Как нас вожди научили врать.Сегодня мы с успехом принимаем ложь за правду.№ 1
На модерации
Отложенный
"Творчество всё больше становится двухэтажным: одно мы пишем для себя, другое для печати».В этом-огромнейшая беда литературы ,и она может стать непоправимой : такое систематическое насилование художественной совести даром для писателя не проходит…» Б. Пастрнак
КАК НАС УЧИЛИ ЛОЖЬ ПРИНИМАТЬ ЗА ПРАВДУ
Ни сколько не странно и ни для кого не удивительно, что история нашей страны
продолжает спокойно лежать на полках архивных институтов под грифом «совершнно секретно».А придуманная для нас история-сказка довольно широко распространяется нашими «великими историками» и успешно вдалбливается в наши очень послушные головы .Нам десятки лет ,в наши растопыренные уши упорно и настойчиво «великие мужи» вкладывали понятия «культурного строительства»,»,социалистического реализма», «социалитсическая культура,»культурное строительство» и т.д.
Всем известно, что понятие культура ,как важднейший результат человеческого разума и интеллекта является наиболее характерным отражением уровня развития человечества. К сожалению,культура во все времена испытывала на себе жёсткое давление власти,преодоление которого и было высшим проявлением творческого начала и эволюции мысли.Этические,эстетические и идеологические нормы общества создавали тот «водораздел»,на котором возник институт цензуры,разделивший культуру на официальную и неофициальную,подпольную. Так на свет божий появилась «многоэтажная культура» , каждая из которых заняла своё соответствующее место.Все «этажи» распределились между «литературными генералами»,мастерами эзопова языка,авторами «произведений для ящиков письменного стола»,культурой русского зарубежья, «тамиздатом» и «самиздатом»,рок-культурой и авторской песней-магнитофонной культурой,тюремно-лагерной и примитивной культурой и т.д.
Долгое время летоисчесление советской цензуры брало своё начало с 6 июня 1922 г.-даты организации Главлита.Однако ,созданная в 1918 году военная цензура при Реввоенсовете Республики была наделена и выполняла функции не только военной ,но и политической цензуры ,проникая и контролируя содержание не только газет и других периодических изданий ,но и телефонных разговоров,телеграфных посланий и др.Первым документом,устаналивающим политическую цензуру новой власти,нсомненно стал Декрет о печати 10 ноября 1917 года.
Документы Госиздата свидетельствуют о том,что начиная с 1919 года он осуществлял государственную политику в отношении идеологической направленности общественной,научной и художественной литературы.Поэтому факт организации Главлита в 1922 г. можно рассматривать не как опредлённый поворот в отношении идеологии и культуры,а как логическое продолжение политики незаконной власти тоталитарного типа,более всего испытывающей страх перед свободой слова и свободой мысли. Неопровержимым подтверждением истинных целей создания этого Министерства Правды и методов советской цензуры является документ, созданный Главлитом практически сразу же после его организации и разосланный местным органам цензуры:
« Товарищи ! В настоящее время большое значение приобретает печатное слово, одновременно являющееся могучим средством воздействия на настроение разных групп населения. Республики, как в наших руках ,так и в руках наших противников. Своеобразные условия пролетарской диктатуры в России, наличие значительных групп эмиграции, усилившиеся благодаря новой экономполитике материальные ресурсы у наших противников внутри Республики создали благоприятную для них атмосферу в выступлении против нас в печати.Цензура является для нас орудием противодействия растлевающему влиянию буржуазной идеологии.
Главлит ( организованный по инициативе ЦК РКП) имеет своей основной задачей осуществить такую цензурную политику ,которая в данных условиях является наиболее уместной. Опыт цензурного воздействия выдвигает два основных пути цензурной политики : первый путь- административное и судебное преследование,которое выражается в закрытии издательств или отдельных изданий, сокращении тарифа, наложении штрафа и предании суду ответ.
