Арктические амбиции России – не по Сеньке шапка
Независимая газета в своей публикации от 26.12.2013 «Арктические амбиции уперлись в инфраструктуру» пишет, что континентальный шельф, который в будущем виделся для РФ серьезной сырьевой базой, пока остается лишь источником больших надежд. В правительстве опасаются, что в то время, когда Россия будет проводить геологоразведку и разработку, другие мировые поставщики топлива уведут у нее из-под носа перспективные рынки сбыта. Поэтому компании, разрабатывающие шельф, должны поторопиться. Но в условиях нулевой инфраструктуры это будет нелегко.
В Минприроды вчера прошло расширенное совещание, посвященное эффективному изучению и освоению континентального шельфа РФ. На этой территории сосредоточено до трети мировых неоткрытых ресурсов углеводородов, сообщил глава Минприроды Сергей Донской. Поэтому главное сейчас – объединив усилия бизнеса и государства, как можно скорее начать использовать эти преимущества, считают чиновники.
Роли предполагается распределять так. Государство выдает компаниям лицензии на разработку месторождений (сейчас их действует 130, в этом году было залицензировано 30 участков арктических и дальневосточных морей общей площадью более 1 млн. кв. км), обеспечивает компании налоговыми льготами, чтобы повысить рентабельность работ, создает инфраструктуру общего пользования, запускает мощные морские суда, обеспечивает мониторинг и поддержание экологической безопасности. Бизнес же – а чаще всего это крупнейшие нефтегазовые компании страны, многие из которых, по сути, являются госкорпорациями, – берет на себя обязательства выполнять запланированные объемы геологоразведки. Что, как выясняется и будет показано ниже, гораздо проще пообещать, чем сделать.
«Масштаб деятельности поражает воображение, – говорит замминистра природных ресурсов Денис Храмов. – В кратчайшие сроки необходимо выполнить огромное количество работ. В пиковые годы – 2015-м, 2016-м, 2020-м – нужно будет бурить на шельфе по 15 скважин одновременно, чтобы компании могли выполнить свои лицензионные обязательства». Это бросает вызов и отечественной судостроительной промышленности. До 2030 года для работы на шельфе необходимо будет построить более 500 судов разного назначения общей стоимостью 6,5 трлн. руб., чтобы выполнить все объемы работ, уверен Храмов.
В министерстве отмечают, что добыча топлива должна начаться уже через 10–12 лет. Отсрочка работ даже на начальном этапе может сделать все усилия бессмысленными. «Перенос сроков приведет к тому, что мы не сможем воспользоваться теми преимуществами, которые нам дают запасы континентального шельфа. Наиболее серьезными потенциальными рынками для экспорта газа являются растущие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Но если мы не начнем как можно скорее контрактовать наш будущий добытый газ, то это окно может резко захлопнуться благодаря США или Австралии (об успехах последней будет сказано ниже). А мы получим проблемы и сложности с распределением и использованием наших ресурсов», – подчеркивает замминистра. При этом представители других ведомств, присутствовавшие на совещании, отметили, что компании уже не успевают выполнять поставленные задачи.
Начальник управления геологии нефти и газа агентства Роснедра Павел Хлебников также подчеркнул, что многое зависит от усилий государства. «Успешное исследование возможно лишь при ускоренном развитии отечественной техники и технологии, создании необходимой инфраструктуры. Что касается компаний, бурить к 2015 году по 15 скважин они не будут», – замечает Хлебников.
Представитель Росприроднадзора Владимир Смолин также подтвердил, что компании просят отодвигать сроки сдачи работ. При этом было отмечено, что если «Газпром» уже в самое ближайшее время не ликвидирует свои даже незначительные отставания, то после 2017 года выполнить обязательства по лицензиям будет уже невозможно.
Сырьевые компании объяснили вчера, почему некоторые проекты провисают по срокам. В частности, вице-президент «Роснефти» Андрей Лазеев заявил, что сегодняшней инфраструктуры, прежде всего транспортной, но не только ее, недостаточно. Многое нужно создавать с нуля. Есть проблемы и с необходимым оборудованием, с технологиями. Поэтому сырьевые компании, и «Роснефть» в частности, нередко вынуждены обращаться к иностранным партнерам и производителям. Однако правительство не торопится жалеть нефтегазовые компании. Наоборот, Сергей Донской пожурил «Роснефть» за чрезмерную любовь к западным производителям.
