Прогнозирование будущего (интервью с В.Г.Будановым, ведущим научным сотрудником ИФ РАН)
На модерацииОтложенный
На сайте движения "Суть времени" размещено интервью замечательного российского клиодинамика (историка-математика-социолога-синергетика-...) Владимира Буданова, давно и плодотворно разрабатывающего ритмокаскадную модель истории, позволяющую не только описать историю России, но и предложить далеко идущие прогнозы.
Видеоинтервью я счел целесообразным дополнить отрывком из статьи В.Г.Буданова "Ритмокаскады истории и прогноз развития социально-психологических архетипов России до 2050 года":
Ритмокаскадная модель истории России
В приложении к России экспертный анализ показывает, что исторически значимые этапы и события за 400 лет укладываются на сеть из десяти ритмокаскадных деревьев, задающих своеобразную архетипическую систему координат. Сохраняя нумерацию и смысл, описанный ранее для ритмокаскадов произвольного общества, имеем следующий перечень ритмокаскадов для России:
1. Духовно-религиозный. Стартует от крещения Руси, особо значим в жизни государства вплоть до Елизаветинской эпохи, затем теряет энергетику, и проявляется в превращенных формах в ХХ веке, особенно с конца Отечественной войны до наших дней, сейчас испытывает крупнейшую трансформацию 2002-2010 гг. Закладывает духовно-эмоциональный метауровень общества на последующие столетия. В период перестройки и по сей день является одним из основных «гарантов» ее мягкого бескровного сценария.
2. Духовно-идеологический. Стартует от Куликова поля, консолидирует общие цели власти светской, духовной и народа, рождает архетип национальной идеи. Многократно утрачивал энергию, период перестройки — один из таких периодов. Его возрождение, обретение подлинной национальной идеи происходит с 2012-2018 гг. Сегодня, к сожалению, можно довольствоваться лишь брежневским палиативом «о дальнейшем повышении благосостояния». Пока народ не осознает настоящих исторических вызовов.
3. Властно-корпоративный. Стартует от Рюрика, дает образ коллегиального принятия решений на уровне элиты. Значим для России вплоть до Ивана III, затем теряет энергию. Возрождается в Екатерининскую эпоху вплоть до победы над Наполеоном, смягчая царский абсолютизм. Манифестирует в правление Александра II, а также в 1900-1914 гг. и в советский период с послевоенного времени. Его энергетика исчерпывается к 2012 г. Непосредственно перед перестройкой и во время нее испытывает спад.
4. Властно-авторитарный. Берет начало от признания легитимности царской власти Ивана Грозного патриархом Константинопольским. Манифестирует в эпоху от Елизаветы до Александра I, с 1942 его энергия неизменна, яркие манифестации вплоть до 70-х, сейчас происходит его укрепление, завершающееся к 2006 г. Далее до 2060 г. этот архетип входит в максимум своих проявлений. В период перестройки он подавлен.
5. Коллективно-соборный. Стартует от Великого стояния на Угре, после которого Русь освободилась от порабощения. Когерентное чувство единства этноса. Манифестировал во время изгнания поляков, призвания Романовых, во времена правления Петра I, после отмены крепостного права. Его апофеоз в советское время, максимум манифестации — «Советский народ» — семидесятые. Это был становой хребет Советского Союза, и он исчезает, точнее, трансформируется в 1982-1991 гг., переводя свою энергию на метауровень подсознания, в период перед исчезновением он обладает удвоенной энергией. Именно это первая истинная причина перестройки, именно это не позволило сохранить Союз. Его энергетика проявляется затем в 1998-2006, затем в 2020-2050 гг.
6. Элитно-бюрократический. Стартует от основания дома Романовых. Находится в противофазе с коллективно-соборным архетипом, манифестирует от правления Елизаветы до отмены крепостного права, затем 1900-1956 гг. В перестройку переживал глубочайший кризис. Начало возрождения элиты 1989-1995 гг., именно ее манифестацию, только ее манифестацию мы и наблюдали до недавнего времени.
7. Трансформационно-пассионарный. Стартует от возникновения Запорожской сечи. Описывает жизнь пассионарного субэтноса в России: энергичных людей склонных жить в условиях повышенного риска, начиная от беглых, казаков и, кончая, диссидентами и предпринимателями. Манифестирует почти во все войны и переходные периоды: во времена становления дома Романовых, особенно с эпохи Петра и до середины царствования Елизаветы, в конце царствования Екатерины, с восьмидесятых годов XIX века по 1910, с начала Отечественной войны и далее с нарастанием, начиная с 1975 года. Пик манифестации пройден в прошлом году, трансформация 2003-2010 гг. переводит его энергию на метауровень подсознания социума, яркие манифестации в двадцатые годы и в середине ХХI века.
