Евромайдан как стимул развития украинско-российских отношений

 

«По данным недавнего правительственного мониторинга, Львовщина по социально-экономическим показателям занимает предпоследнее место среди регионов страны, опередив лишь Сумскую область. Что привело к такой ситуации? Какова степень влияния «майданных» событий? На эти и другие вопросы «Рабочей газеты» отвечает руководитель Львовского обкома Компартии Украины Юрий Ткаченко.

- Прежде всего необходимо напомнить, какой экономика региона была раньше и что впоследствии осталось, - говорит Ткаченко. – В советский период в области сформировались три основных промышленных района: Львовский с развитым машиностроением, приборостроением, электроникой, Дрогобычско-Стрыйский  (машиностроение, деревообработка, нефтепереработка), Червоноградско-Сокальский, где развивались добыча угля, химическая и легкая промышленность. За время независимости область из некогда мощного инновационного, индустриально-аграрного центра Советского Союза превратилась в отсталый аграрно-сырьевой регион.

После приватизации были развалены промышленные гиганты «Львовсельхозмаш», «Львовприбор», «Автопогрузчик», «Электрон», «Полярон», Лаз. Львовский автобусный завод, к примеру, еще в начале 90-х гг. ежегодно выпускавший более 14 тысяч единиц техники, в настоящее время раздроблен на несколько коммерческих предприятий, которые в последние несколько лет ежегодно производят около ста автобусов.

Прекратили существование предприятия горно-химического комплекса по производству серы в Роздоле и Яворове, кторые не работают уже более десяти лет и являются очагом потенциальной техногенно-экологической катастрофы как регионального, так и международного масштаба.

Из 12 львовских шахт на сегодняшний день осталось восемь. Большинство из них убыточные, их производственные фонды в катастрофическом состоянии. В планах Минуглепрома – ликвидировать пять львовских шахт к 2016 году.

- Вопрос: Что представляет собой промышленное производство области сейчас?

- Падение в пропасть продолжается. Сокращаются объемы производства на уцелевших предприятиях машиностроения, угольной и химической промышленности. В числе главных причин – бездарное управление со стороны местной власти, большую часть которой представляют националисты.

Незначительное увеличение выпуска продукции отмечается лишь в отраслях по производству основных фармацевтических препаратов, пищевых продуктов, алкогольных напитков, табачных изделий и одежды. Однако, погоды это не делает.

- Вопрос: Со времени независимости львовская власть постоянно заявляет о грядущем росте иностранных инвестиций, о том, что «заграница нам поможет». Как обстоят дела в реальности?

- В прошлом году в экономику области было влито 290 миллионов долларов прямых иностранных инвестиций, к концу нынешнего года – в два раза меньше. Эксперты утверждают, что на падение объемов инвестиций повлиял чрезвычайно высокий уровень коррупции в регионе, экономическая нестабильность и … «майданные» события. А теперь о самом важном. Инвестиции в основном охватывали сферу финансовой деятельности, операции с недвижимым имуществом, аренду, инжиниринг и предоставление услуг предпринимателям, сферу оптовой и розничной торговли, пищевую и деревообрабатывающую промышленность. Наименьшее количество инвестиций  (менее 10 процентов от общей суммы) досталось предприятиям машиностроения, сельского хозяйства и туризма. А ведь эти отрасли в последнее время названы приоритетными для развития Львовщины и, по утверждению экономистов, руководителей областных органов исполнительной власти, наиболее перспективными для инвестирования.

Развитию туризма, несомненно, способствует наличие огромного рекреационного потенциала – в первую очередь назовем лесные ресурсы украинских Карпат и лечебные минеральные воды Трускавца. Для инвесторов, интересующихся сельским хозяйством, в регионе есть большие по площади плодородные угодья, пока не задействованные в хозяйственном обороте. Для развития машиностроения область располагает значительными производственными площадями, кадровым и научным потенциалом.

Однако такие доводы никого не интересуют…

- Вопрос: И как это можно объяснить?

- Львовская область зарубежных инвесторов интересует, прежде всего, как источник дешевой и непритязательной рабочей силы. Главная задача, которую ставят перед собой капиталовкладчики, - минимальные вложения и скорейшее получение прибыли. Наблюдается и другая тенденция. Значительное количество иностранных капиталовкладчиков – малоизвестные компании, физические лица, которые занимаются посредническими услугами, перепродажами или даже банальной спекуляцией. В то же время почти отсутствуют серьезные инвесторы, фирмы с мировым уровнем, готовые вкладывать капиталы в долгосрочные проекты. И именно по этой причине на Львовщине до сих пор нет ни одного крупного предприятия, построенного на средства иностранных инвесторов.

- Вопрос: Где искать выход из экономического тупика?

- Несмотря на специфику западного региона, массовую «евроистерию», многие местные эксперты предлагают начать восстановление и налаживание кооперационных связей с предприятиями России, другими странами Таможенного союза. Вот наиболее реальный путь, чтобы восстановить производство сохранившихся львовских машиностроительных предприятий, привлечь инвестиции в сферу туризма, в первую очередь в курортную зону Трускавца, где в последние годы отдыхает много россиян. Иначе – полный экономический коллапс в ожидании евроинвестиций…».

 

Источник: всеукраинская общественно-политическая «Рабочая газета» от 26 декабря2013 г.

 

PS.

Высказывания руководителя Львовской организации КПУ позволяют сделать некоторые более широкие выводы:

  1. На фоне майданного «месячника» в столице Украины с его кричащими евроиллюзиями и ярой русофобией, которая ничуть не уменьшилась после предоставления Россией кредита в 15 млрд. долларов и существенного снижения цены на газ, особенно четко проступает реализм украинских коммунистов, как в оценке плачевного положения экономики страны, так и путей выхода из него.
  2. Евромайдан – это никакая не революция, поскольку он не ведет к качественно новому состоянию украинского общества, а лишь усугубляет тот экономический, социальный и нравственный регресс, который вершился все 22 года незалэжности. Это объективно реакционный проколониальный бунт широких масс украинского населения, недовольных результатами правления прозападных олигархических группировок, когда реальные интересы денежного мешка причудливым образом совпали с наносными евроиллюзиями людей, вполне оправданно желающих улучшения жизни в собственной стране. Именно спекуляции оппозиционных политиков на этом недовольстве и этих неосознанных иллюзиях позволили им организовать щедро проплаченный антигосударственный путч против законно избранной власти.
  3. Отрезвление сознания заблуждающихся насчет перспектив развития Украины граждан – есть необходимая предпосылка установления нормальных отношений между Украиной и Россией. Нужна система мер (лучше всего двусторонних) для убеждения украинцев в том, что ЕС – это долгий путь страданий и лишений на пути к западным «ценностям», в то время как Россия может реально способствовать выздоровлению украинской экономики и общества, действуя в собственных интересах и не в ущерб себе. Одноразовые жесты, подобные недавнему 15-миллиардному кредиту и снижению цены на газ, хотя и производят первоначально шумный эффект, но ввиду зараженности украинцев русофобией воспринимаются как должное, с недоверием и даже издевкой и потому  не эффективны в плане устойчивого поворота лицом к России. В этом смысле украинский Майдан может и должен быть воспринят в России как стимул для улучшения жизни не только в Украине, но и в России на путях широкой взаимовыгодной кооперации в интересах трудящихся. Только таким образом меры России по налаживанию добрососедских отношений с Украиной будут избавлены от подозрительного налета олигархических игр в "братство народов" и получат необходимые для большого общего дела исторический размах, динамику и качество.