Могольское наследие Индии: Тадж-Махал, Красный форт, Старый Дели, мавзолей Хумаюна, а также судьба кабульской гробницы Бабура, и что принес ислам в индийскую традицию
Сначала давайте поговорим о происхождении Великих Моголов, а затем, в следующих разделах материала, перейдем к любопытным частностям об отдельных персонажах и наследии могольской династии.

Увеличить
Жизнь при дворе одного из самых знаменитых Великих Моголов – Шаха-Джахана, который построил Тадж-Махал. Миниатюры были написаны придворными художниками для «Падшахнаме» - прижизненного исторического повествования о первых 10-ти годах правления Шах-Джахана, подготовленного по заданию самого Джахана. Иллюстрация из журнала «Индия перспективы»
Хотя Великие Моголы, являлись потомками Тимура (Тамерлана), будущий основатель династии великих моголов Бабур первоначально в 1494-1504 гг. был лишь скромным правителем Ферганы (на территории нынешнего Узбекистана), государственного образования, одолеваемого соседями и уже почти забывшего свое великое тимуридское прошлое.
Затем Бабур был вытеснен со своими войсками из Средней Азии в Афганистан другим чингизидско-тюркским феодалом Шейбани.
Закрепившись в Кабуле и став его правителем (с 1504 по 1526), Бабур оправился завоевывать Индию, где правили ранее захватившие Индию пришлые мусульмано-афганские завоеватели, основавшие Делийский султанат - самое первое исламское государство в истории Индии.
Бабуру удалось разгромить государство этих своих единоверцев - Делийский султанат и основать в Индии империю Великих Моголов.
Династия Моголов правила Индией, за исключением периодов смут, до прихода в страну англичан.
Правда, реальная территория юрисдикции Великих Моголов к концу правления династии равнялась нулю, а временами отдельные могольские императоры даже теряли реальную власть и территорию и становились изгнанниками на содержании то у персидского шаха, то у британской Ост-Индийской компании. Тем не менее, с 1526 по 1858 гг. Великие Моголы олицетворяли верховную власть Индии.
Тимур – тюркский протоузбекский правитель, основавший на развалинах монгольского улуса второго сына Чингисхана - Чагатая (на территории нынешнего Узбекистана) собственное тюркское государство. При этом номинальная власть чагатайской ветви монгольских ханов продолжала существовать и некоторое время и после создания тюркского государства в Узбекистане, а Тимур даже породнился с монголами.
Один из потомков Тимура, его праправнук, Бабур, являвшийся также по материнской линии ввиду династических браков тимуридов с монгольской знатью вероятным потомком Чингисхана - отсюда и название будущей династии - Великие моголы, был вытеснен со своими войсками из Средней Азии в Афганистан другим чингизидско-тюркским феодалом Шейбани, в свою очередь основавшим на бывшей территории Бабура свою узбекскую династию.

Флаг Империи Великих Моголов (1526-1857 гг.)
Как и династия предшествующего Делийского султана, Великие Моголы всегда представляли собой пришлую династию тюркско и ирано-язычных правителей в огромном море местных индийских этносов и верований.
Кроме внешних завоевателей - персов, афганцев и англичан, династии Великих Моголов в разные периоды ее существования обычно противостояли индуистские и сикхские местные правители, а также осколки Делийского султана - независимые мусульманские государственные образования с индуистским населением - вроде Хайдарабада (Голконды).
Однако со временем пришлый тюркско-ирано-мусульманский элемент стал составной частью Индии. Само существование, в частности, Делийского султаната и государства Великих Моголов на индийском пространстве изменило Индию, хотя современные индийские авторы предпочитают говорить о том, что эта Индия изменила всех завоевателей.
Великие Моголы, их двор и армия, первоначально говорили на тюркских и иранских наречиях, принятых в Средней Азии и Афганистане – т.е. территориях, откуда они пришли, также они использовали – арабский язык – язык своей религии ислама.
Сосуществование мусульманско-тюркско-персидских завоевателей при Делийском султанате и империи Великих Моголов привело к тому, что постепенно возник новый язык - урду - смесь тюркских, иранских наречий и хинди с примесью арабского. Урду называют ныне языком индийских мусульман.
Интеграцию режима Великих Моголов в индийское общество облегчило то, что в ранний период своего правления моголы проводили политику терпимости к вере своих индийских подданных.
Увеличить
Жизнь при дворе одного из самых знаменитых Великих Моголов – Шаха-Джахана, который построил Тадж-Махал. Здесь мы видим самого правителя и его придворных. Миниатюры были написаны придворными художниками для «Падшахнаме» - прижизненного исторического повествования о первых 10-ти годах правления Шах-Джахана, подготовленного по заданию самого Джахана. Иллюстрация из журнала «Индия перспекти
Такой терпимостью особенно прославился великий могольский император Акбар. (В переводе с арабского его имя и значит «великий»).
Отметим, что у могольских императоров было принято принимать «говорящие» пышные имена - часто как второе имя. Имя основателя династии Бабура, например, означало в переводе с того же арабского «леопард».
Акбар в своей терпимости пытался даже создать новую веру на основе ислама, зороастризма и индуизма. Он утверждал: «Лишь та вера истина, которую одобряет разум» и «Многие глупцы, поклонники традиций, принимают обычай предков за указание разума и тем самым обрекают себя на вечный позор». Акбар активно назначал индуистских феодалов на высшие посты. При нем империя пережила невиданный расцвет.
В тоже время другие императоры династии Великих Моголов периодически проводили жесткую политику неприятия в отношении веры своих индийских подданных, чем, например, особенно прославился ревностный и аскетичный мусульманин – могольский император Аурангзеб (его почетное имя Аурангзеб в переводе означает «украшение трона»).
В заключение этой вводной части о династии Великих Моголов приведем перечень с годами правления первых шести могольских императоров о которых, большей частью, идет речь в этом очерке. Все они носили титул падишах Хиндустана. (Падишах от персидских слов «пати» - «господин» и шах - «государь»). Европейцы стали именовать их императорами и Великими Моголами. Итак, Бабур 1526-1530; Хумаюн 1530-1539; 1555-1556; Акбар 1556-1605; Джахангир 1605-1627; Шах-Джахан 1628-1658: Аурангзеб 1659-1707; Последним номинальным императором династии Великих Моголов являлся Зафар Бахадур Шах 1837-1858;
На иллюстрациях первые шесть правителей династии Великих Моголов. Они показаны на миниатюрах в индо-исламском стиле, большей частью прижизненных. (1) Основатель династии Бабур; (2) второй император Хумаюн, который чуть не потерял империю; (3) третий император, проводивший политику толерантности ко всем своим подданным и укрепивший империю – Акбар; (4) отец Шах-Джахана – Джахангир; (5) пятый император - строитель Тадж-Махала Шах-Джахан; (6) сын Шах-Джахана и Мумтаз, круто изменивший просвещенную терпимую политику Моголов, фанатичный мусульманин - император Аурангзеб, заточивший отца под арест.
Шах-Джахан
на фоне Тадж-Махала и родственников

