Откровения бывшего настоятеля о РПЦ

На модерации Отложенный

Настоятель Свято-Успенского подворья Оптиной Пустыни решил выйти из РПЦ. После выхода он стал «мирянином» Ярославом Якубовским. Как он выразился: формально он вышел из-за нарушения обета безбрачия, но фактически причины были куда более весомые. В частности, идеологические. С точки зрения бывшего настоятеля: «Такой религии Христос бы точно не хотел».

После выхода из РПЦ бывший настоятель дал интервью журналу «Собака.ру», где во многом раскрывал те очевидные противоречия между «учением Христа» и Русской православной церковью. Понятное дело, что в данном случае речь не идет о том, чтобы оправдывать «чистое» или «грязное» учение Христа, а лишь осветить деятельность РПЦ взглядом человека, который отдал долгие годы своей жизни на эту, с позволения сказать, «некоммерческую организацию».

Бывший служитель культа сообщает:

«Причина моего ухода лежит и в личном плане, и в идеологической плоскости»

Понятно, что брак, как одна из причин, вряд ли кого заинтересует, тем более что «обойти» при желании подобный запрет возможно. Сам Ярослав подчеркнул, что такое случается часто, и просто «черного попа» переводят в ранг «белого», всего и делов-то.

Одна из причин «идеологических противоречий»:

«Во мне произошел мировоззренческий сдвиг, наверное, так можно сказать. В последние годы я много изучал вопрос взаимодействия научных и религиозных знаний и пришел к выводу, что церковное учение стало сильно отставать от современных знаний. А каких-либо шагов по направлению к тем, кто не может мыслить средневековыми категориями со стороны священноначалия, не происходит»

Вот такое в действительности случается редко. Ведь видно, что человек в действительности искренне пытался следовать православному культу, верить, а не проверять, как говорится. Но затем он задумался, и все как-то развеялось. Радует, что он не решил последовать примеру многих, и просто пытаться на этом деле цинично «грести лопатой».

Как оказалось, этот человек заинтересовался РПЦ еще в конце 80-х годов, т.е. в перестройку. Это казалось чем-то «неформальным», даже оппозиционным. На Свято-Успенском подворье Оптиной Пустыни он обосновался уже в 1992 году, а стал настоятелем спустя 4 года. В общем-то, биография достаточно интересна. Человек в действительности отдал достаточно много времени и сил на служение РПЦ.

Одним из важнейших минусов служения РПЦ бывший настоятель считал именно тотальный характер верхушки РПЦ, когда любое мнение, отличное от мнения руководства, мягко говоря, «не поощрялось»:

«Когда клир зависит от руководства материально, то никто не посмеет высказывать нечто отличное от того, как мыслит шеф, не подвергая себя неприятностям»

Далее он подчеркнул, что попы, в сущности, не так и нужны для современного общества, в виду того, что само общество радикально изменилось за последние столетия. Что это средневековое «начетничество» уже просто выглядит если не смешно, то абсурдно. Он даже привел пример из евангелия, для него Иисус – это человек, который:

«провоцировал служителей культа, выявлял их недостатки и увлеченность обрядами с их же помощью: например, исцелил больного человека, лежавшего в страданиях десятки лет — сделал это в субботу, когда ничего нельзя было делать, вызвав тем самым ханжеский гнев иудейских старейшин. Как сказали бы сейчас, деятельность Христа, — это чистой воды акционизм»

На этом критика не останавливается:

«Вообще, беда нашей православной церкви в отсутствии здоровой конкуренции, особенно внутриструктурной. Всё жестко регламентировано, замерло в развитии потому что считается, что и богословие и богослужение достигло апогея развития, абсолютного совершенства»

В действительности все верно, однако нужно ли это самой церкви? Субсидирование государства, монополия ее вполне устраивают, а могла бы она принципиально существовать иначе? Тем более что деньги есть, а делать, как выходит, ничего особо и не нужно. Все есть: истина, абсолютное совершенство. А разве можно изменить нечто, по мнению попов, «извечное»?

О репутации РПЦ в обществе бывший настоятель говорит, зная ситуацию изнутри:

«Поэтому мы и видим результат: три процента населения — это максимум, который вмещают в себя храмы на Рождество и Пасху. Причем из этих 3% много и здравомыслящих людей, некоторые из которых сегодня близки к тому, чтобы покинуть церковное сообщество если консервативные тенденции будут усугубляться»

Впрочем, самой церкви, судя по всему, не очень важен и этот фактор ввиду того, что пока еще имеется широкая поддержка со стороны государства. Важнее дотации со стороны государства и мнимая поддержка населения, нежели реальный авторитет. Ведь авторитет падает, а если прекратится поддержка, что ждет РПЦ? Видимо, раскол да борьба за «вкладчиков».