8. Трансформационно-коллективные. Стартуют от крестьянского восстания С.Разина и дополняются ритмокаскадом восстания Е.Пугачева. В этих двух социально-исторических архетипах присутствует не только протестное начало, но так же в стихийной форме заложены идеи либерализма, самоуправления и гражданского общества. Это «наш ответ» просвещенной Европе.
9. Если крестьянская стихия антифеодального протеста связана с именем Разина, то линия вечевых республик Новгорода, Пскова и казацкого вольного самоуправления связана с выступлением Пугачева. Это действительно можно проследить, достраивая ритмокаскады в прошлое, так что Россия имела и имеет свой исторический путь к демократии, не менее древний, чем в Европе. Не случайно, одним из уроков пугачевского бунта было дарование Екатериной II самоуправления казачеству.
Интерференция максимально мощных зон манифестации этих ритмокаскадов, начиная с 1890 по 1930, просто перепахала Российскую государственность и культуру. Такого периода в России никогда не будет, такая интерференция уникальна, с ней, видимо и связаны возможность прививки двух европейских революционных течения противостоящих друг другу, и оседлавших эти архетипы: социал-либерализм и социал-коммунизм. Тогда в 1917 победил социал-коммунизм — превращенная разинская стихия крестьянского протеста «за всех опальных и кабальных», его могучая манифестация завершилась 1918-1925. Энергия проявлялась так же в 1932-1940 и 1956-1986 гг. так, что в перестройку она была уже на излете. Новая мощная манифестация ожидается только в середине века, видимо с возможностью возрождении и Советского Союза, хотя некоторое оживление этого процесса наблюдается в 2003-2018 гг.
Вторая линия реформ, идущих, как ни нелепо это звучит, от Пугачева, точнее, уроков пугачевщины, привела к Февральской революции. Так была использована энергия этого либерально-протестного архетипа. Большевики, видимо, извлекли свои уроки из Французской революции и решили не раскачивать маятник, не смешивать идеологии, они «срезали» либеральную часть политического спектра в стране, кого в эмиграцию, кого в лагеря. Однако, пугачевский архетип на сто лет моложе разинского, он быстрее восстанавливается, кроме того, социальное поле нельзя уничтожить в подсознании людей, даже если нет лидеров.
И действительно, энергия либеральных реформ этого архетипа проявлялась уже в пору юности А.Пушкина (не случайно он хотел писать историю пугачевского бунта) и победы над Наполеоном 1812-1820, далее в 1852-1868. Мощная трансформация-пробуждение начинается 1895-1901, далее непрерывная манифестация вплоть до 1931. Возрождение энергии с 1964, в перестройку в 1984-1988 вновь ненадолго подключается когерентный уровень надежды, который «светил» ранее строителям коммунизма 1960-1975, а после, в 1990-1992 окрылял реформаторов-радикалов, он и окрашивает перестройку в романтические тона. Волевые начала проявляются с 1991 по 2008, далее его манифестация максимальна 2010-2025 и к 2030 переходит в режим строительства новых форм проявлений. Таким образом, 1991 год действительно был реваншем Февральской революции, несмотря на то, что ее буржуазные корни десятилетиями вытаптывались.
10. Метасистемный (сопряжение с внешней средой, внешние управляющие влияния). Типичные формы влияния это войны, экономическая и политическая зависимость, экспансия культурных ценностей, масштабные геополитические, климатических, экологические изменения. Часто субъектами влияния оказываются мировые и национальные архетипы значимые для России: общехристианский, панславянский (битва народов при Грюнвольде, все славяне против тевтонов, Балканские войны конца Х1Х), паносманский. панисламский, коминтерновский, архетип Великой Французской Революции, породившей социализм и коммунизм, Наполеоновские и мировые войны ХХ века и т.д. В определенные периоды упадка властных архетипов, происходил перехват управления. Россия с 1917 по 1940 жила не на Российском державной, а на привнесенной коминтерновской воле и идеологии мировой революции, которая ненавидела Российскую империю – «тюрьму народов». Вспомним: Толстой как зеркало русской революции, Пушкин как жертва царской тирании. О славной истории побед русского оружия и реформ Петра и Грозного вспомнят в Отечественную, с необходимостью возрождением духа державности и чувства Родины. А.Ахиезер и С.Хантингтон безусловно правы, Россия это особая тысячелетняя цивилизиция, однако трижды она была под доминантами внешних метаархетипов, первый — призвание варягов, второй – 250 лет под культурно-политическим ордынским влиянием империи чингизидов, (альтернатива тевтонскому завоеванию крестоносцев) и третий – 70 лет под интернациональной идеологической доминантой коммунизма (альтернатива евро-американо-японскому протекторату), благодаря которой провела ускоренную модернизацию и сохранила свою государственность в ХХ веке. Эти метаархетипы стали частью нашей культурной истории и традиции.