Увеличить
Яркий символ наследия Великих Моголов - Тадж-Махал на реке Джамна (Ямуна) – притоке Ганга в Агре.
Хуррам, взявший при воцарении имя Шах-Джахан (с персидского букв. «правитель мира», годы правления 1628-1658) проводил умеренную политику в вопросах преследований иноверцев и завоеваний (ведя неудачные войны с Персией). Однако он вошел в историю совсем по-другому поводу - благодаря строительству Тадж-Махала (в переводе с персидского «Венец Дворцов» - гробницы в честь своей возлюбленной жены Мумтаз Махал, чье имя обыгрывается в названии), а также тем, что в конце жизни был свергнут своим сыном Аурангзебом.
Обычно в этом месте историй о Шах-Джахане многие источники пишут, что свергнутый Великий могол Шах-Джахан был вынужден последние годы своей жизни и до самой кончины, находясь под арестом, созерцать сквозь решетку окна свой шедевр – Тадж-Махал.
Но, например, в приводимом нами ниже материале индийского автора Аппасами Муругайян говорится, что Аурангзеб содержал своего отца в Красном форте в Дели. А Тадж-Махал, как известно, находится в Агре - в нескольких сотнях километров от Дели. И что интересно, там тоже есть Красный форт – гораздо больше делийского, построенный также могольским императором, но не Шах-Джаном, а его дедом Акбаром. Исходя из вышесказанного, возможно, большинство авторов, приводящих легенду о свергнутом могольском императоре, созерцающем из застенка свое архитектурное творение, построенное в честь великой любви, просто путают Красный форт в Агре и в Дели. Правда, необходимо отметить, что при Великих Моголах Красный форт в Дели назывался немного иначе - «Лал Хавели», что можно перевести как «Красный павильон», а сам Дели назывался Шахджаханабадом.