лиц. Второй путь – путь умелого идеологического давления, воздействия на редакцию –путём переговоров, ввода подходящих лиц, изъятия наиболее неприемлимых и т.д. Органам Главлита необходимо иметь тщательное наблюдение не только за частными , но и за кооперативными , профсоюзными, ведомственными и прочими издательствами ,имея подробные сведения о характере и программе,личном составе правления ,связи издательств с общественными и политическими группировками как в России , так и за рубежом…»(ЦГАЛИ СПб. Ф. 31. Оп. 2. Д. 1. Л. 87-87об.).Среди «подписантов» этого письма были Н. Бердяев, Б.Зайцев, Ю.Айхенвальд, И. Новиков, А. Эфрос и др.,судьбы которых были круто повёрнуты в тот же год или немного позже после официального введения цензуры в 1922 г. Уже был пережит уход А. Блока, испытывающего жесточайшее раскаяние во всём,» что мы наделали», пытаясь раздуть «мировой пожар в крови…» Поэт догадался о преемственности связи « освободителей» с запретителями,он чувствовал, что за цензурой, ставящей внешние преграды на пути гармонии,изобретаются способы замутить самые истоки музыки, извратить душу человека.
1925 год.В.Версаев : « основная болезнь-отсутствие у современного писателя художественной честности. Вызывается эта болезнь совершенно невозможными требованиями, предъявляемыми писателю инстанциями ,от которых зависит напечатание его вещи. Цензор говорит романисту : « Этого несимпатичного коммуниста сделайте поумнее,- тогда я Ваш роман пропущу». Всё время цензора твердят писателям: « Почему вы не компенсируете тёмных явлений светлыми»…Общий стон стоит почти по всему фронту современной русской литературы: « Мы не можем быть сами собою, нашу художественную совесть всё время насилуют, наше ак: « Культурной революции мы не переживаем,мне кажется ,мы переживаем культурную реакцию.Наличие пролетарской диктатуры недостаточно ,чтобы сказаться на культуре. Для этого требуется реальное пластическое господство,
которое говорило бы мною без моего ведома и воли и даже ей наперекор.Этого я не чувствую…Право авторства на нынешний стиль недавно принадлежало цензору. Теперь
он его разделил с современным издателем. Философия тиража сотрудничает с философией допустимости.Они охватили весь гаризонт.Мне нечего делать…»
Через тридцать лет Б.Пастернак в одном из своих писем признался,что советской литературы « сейчас не существует», а судьба самого писателя и его произведений заставила содрогнуться всё человечество: советская политическая цензура вышла на тот уровень ,когда « рвали горло - за милосердие,/ били морду за доброту/. Говорили – до первой крови,/оказалось- до самой смерти!»( А.Галич).
На излёте хрущёвской отепли( правда трудно говорить об отепли,читая персональные « дела» писателей,режиссёров, художников) механизм контроля и подавления окончательно сложился в мощную безотказную систему трёх сил – КПСС, КГБ и Главлита,действующих слаженно и в тесном взаимодействии, своего рода сообщающийся сосуд ,попав в который выбраться было невозможно. И только казалось,что обращение к самому «главному» спасёт положение. В.Гроссман,солдат Великой Отечественной , мужество и бесстрашие которго не только в его книгах,но и в поступках ,лишённых какого то ни было компромисса ( не все даже самые талантливые и именитые,смогли устоять перед этим трёхглавым монстром) возможно, знал,что власть не потерпит правды,но боролся до последнего,как на фронте.» Вот уже год,как книга-роман « Жизнь и судьба» изъята у меня.Вот уже год,как я неотступно думаю о трагической её судьбе,ищу объяснений происшедшему.Может,объяснение в том,что книга моя субъективна ?(с точки зрения ЦК КПСС)…Отнять у меня книгу,это то же,что отнять у отца его детище…Сегодня у нас есть возможность знать правду хотя бы о прошлом:собранная,пусть с большими трудностями,книга подтверждает вечное стремление человека сбросить завесу тайны. Чтобы знали,чтобы помнили и были на чеку.Это может повториться .Метастазы цензуры нет-нет да и проступают на могучем теле России» - писал Василий Гроссман лично Никите Сергеевичу Хрущёву.(октябрь 1960 г)
Комментарии