Синтетические архетипы. В ХХ веке эти 9 базовых социально-исторических архетипов России поочередно объединяют синтетические адаптивные архетипы: монархический, социалистический, демократический. В монархическом архетипе сборки доминирует авторитарный архетип, в социал-коммунистическом советском варианте доминирует трансформационно-коллективный архетип общинного типа, сегодня в демократическом архетипе России доминирует трансформационно-коллективный архетип социал-либерального толка. Соответствующие ритмокаскады, стартовавшие в 1922 и 1991 годах сегодня существуют не виртуально, но проявлены, как архетипы СНГ и молодой России.
О России сегодня
Демократический архетип Российской государственности совсем молод: 17 лет это поздний подростковый возраст, возраст самоидентификации, выбора пути, идеалов, пробы сил, осознания ответственности и начала самостоятельной жизни. Все болезни недавнего переходного возраста налицо, в частности, неуважение к предыдущей общественной традиции, пренебрежение ценностями культуры, подражательство и желание сиюминутного успеха.
Здесь нечему удивляться, ведь в формировании демократии сегодня в первую очередь участвует энергия двух архетипов: социал-либерального, трансформационно-пассионарного, которые и обновили элитно-бюрократический архетип, также ярко манифестирующий. Эти архетипы в советское время были не только не востребованы, но их носители подавлялись и частично уничтожались. Грех братоубийственной Гражданской войны не был осознан и искуплен в примирении всех слоев общества до наших дней. Социально-полевая целостность нации бала разорвана в двадцатые годы революционными экспериментами, которые на первых порах приносили ошеломляющие успехи. Этот разрыв удерживался 70 лет колоссальными напряжениями пропагандистской машины. Чему же мы удивляемся, что через два поколения такая система начала самодостраиваться, трансформироваться, восстанавливая полноту социального спектра и свою адаптивность, да еще в режиме переколебания.
О перестройке. Перестройка, которую начал М.С.Горбачева, только заложила тридцатилетнюю череду бурных трансформаций, смутной эпохи перемен. Хотя, как мы видели выше, признаки начала будущей перестройки явно осознавались с 1982 года, а на уровне тонкой экспертизы можно было понять, к чему мы идем уже с 1976 года.
С чем связаны иллюзии перестройки? В первую очередь с тем, что никто не предвидел распада СССР. Хотя Бжезинский и западные спецслужбы говорят, что знали; на самом деле, хотели и готовили его распад, но ничего не знали в 1985 году. Более того, энергия социал-либерального и пассионарного архетипа, набирала силы, пробивалась через идеологические заслоны. Идеологический архетип был бесплоден, резко ослаблен, элитно-бюрократический архетип испытывал глубочайший кризис. Остальные архетипы также не имели ресурса. И только коллективно-соборный архетип когерентного общего дела, единства устремлений обладал удвоенной энергетикой трансформации в 1982-1989 годах, перед переходом в латентное состояние. Видимо М.С. Горбачев, да и многие полагали, что это надолго, это и есть конструктивный социальный ресурс Перестройки, которая должна была соединить преимущества социализма и рынка, поставить интересы общего планетарного дома над интересами национальными. Этого нельзя было не чувствовать, я помню этот энтузиазм 1985-1987 годов. Объявленная деидеологизация поставила в относительно равные условия конкуренции все три энергонесущих архетипа. Но один из них неожиданно для всех самоликвидировался, его энергия иссякла, и программа социал-демократического синтеза Горбачева не состоялась. После, несбалансированная государственная система быстро хаотизировалась и развивалась уже по законам самоорганизации. Винить Горбачева в этом бессмысленно, т.к. других стратегий и ресурсов в России просто не было, мы не Китай, который сохранял свою социально-полевую целостность тысячелетия, и для которого распад нации просто непредставимая трагедия. Советская империя имела в своем составе метрополию – центральную Россию со времен московской Руси возраста 600 лет и территории заселенные русскими в Сибири. Украине в составе России менее 350 лет, а в западных областях много меньше (это проблема целостности уже Украины). Остальным территориальным приобретениям России, республикам Средней Азии, Кавказа от 200 до 100 лет. Естественно, что удержать в этих условиях неуправляемую страну, растаскиваемую национальными элитами, да еще, когда «помогают» западные доброхоты, было можно только на уровне метрополии. Я думаю, что в ближайшие годы возможна, и она уже началась повторная сборка постсоветского пространства на базе общности языка, культурных традиций, стратегических геополитических интересов его субъектов, возможность возрождения Союза вполне допустимы в середине века. Скорее всего, программа социал-демократических перемен начала перестройки это «воспоминание о будущем». Будущее не строится сразу набело, дается несколько попыток, пока архетип не окрепнет и не станет доминировать, первая попытка сделанная Горбачевым была неудачна. Думаю, что эта программа будет важна для сценариев глобализации в третьем мире, да и для модернизации Запада в условиях мобилизационной, кризисной эпохи перемен.