Увеличить
Нур Джахан, которую историки обычно противопоставляют сторонившейся политической власти Мумтаз Махал.
На иллюстрации из архива: На могольской миниатюре изображена супруга императора Джахангира, властная Нур Джахан, которую историки обычно противопоставляют сторонившейся политической власти Мумтаз Махал.
Интересно, что на этой миниатюре Нур Джахан показана современным ей художником в виде девушки почти легкого поведения. Она и начинала свою жизнь пленницей гарема, хотя по происхождению принадлежала к знатной семье.
Шах-Джахан вернул старому Дели столичный статус, забрав его у Агры, бывшей столицей при его отце - могольском императоре Джахангире (букв. «покорителе мира». Первое имя Джахангира было проще - Салим).
О Джахангире также стоит упомянуть, чтобы немного развеять романтический ореол вокруг истории Джахана. Ведь Шах-Джахан в молодости пытался неудачно свергнуть Джахангира, как вспоследствии (правда удачно) свергли его самого.
Что же касается отношений Шаха-Джахана и Мумтаз Махал, то они были, согласно даже и прижизненным жизнеописаниям, действительно невероятно романтическими.
Несмотря на то, что у Мумтаз Махал было 18 беременностей, т.е. она была почти всегда беременна, это не мешало ей сопровождать знатного супруга во время военных походов и даже во время восстания последнего еще в статусе принца против Джахангира.
При этом, как считается, Мумтаз Махал не стремилась к политической власти, будучи в этом противоположностью любимой жены Джахангира Нур Джахан (мачехи Шах-Джахана) для противодействия которой, как пишут историки, будущий Шах-Джахан решился на восстание против своего отца.
Увеличить
Мумтаз Махал- супруга Великого Могола Шах-Джахана, для захоронения Мумтаз и была построена усыпальница - Тадж Махал
Джахан, согласно летописям, познакомился с Мумтаз Махал, будучи принцем, во время импровизированного аттракциона - базара, устроенного придворными дамами во дворце Агры в честь наступления мусульманского нового года.
Арджуманад Бану Бегам, как тогда еще звали Мумтаз Махал, была дочерью сановника из покоренного моголами персидского рода. Она родилась в Агре и приходилась племянницей императрице Нур Джахан - уже упоминавшейся супруге императора Джахангира.
Среди прочего, брак Шах-Джахана с родственницей могущественной и имевшей огромное влияние на Джахангира Нур Джахан был выгоден политически. Это позволило принцу оттеснить своих братьев от доступа к Джахангиру и зарекомендовать себя в качестве наследника трона. (Интересно, что Нур Джахан была первоначально простой наложницей гарема, захваченной как военный трофей. Но она стала императрицей, а благодаря влиянию дочери на императора ее отец Итимад-ад-Дауд позднее стал первым министром при Джахангире).
Завершая тему Шах-Джахана и Мумтаз, отметим, что большая любовь не помешала Джахану взять себе еще несколько жен при жизни и после смерти Мумтаз Махал. Но сам факт строительства Тадж-Махала говорит, что Шах-Джахан действительно был огорчен безвременной кончиной (в результате очередных родов) Мумтаз Махал. Ведь недаром он присвоил ей это прозвище, что на персидском значит «избранница дворца». Шах-Джахан успел после кончины Мумтаз построить для нее гробницу - великолепный белоснежный, а в лучах восходящего солнца розовый, а в сумерках серебристый Тадж-Махал. Он строил его несколько десятилетий.
Но собственную гробницу, которая, согласно летописцам, должна была быть расположенной напротив копией Тадж-Махала, но только черного цвета, Шах-Джахан построить не успел. Он был, как известно, свергнут своим сыном Аурангзебом, начавшем осуществлять свои строительные проекты: строить столицу на новом месте. (Находившегося в заточении Шаха-Джахана после его кончины от болезни похоронили по приказу его сурового сына Аурангзеба в Тадж-Махале – гробнице Мумтаз Махал, которая была матерью Аурангзеба).
Династия
Великих Моголов: падение
Увеличить
Последний могольский император Зафар Бахадур (восседает на копии Павлиньего трона).

На иллюстрации: Последний могольский император Зафар Бахадур. После шести первых, показанных выше на рисунках правящих друг за другом Великих Моголов, было еще много императоров этой династии, на мы поместим еще лишь изображение одного из них – последнего Великого Могола - Зафара Бахадура. Здесь он восседает на копии Павлиньего трона. Подробнее о павлиньем троне: Павлиний трон Великих моголов и Павлиний трон Персидской монархии. Из истории могольской и персидской монархий
Уже упоминавшийся Красный форт в Дели, о котором мы подробно поговорим на второй странице этого обзора, после окончания правления своего знаменитого основателя Шах-Джахана периодически приходя в запустение, тем не менее, видел в своих стенах многих других знаменитых личностей и еще целый ряд важнейших событий. Здесь в 1857-1858 годах предпринял попытку вернуть себе реальную власть в ходе антибританского восстания туземных английских войск сипахов (от персидского «sipâhi» - «солдат») последний могольский император Бахадур Шах, доживаший до этого в качестве безвластного правителя при английской администрации.
В ходе акций сипахов была устроена и масштабная резня европейцев в охваченных беспорядками городах. Но восстание провалилось, главная мечеть и часть делийского Красного Форта (Шахджаханабада), в ходе подавления беспорядков даже подверглись обстрелу артиллерии англичан, а проигравший последний могольский император отправился в ссылку в Рангун, столицу тогдашней британской Бирмы, где и умер спустя пять лет в возрасте 87 лет. Отметим, что Бахадур Шах перед своим арестом скрывался в усыпальнице Хамаюна в Дели, о которой также рассказывается в отдельном разделе этого обзора. Именно в гробнице Хамаюна закончилась история правления могольских императоров.
Далее в этом обзоре: о Красном форте Дели (Шахджаханабаде), усыпальнице Хумаюна в Дели и усыпальнице Бабура в Кабуле, - интереснейших местах, связанных с Великими Моголами;
О влиянии Великих Моголов и ислама на индийский стиль и искусство см. здесь.
Комментарии
http://kniga-s.ru/free/zvezdnye-nochi.html
Бабура Шейбани-хан по всей средней Азии гонял, тот драпанул с остатками войск в Индию и ...завоевал ее:-). Воистину - все что не делается к лучшему:-)