В советское время с фильмов гения уходила треть зрителей. Сегодня в кинозале вообще остались бы единицы
…В советское время я подрабатывал студентом в массовках на «Мосфильме». Платили гроши, но тогда на жизнь хватало и этого. А в тот раз меня пригласили для съемок в эпизоде фильма «Дульсинея Тобосская». За три смены – 21 рубль. Это было очень-очень много, как мне тогда казалось. Двадцать один советский рубль.
Андрея Тарковского увидел в мосфильмовском переходе между павильонами… В длиннющем, неказистом коридоре, выкрашенном невзрачной охрой. Он стоял и смотрел в никуда. Там из окна просто некуда было смотреть. А он стоял и смотрел. Величайший режиссер.
Я хотел с ним поздороваться и, даже, приготовился что-то сказать о его удивительных фильмах, которые всматривались в человека и негромко спрашивали: «А душа-то тебе зачем»? Но подойдя ближе…
У него было абсолютно безжизненное лицо. Мертвый взгляд. Неподвижные руки. Черные грубые волосы пронизывала редкая седина. Это была оболочка, без человека.
Увиденный Тарковский никак не состыковывался с тем образом, который жил в моем представлении. Тогда я подумал, что это и есть та отрешенность художника от мира, из которой и рождается одухотворенное кино. Никакого другого объяснения увиденному у меня не было.
И только недавно прочитал его дневниковые записи, относящиеся именно к тому периоду времени. Он уже снял фильмы «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер». У него уже было полтора десятка престижных наград различных кинофестивалей. А у меня был 21 советский рубль…
Вот эта запись из его дневника:
«3 апреля 1981 г., пятница. Москва. В доме ни копейки денег. Вчера приходила женщина из Мосэнерго и требовала оплаты счетов за электричество.
Завтра мой день рождения — Лариса обзванивает всех знакомых с тем, чтобы не приходили, т.к.
празднование отменяется…
…Из Стокгольма непрерывно звонит София в полном отчаянии…
В газетах пишут о непременном моем приезде, а мы, конечно, никуда не едем. Госкино ответило шведам в посольстве в Москве, что мы не едем оттого, что я не желаю…
…Сейчас пришли из« Мосэнерго» и отключили электричество.
24 июля 1981 г., Москва. Ксения рассказала, что на пресс-конференции во время фестиваля Ермашу (председатель Госкино СССР. – О.Н.) задали вопрос: а правда ли, что Тарковскому не разрешают снимать для RAI (итальянская телерадиокомпания. – О.Н.) из-за невозможности отпустить его с ребенком за границу. Ермаш сказал, что он против этой постановки по той причине, что «такому режиссеру, как Тарковский, дают слишком мало денег для съемок фильма». Подонок!»
…О судьбоносном периоде своей жизни, он впервые расскажет в беседе с немецким журналистом: «В свое время я пережил очень трудный момент. В общем, я попал в дурную компанию, будучи молодым. Мать меня спасла очень странным образом — она устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда 20 лет… Всё это укрепило меня в решении стать кинорежиссёром».
По молодости и меня судьба забросила в те же суровые сибирские места на севере Красноярского края. Ходил с геологами «в маршруты». Таскал тяжеленные «образцы» в рюкзаке. И нигде больше я не видел такого озверелого гнуса, висящего вокруг тебя черными тучами, как там. Этот жалящий «коктейль» из комарья, мошки и слепней донимает круглосуточно. Под ногами – мох и болотистая жижа, распластанная на вечной мерзлоте. Снег выпадает уже в августе. Житье в брезентовой палатке оставляет неизгладимые впечатления…
Тарковский в эту дикую Сибирь уезжал разгульным стилягой и картежником, а вернулся в Москву уверенным в дальнейшей жизни человеком. И эта уверенность прошла через все его фильмы. В одном из интервью французскому телевидению он скажет: «Режиссер должен морально отвечать за те действия, которые он переносит на экран. Художник должен принадлежать искусству, а не наоборот».
Вспоминая, что сегодня подъем разводного моста с нарисованным фаллосом или пригвождение мошонки к брусчатке Красной площади объявляется верхом современного искусства, мне хотелось бы знать ответ на один вопрос… В советское время с фильмов Тарковского уходила примерно треть зрителей. Подобное кино им было неинтересно. А сколько народа осталось бы после такого сеанса сегодня?
Комментарии
Ни одного, если сейчас интерес на сцене вызывает только фаллос и все шутки, обыгранные вокруг него.
А фильмы Тарковского (не все) меня потрясали.
Нельзя сравнивать несравнимое.
Нельзя сравнить клоуна и классика.
Еще один
.Но Гайдай и не трагик тоже.Есть развлекалово,а есть серьезные вещи.Правда не все у нас умеют думать.
Это ты и тебе подобные - "уникумы" - с умным видом (чтобы дурь прикрыть) ищете в квадрате Малевича радугу, в мазне Шагала - классику.
И вообще, исчезающе мало кто в России согласится с тем, что Гайдай не гений, не классик кинокомедии. И Тарковский тоже классик, но своего жанра, название которому ещё не придумано. Хотя, он не первооткрыватель - небезызвестный Герасим занимался с Му-му тем же самым. ))
Комментарий удален модератором
есть серьезные вещи....сравните форест гампа с играми разума.....и кто серьезнее?....нэш, про которого писала нашуре еще в начале 90-х....или в в конце 80-х...или ловля криветок?))