Со стороны бизнеса звучали претензии, что государство фактически открестилось от развития инфраструктуры, а отечественный производитель при всем своем желании не может предложить компаниям необходимое оборудование, потому что у него тоже нет ни финансовых возможностей, ни современных технологий, чтобы его выпустить.
Между тем некоторые независимые эксперты обращают внимание на то, что глобальные проекты по разработке шельфовых месторождений довольно рискованны с точки зрения инвестиций. Так, старший аналитик компании Arbat Capital Виталий Громадин ссылается на опыт Казахстана, который разрабатывал свое гигантское нефтегазовое месторождение Кашаган. С начала разработки в 2001 году до запуска добычи осенью этого года на месторождение было потрачено 40 млрд. долл., что автоматически вывело Кашаган в ранг самого дорого нефтяного проекта в мире. Но у наблюдателей большие сомнения в его окупаемости.
Громадин напоминает: «В феврале IHS CERA оценила необходимую стоимость нефти для достижения 15% внутренней доходности проекта в 150 долларов за баррель». То есть при текущем уровне, который вряд ли повысится, проект не окупится.
Возможно, именно поэтому российские компании не торопятся реализовывать свои проекты, но при каждом удобном случае просят от правительства льгот.
Выше уже говорилось, что именно Австралия может создать нам проблемы и сложности с распределением и использованием наших ресурсов. Вот что об этом говорится в аналитическом обзоре газеты ВЗГЛЯД от 16 декабря 2013г.
Бум, наблюдающийся на рынке сжиженного природного газа, приведет к тому, что энергетическая карта мира вот-вот изменится. На ней появится новая сверхдержава – Австралия, которая, по прогнозам экспертов, станет крупнейшим экспортером СПГ уже через пару лет.
Согласно исследованию Morgan Stanley, впервые за 40 лет Австралия сможет избавиться от импорта природного газа, превратившись из его покупателя в крупнейшего поставщика на мировые рынки.
В своем докладе специалисты Morgan Stanley прогнозируют огромный прорыв в производстве СПГ на материке, который может преобразить австралийскую экономику. К 2017 году Австралия станет крупнейшим экспортером этого вида топлива, обойдя Катар, в то время как другие специалисты ожидают этого события не ранее 2030 года.
Таким образом, Австралия в скором времени станет мощнейшей силой на мировом энергетическом рынке, поставляя большие объемы СПГ и угля вдобавок к своему экспорту железной руды. Признаки процесса внедрения страны в высшую энергетическую лигу налицо: две трети всего мирового прироста объема торговли СПГ приходится на Австралию.
Другая страна, которая явно может увеличить свою роль на энергетическом рынке – США – пока отстает. По подсчетам Morgan Stanley, до тех пор, пока США построят экспортные терминалы и создадут инфраструктуру для того, чтобы продавать по-настоящему крупные объемы, пройдет 5–10 лет. Это дает Австралии возможность закрепиться на рынке, воспользовавшись отсталостью конкурента. Большим конкурентным преимуществом является географическое расположение материка, в частности, его близость к рынкам Азии, создающим большой спрос на СПГ. Особенно это справедливо в отношении Японии, которая после закрытия своих атомных электростанций после аварии на «Фукусиме-1» попала в сильную зависимость от импортного газа.
«Прорыв в Австралии приведет к тому, что страна станет нетто-экспортером газа в 2015 году. Невозможно переоценить долгосрочный структурный эффект индустрии производства СПГ для экономики страны», – отмечает эксперт по Восточной Азии Morgan Stanley Джеффри Кендрик.
Если расчет Morgan Stanley верен, то процент экспорта в экономике Австралии вырастет с 20% до 22% ВВП к 2016 году. Поставки энергоносителей подскочат с 10% до 18% в общем объеме экспорта страны.
