Александр Грин и его "тюремные невесты"
На модерации
Отложенный
Как и героиня его феерии "Алые паруса", Александр Грин, тогда еще и не писатель, ждал свою любовь-мечту. Но ждал не на берегу моря, а в петербургских "Крестах", куда попал за подложный паспорт. Полиция арестовала его во время облавы 7 января 1906 года. Царские ищейки быстро дознались, что перед ними не мещанин Николай Иванович Мальцев, а дворянин Александр Степанович Гриневский, к тому же осужденный на десять лет ссылки в Сибирь за "ниспровержению основ существующего строя", но вышедший по общей амнистии всего два месяца назад.
Накануне нового года он окончательно расстался с любимой девушкой Екатериной Александровной Бибергаль, отношения с которой продолжались три года. Их первая встреча описана Грином в рассказе "Маленький комитет".
Партийная кличка эсерки Кати Бибергаль — Киска. В 1908 году она угодит на каторгу за покушение на великого князя Владимира Александровича. Из воспоминаний первой жены Грина Веры Павловны Калицкой известно, что Киска обещала выйти за Гриневского замуж, "но в Петербурге начались между ними нелады. Происходило это, по-видимому, из-за совершенно разного подхода их друг к другу и к революции. Е. А. была дочерью народовольца; и воспитание, и окружающая ее действительность делали ее убежденной революционеркой".
Расставание было не просто бурным, а криминальным. В ярости бессилия и гнева, а в такие минуты Грин был всегда страшен, он выстрелил в грудь своей возлюбленной. Рана оказалась не тяжелой и, прооперированная знаменитым хирургом И. И. Грековым, Киска быстро пошла на поправку. Александра она не выдала. Выдать не выдала, но наотрез отказалась встречаться с ним наедине. Судя по всему, после своего ареста Грин больше никогда не видел Киски.
"Потом, когда за Грином потянется шлейф легенд, в одной из них будет утверждаться, что свою первую жену он убил, — пишет биограф Александра Грина писатель Алексей Варламов. — Это будет ужасно возмущать Нину Николаевну Грин, ведь в действительности не жену, конечно, и не убил — а все же дыма без огня, как видно, не бывает". И важное наблюдение Варламова: "Иногда встречаются утверждения, что Грин стрелял не целясь — может быть и так, но то, что пуля попала девушке в левый бок, туда, где сердце, — говорит само за себя".
Увлеченный на первых порах романтикой революции Саша Гриневский был уже не тот, что два года тому назад. Он отказывался сотрудничать со следствием и планировал побег — теперь писал покаянные письма и просил его понять и простить. Передачи в тюрьму ему носила его сводная сестра Наталья, но в мае 1906 года она должна была уехать домой и ей посоветовали найти для брата "тюремную невесту" — девушку, приходящую на свидания к заключенным, у которых в столице не было ни родных, ни знакомых. На эту роль согласилась дочь состоятельного чиновника, выпускница Бестужевских курсов, сочувствовавшая революционному движению идеалистка Вера Павловна Абрамова.
Отправленный вновь в ссылку, Гриневский сумел каким-то образом обмануть своих стражей и снова сбежал. Отец, пользуясь своим служебным положением, выправил для сыночка поддельный паспорт на имя недавно почившего в бозе почетного гражданина Вятки. С этим третьим по счету поддельным паспортом Гриневский появился на пороге петербургской квартиры своей "тюремной невесты". Видимо понял, что прежде не целованная 24-летняя девушка к нему неравнодушна и поверит, что ради нее этот беглый арестант сбежал из Сибири. Это вам не из "застойных" времен, когда "перестали лазить в окна к любимым"!
Эсеры (в отличии от полиции они были в курсе происшествия) после инцидента с покушением на жизнь их товарища Киски отказались иметь дело с таким взбалмошным существом, но все-таки заказали Гриневскому агитационный текст. Александр написал свой первый в жизни рассказ "Заслуга рядового Пантелеева" и подписал его инициалами А. С.Г. Первый гонорар составил аж 75 рублей — неплохие по тем временам деньги, что подхлестнуло Гриневского отдаться литературному творчеству. Написанный вслед затем еще один агитационный рассказ "Слон и Моська" был рассыпан в типографском наборе и запрещен цензурой. На этом с заказами партии эсеров было навсегда покончено.
Послушаем современного биографа Александра Грина. "Отец Веры Павловны, на словах пропагандирующий свободную любовь, как у Жорж Санд, и незаконно сожительствующий с некой Екатериной Ивановной Керской, пришел в ужас, когда узнал, что его единственная благородная дочь сошлась с беспаспортным бродягой без образования и определенных занятий, который даже не может с ней обвенчаться", — свидетельствует Алексей Варламов.
Отец терпел до тех пор, пока любовники не стали жить вместе. Отказав "молодым" в денежной помощи, папаша Абрамов написал два письма. Короткое дочери о том, что она его опозорила. Более пространное Гриневскому с обвинениями в корыстном расчете — женитьбе на богатой невесте. Оба послания получила Вера и уничтожила их, не показав сожителю.