это не о тарковском...про выливание в унитаз стакана воды- метко подмечено...)
Разве не может быть талантом музыкант пишущий музыку легкого жанра?
Только сравнивать их может весьма неумный человек.
Но в стиле Тарковского весьма труднее творить
Нельзя сравнивать их.
=====================================
+:))
Тарковский, конечно, неоднозначен, но и только.
Кто бы его вспоминал, если бы он остался в СССР?
Узкий круг яйцеголовых интеллигентусов...
-----------
Уверен, что даже это тебе в тягость.
Комментарий удален модератором
Его идейные последователи засовывают себе куриц в промежность или прибивают мошонку к мостовой.
Комментарий удален модератором
Чтоб головой не цеплять.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Или "Когда Гарри встретил Салли".
А можно бесконечное депрессивное занудство под соусом "духовности", от которой хочется повеситься.
Или "Неспящие в Сиэтле".
Или "Босиком по мостовой".
Или "Достучаться до небес".
Мои новогодние фильмы, их есть у меня.
P.S. Кстати, а ты посмотрела "Inherit the Wind" - "Пожнешь бурю" (1999) - я тебе как-то рекомендовал?
Нет, не посмотрела. Так и лежит в закладках, а сейчас у меня Интернет через модем и работает ужасно. Вернусь домой, обязательно посмотрю.
Я не против Гарри и Салли, но больше люблю Бриджет Джонс, и Ноттинг-Хилл... в общем предпочитаю Великобританию.
Еще про японскую и китайскую жизнь очень интересно, они про императоров рассказывают как про просто людей... И вообще жизнь обычных людей интереснее чем жизнь богатых.
Очень трудно испортить такого качества материал. Любой режиссёр получивший в то время возможность снять "Солярис" - автоматом шёл в гении.....
Так что бывший картёжник (по словам автора статьи) просто сорвал банк.
Извини за повтор. Просто хотелось услышать твоё мнение.
Если не ошибаюсь, народ носится с этим "Зеркалом", как с шедевральнейшим шедевром, а я пыталась понять, кто там кто и что они все делают, потом плюнула и выключила телевизор.
"Солярис", кстати, я смотрела из-за Баниониса, где, на мой взгляд, ему абсолютно нечего играть.
Я тоже мало чего смог прочесть из Стругацких, время было книжного дефицита..., а когда дефицит прошёл то появилось столько прекрасных книг разных авторов...
Мне всегда казалось что "Солярис" снятый в Голливуде был бы немного поживее чтоли.... с меньшей заумью...
Им восторгались те, кто боялся что будет обвинен в серости и быдлячестве.
Те, кто потом с радостью продал и предал.
То есть те, кто таковым и был.
Те, кто, аж руки выворачивали скручивая в кармане фигу.
Сударыня, исключительно для проветривания.
Застоялось, знаете ли..
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Очень трудно испортить такого качества материал. Любой режиссёр получивший в то время возможность снять "Солярис" - автоматом шёл в гении.....
Так что бывший картёжник (по словам автора статьи) просто сорвал банк.
Комментарий удален модератором
Кто желает размышлять об осознании себя в мире,
будут смотреть его фильмы и ни куда не убегут.
Фильм "Солярис", к примеру, всегда востребован,
смотришь его и каждый раз, открываешь,
что то новое для себя
Лучше почитайте Стругацких или Станислава Лема. Уверяю, после прочтения на фильмы Тарковского расхочется идти.
Тарковский - режиссёр, Стругацкие и Лем - писатели фантасты.
После Тарковского могла бы и не прочитать, ибо он эти сюжеты ИСПОХАБИЛ
что ни какая постановка не сравниться
с "постановкой" в сознании, самого человека.
Это, заметил, кода по молодости увлекался
книгами по фантастике
Вполне удачные экранизации.
"Солярис" и "Пикник..." - добротная, но простая научная фантистика.
Тарковский фильмы наполнил более глубоким, но простым и понятным философским смыслом.
И как режиссер молодец. Актеров подобрал - как на подбор. Не красавцы, но очень гармонично и точно вписываются в сюжет. А Кайдановский только в "Сталкере", в остальном менее запомнился...
Единственно не понял последние фильмы Тарковского. По-моему пошел какой-то бред "под кайфом"... "Жертвоприношение" еле вытерпел и ничего не понял... ((
ИМХО
Это надо очень постараться, чтобы после алмаза найти искусство в граненом стакане.)
Граненый стакан тоже признан шедевром советского искусства. :)))
Возможно, гений, но тогда и фильмы должны смотреть зрители его уровня, а где их набраться?
В этой их работе столько граней и смыслов, он ни одну грань даже не подумал раскрыть, накорябал свое унылое "му" и ждал еще востребованности)
Комментарий удален модератором
Если уж о фильмах пошла речь, то вот этот намного интереснее :)
Комментарий удален модератором
2. Как только уехал на Запад, так перестал снимать нормальное кино. Тамошние его фильмы напоминают кокаиновый бред.
ИМХО.
Потому что пришли бы только те, кто желает видеть именно Тарковского.
Не потому, что билеты были только на него, или их в профкоме раздали.
Так что мимо кассы, товарищ Белявский.
Хотя ваш посыл мне понятен - времена нонеча не те што давеча, народишко гнилой пошел, тупой и малообразованный, дети родителей не почитают, к знаниям не тянутся, одни танцульки у них на уме.
Со времен Платона такие посылы популярны в некотором возрасте.
Комментарий удален модератором