В Австралии запускаются крупные проекты по экспорту СПГ, но они поражают своей дороговизной. В частности, на острове Барроу, что на западе материка, компания Chevron строит крупнейший в мире завод СПГ Gorgon. Его стоимость достигает 54 млрд. долларов, изначально планировалось его соорудить за 37 млрд. долларов. Он уже готов на три четверти и начнет работу в середине 2015 года. В этом проекте 47,3% принадлежит Chevron, по 25% владеют ExxonMobil и Shell, мелкими долями владеют три японские компании. Другим проектом все той же Chevron является завод Wheatstone также на западе материка. Его стоимость составляет 29 млрд. долларов.
«Из конкурентных плюсов Австралии можно отметить большую политическую стабильность, а значит определенно большую предсказуемость будущих поставок сырья, по сравнению с поставщиками из Африки и Ближнего Востока. Из минусов – высокую стоимость австралийских проектов по добыче и сжижению газа, в том числе и по причине существенного укрепления национальной валюты по отношению к доллару США», – комментирует газете ВЗГЛЯД содиректор аналитического отдела Инвесткафе Григорий Бирг.
По его словам, Австралия в случае успешного завершения всех проектов по строительству СПГ-мощностей теоретически сможет стать одним из ведущих поставщиков этого сырья в мире, но этому может помешать растущая конкуренция с более дешевым сырьем.
Российские перспективы на рынке СПГ пока остаются не до конца определенными. Эксперты неоднократно говорили о том, что Россия рискует упустить время, затягивая ввод мощностей по производству СПГ. Российские власти активно призывают Газпром изменить экспортную стратегию и не упустить шанс закрепиться на рынке СПГ. «Газпром активно ругают за то, что он не проявляет нужной гибкости и энергии на рынке СПГ. Невнимание к СПГ – это ошибка страны», – говорил газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов (самое смешное заключается в том, что Газпром по сути является госкорпорацией, а государство является ее крупнейшим акционером, но при этом ему приходится уговаривать Газпром об изменении своей производственной и экспортной стратегии).
Недавно был принят закон о либерализации экспорта сжиженного природного газа, по которому к поставкам за рубеж, помимо Газпрома, могут быть допущены Роснефть и проект «Ямал-СПГ», который реализуется с участием НОВАТЭКа. По словам заместителя министра энергетики РФ Кирилла Молодцова, доля СПГ в мировом спросе на газ будет увеличиваться примерно с 10% в настоящий момент до 13–16% к 2030 году. Замминистра отмечал, что «в настоящий момент Россия является страной, производящей СПГ, и доля России составляет 4,6%, или 10,9 млн. тонн. Целевая задача на 2030 год – 12%, или 64 млн. тонн».
Согласно оценкам экспертов, наибольший прирост мощностей по производству СПГ в мире ожидается в 2015 и 2017 годах, в связи с чем потенциальным поставщикам следует успеть обеспечить источник спроса в период с 2016-го по 2020 год.
А в планах российских компаний ввод мощностей предполагается годом позже: в 2018 году должен заработать завод СПГ в Печоре, во Владивостоке, совместный проект Роснефти и Exxon Mobil на Дальнем Востоке, также Газпром собирается построить небольшой завод в Ленинградской области. Только проект «Ямал-СПГ», который должен стартовать в конце 2016 года, может успеть к разделу рынка. В свете всего этого российская доля мирового рынка СПГ в самом лучшем случае составит 6%.
Но, как показано выше, надежды на «лучший случай» ничем не обоснованы. А указанные выше просчеты руководства энергосырьевых корпораций и верховной власти страны в части стратегического планирования приведут к заметной потере доли мирового рынка и доходов бюджета, что только усугубит и так безрадостные перспективы российской экономики.
Комментарии
А те, у кого есть, живут почему-то лучше нас...
Многие очень даже неплохо - Корея, Япония, Тайвань, Малазия, Германия, Франция и многие другие.
А те, у кого есть, живут почему-то лучше нас. Но вот это не всегда так, пример Ирак, Ливия, Сирия. И такая судьба может ожидать и нас, когда у сильных резко возрастут энергопотребности.
Получается, что Авсиралия за пару лет наладит поставки газа, а США на это не хватит и десяти лет?
Выглядит так, что Морган-Стэнли затеяли очередную спекуляцию по ценным бумагам. А для этого нужна "движуха" в умах - не важно в какую сторону.