Мало кто помнит, но расхожая фраза "Они жили долго и умерли в один день" принадлежит Александру Грину. Ею заканчиваются два его рассказа: "Сто верст по реке" и более ранний "Позорный столб". Александр Степанович и Вера Павловна прожили то вместе, то порознь семь трудных лет. С годами находить с мужем общий язык оказывалось все труднее, а потом и вовсе не под силу. Вместо революции и партии эсеров Грин вляпался в богемную жизнь литераторов с их попойками.
Живший по подложному паспорту покойника, он пропивал не только свои кровные, но и деньги супруги, а когда она пыталась экономить, упрекал ее в мещанстве и показывал пример, как надо жить. В рассказе "Приключения Гинча" он на шесть десятилетий опередил шукшинского "чудика" из "Калины красной": "Русские цветы, взращенные на отравленной алкоголем, конституцией и Западом почве! Я предлагаю снизойти до меня и наполнить все рестораны звонким разгулом. Денег у меня много, я выиграл пятьдесят тысяч!".
Будучи глубоко семейным человеком, он в тоже время избегал всех наложенных им уз. С одной стороны искал уют и родственную душу, с другой, необузданно рвался на волю, чтобы осуществить свою малейшую прихоть. "Его расколотость, несовместимость двух его ликов: человека частной жизни — Гриневского и писателя Грина била в глаза, невозможно было понять ее, примириться с ней", — признавалась Вера Павловна. Первую попытку уйти от Грина Вера Павловна предприняла еще в 1908 году. Она сначала сняла комнату в том же доме, потом переехала на 9-ю линию Васильевского Острова. Плохо одетый, он ежедневно заявлялся к ней обедать и оставался допоздна. Хозяйки квартиры указали квартирантке на дверь. Любовники снова стали жить под одной крышей.
27 июля 1910 года Александра Степановича Гриневского арестовали в третий раз. Печатавшегося в столичных журналах молодого литератора привлекли к ответственности за побег из ссылки и проживание по подложным документам. Жизнь в провинциальной Пинеге на время отдалила развод с женой. В ноябре 1910 года Гриневские поселились в таком захолустье, которое наводило на Грина тоску смертную, а Вере Павловне казалась спасительным раем.
В мае 1912 года Гриневский уже под своим именем вернулся в Петербург. "Возвращение Грина из ссылки, — записала в своих мемуарах Вера Павловна. — Теперь Грин — легальный человек и писатель с именем. Я впервые вижу второй, жуткий лик Грина. Мой уход от него после зимы 1912-1913 гг. Его непрерывные кутежи. Грин убеждает меня попробовать еще пожить с ним". Возможно, последней каплей стал побег Грина из лечебницы для алкоголиков, куда он лег по настоянию жены. Он сбежал на день рождения Александра Куприна, а когда вернулся домой, то Вера Павловна не пустила его и он отправился за город, в лечебницу. Там его приняли, а на утро заведующий велел выдать Грину его вещи и присовокупил рубль на дорогу.
Еще одну вероятную причину развода Грина с первой женой называет Алексей Варламов. Жена Александра Степановича тоже была писательницей, сотрудничавшей с различными журналами, преимущественно детскими. Как о детской писательнице упоминает Веру Павловну в своих дневниках Корней Чуковский. "Невозможно представить Маргариту литературной дамой при Мастере, — уверен Алексей Варламов. — Словом, у нее была своя, отдельная от Грина литературная судьба и свои амбиции, и от этого также союз их оказался изначально обреченным".
По свидетельству биографа: "В 1917–1918 годах бывшая жена много помогала Грину материально, в 1920-м, когда они уже давно не жили вместе, а Вера Павловна уже три года состояла в гражданском браке с геологом Казимиром Петровичем Калицким, заболевший сыпным тифом Грин написал завещание, в котором все права собственности на его литературные произведения исключительно и безраздельно завещал своей "жене Вере Павловне Гриневской". Даже в третий раз женившись, Грин упрямо, как талисман, возил по многочисленным питерским адресам ее портрет, чем слегка раздражал Нину Николаевну (Н. Н. Короткова — с 7 марта 1921 г. жена Грина)".
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
+++++++++++++++++++++++++++)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Сначала что -нибудь напишите стоящие , кроме комментариев моралисты макспарка.
Политика парка такая насегодня: расизм и бульварщина
Надо было довести жизнеописание А.Грина до конца!
Классный ужастик у нас в своё время сняли по мотивам его повести "Серый (или чёрный - не припомню) автомобиль" (в оригинале - это история одного помешательства и герои немного другие). Литературное произведение Грина явилось лишь отправной точкой. Добавили Декорации "Арт нуво" и мифологию оживающей куклы - классная имитация серебрянного века - а также сумасшедшую музыку Курёхина и получился "Господин оформитель", где ныне покойный Авилов блистает в главной роли. От оригинального произведения не осталось почти ничего, Но атмосфера ужасного, мрачного романтизма в немецком смысле, как у Гёте, в отличие от розовых романтических грёз, по-моему Грину в целом ближе. Тем более, если сравнить с его ранними произведениями с их обилием революционной крови и романтизацией смерти.