением основного армейского принципа – субординации»

Вспоминает Дмитрий Гайдаенко:

«Приехали из училищ лейтенанты-летчики, а тут приходит приказ, и их разжалуют в сержанты. Мало того что запихивают в казарму, так еще и звание снимают!

Это ж позор!

Конечно, дисциплина после этого резко упала. Трудно мне было держать эту банду молодых летунов. Они ходили в самоволки, пьянствовали. Причем если на выпивку не хватало денег, то ребята что-нибудь продавали из постельного белья. Бардак, одним словом… Думаю, меня здорово спасло начало войны, а то бы посадили меня за недостачу казенного имущества…»

Федор Архипенко вспоминал:

«В 1940 стали прибывать с летных школ сержанты, а техников из училищ выпускали лейтенантами. Хохма! Подходит сержант, хотя ему за 20, техник ему докладывает:

"Товарищ сержант. Самолет к полету готов. Доложил техник-лейтенант Сидоров!»

А.Покрышкин вспоминал:

«В начале 1941 года перемещение молодых летчиков, особенно семейных, из квартир в казармы произвело ошеломляющий эффект, вызвало глухой ропот. В. Яковлев, один из летчиков 55-го полка, в разговоре с Г. Речкаловым откровенен:

"А нас загнали в казарму, как солдат, да и вообще авиация пасынком стала…".

Понизился престиж летной службы, качественно ухудшился состав курсантов-призывников.»

ЗАПРЕТ НА СЕМЕЙНУЮ ЖИЗНЬ

Этот приказ нанес ещё один удар по летным составам.Запретив вести семейную жизнь.

Дело в том, что в декабре 1940 года народный комиссар обороны Семен Тимошенко лишил молодых летчиков возможности вести семейную жизнь, приказав молодым пилотам… перейти на казарменное положение.

Да еще получить статус срочнослужащего. В воспоминаниях военных летчиков той эпохи очень недобрыми словами многократно поминалась неприятность, которую устроили молодым пилотам.

Александр Федорович Хайла военное летное училище окончил в декабре 40-го:

«Мы надеялись, что нас выпустят лейтенантами, нам уже красивую темно-голубую форму пошили, с «курицей» на рукаве. И вдруг пришел приказ министра (наркома-авт.) обороны Тимошенко всех выпускать сержантами! Обидно было настолько, что я, например, никогда не надевал треугольники.

Кроме того, нас оставили жить на казарменном положении, и требовалось отслужить четыре года, чтобы выйти из этой казармы. Конечно, мы, сержанты, жили не в общей комнате, а в комнатах по 3-4 человека, на всем довольствии – питание, форма, проезд.

Но, например, сержантский оклад был 440 рублей, а у лейтенанта – 750. Ну, хоть стричься не заставили».

Весьма немногочисленная по сравнению с армейской авиация погранвойск вполне могла избежать крайне болезненной для летчиков новации.

Лаврентию Берии Семен Тимошенко вовсе не указ. И его приказы по наркомату обороны на наркомат внутренних дел не распространялись...
ПСИХИЧЕСКАЯ АТАКА

Инициаторы приказа № 0362 знали куда били и почему метили

Отмечу в данной связи, что французский военный психолог Мокор выделял четыре опасности, грозящих снизить у отдельного военнослужащего «способность побеждать»:

1) недоверие к своим начальникам;

2) скептицизм к военным установлениям;

3) страх смерти.

4)разлука с семьей

На рядового красноармейца и сержанта все четыре фактора ударили одновременно.

ОТМЕНА ПРИКАЗА

Жизнь показала, что приказ № 0362 не отвечал интересам укрепления ВВС и 6 января 1943 г. Народный комиссар обороны И. В. Сталин издал приказ № 5 "Об изменении порядка присвоения воинских званий курсантам

Окончившим летные школы и об отнесении должностей летчиков, пилотов, стрелков-бомбардиров, командиров звеньев и других к категории среднего начсостава", которым был отменен приказ № 0362 и в авиации восстановлено прежнее положение.

Курсантам авиационных училищ и школ при их окончании вновь стали присваивать звания младшего лейтенанта, младшего воентехника.

Впрочем это уже не играло особой роли—ВВС привыкла жить согласно приказу 0362….колоссальный урон он нанес именно перед войной

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приказ №0362 нанес даже больший ущерб,чем запрет на высший пилотаж,препятствие обучению летчиков и лишение тех.поддержки каждого авиазвена

Этот приказ подготовили тонкие психологи,знавшие как разбить единство состава авиачастей,заставить их перестать доверять друг другу и деморализовать

Всё это создало условия для поражения ВВС РККА в первые месяцы