Два слова относительно ритмокаскадных архетипов западной социал-демократии. Первый интернационал, образуется одновременно с возникновением Германии в 1871. Можно определенно сказать, что ее возрождение, следуя ритмокаскадной теории, должно было состояться в 1992-1998 годах, что в точности совпало с периодом объединения Германии, и не случайно Горбачев был повитухой этого процесса.
В заключение отмечу, что я умышленно не говорил о многих других причинах перестройки и распада Союза, в частности, об экономических причинах, о проигрыше в холодной войне, о инновационно-технологической неэффективности, о вековой мечте и усилиях соседей и великих держав ослабить и расчленить Россию и т.д. Враги были и будут всегда. Я хотел показать, что даже вне этих причин существуют глубинные мотивы происходящего, которые лежат в сферах социального бессознательного, в сферах истории государственности России.
О российской государственности в ХХI веке
Как мы видели выше, в основе модели государственности лежит представление о девяти социальных архетипах, определяющих социальное бессознательное общества, каждый из которых развивается по специфическому фрактальному закону, названному мной ритмокаскадом (законом, оптимально сочетающим цикличное и апериодическое время в развивающихся иерархических системах). Девять архетипов объединяются по группам властных, ресурсных и структурных архетипов . Эти архетипы порождались и подтверждались в яркие моменты максимальных социально-полевых напряжений народа, пассионарных толчков по Гумилеву, манифестируя далее в исторической событийной ткани, как общественные предпочтения, склонности и потенциалы. В общем случае удобно ввести три кластера базовых архетипов. Для России моменты их старта поясняются комментариями:
Три властных, управляющих архетипа:
1) корпоративный (от призвания Рюриков), князь правил «со дружиною»;
2) авторитарный (от воцарения Грозного), подавление элит;
3) идеологический (от Сергия, Куликова поля), оформление национальной идеи.
Три кормящих, ресурсных архетипа:
1) религиозный (от крещения Руси), однако, сегодня следует учитывать и ритмокаскады ислама, который для многих народов России пришел на 50 лет раньше христианства;
2) пассионарный (от образования Запорожской Сечи);
3) соборный (от Великого стояния на Угре).
Три структурных архетипа:
1) индивидуальный, в протестной форме (Пугачев), перерастает в либеральный;
2) общинный, в протестной форме (Разин), перерастает в социалистический;
3) исполнительский (от начала дома Романовых), далее элитно-бюрократический.
В каждой тройке архетипов мы видим: один чисто коллективного происхождения, второй относится к индивиду, а третий является смешанным коллективно-индивидуальным архетипом, связующим личность и общество.
Представленная схема анализа применима к любому государству, однако, специфика каждой страны задается очередностью, старшинством возникновения ритмокаскадов того или иного архетипа.
Можно уподобить социальные архетипы организмам, тогда государство подобно сообществу социальных архетипов – археоценозу развивающихся исторических организмов или некоторый «суперорганизм». Конкуренция структурных архетипов за власть и ресурсы, а так же внутригрупповые и кросгрупповые противоречия и альянсы различных архетипов создают рисунок и векторы социального развития исторического процесса. Наблюдая за ритмокаскадами развития архетипов, мы видим возвышение различных качеств одних архетипов и ослабление других. Ритмокаскадные деревья российских архетипов в настоящее время имеют от 7 до 10 уровней, и их сообщество может быть представлено в каждый момент матрицей 9х9 из нулей и единиц, в которой ежегодно меняются девять элементов.
Подробный ритмокаскадный анализ семейства российских базовых архетипов показывает, что примерно каждые 128 лет происходит резкая трансформация всех архетипов, причем 6 из 9, кроме авторитарного, общинного и индивидуального, последовательно трансформируются за одно поколение, меняя свою энергетику, волевые, эмоциональные статусы и т.д., порождая миф непостижимости нашей истории.
Таким образом, возникают гомологические ряды социально-генетически связанных периодов: ??? — Рюрик* — Владимир — Мономах —приход Батыя* —- Дмитрий Донской — Иван III — Смутное время* — между Петром и Екатериной — реформы Александра II — от СССР к Новой России*. Именно такую трансформацию мы и проходим. В каждой зоне трансформации происходит аутогенная прививка — востребование, экстракция социокультурной памяти народа, избавляющая от повторения ошибок и изобретения «велосипедов», возможно, поэтому история и повторяется как фарс и следует опасаться прямых исторических аналогий. Звездочкой (*) отмечены самые сложные времена самоидентификации и обновления власти, разделяющие четыре исторические фазы государственности (трехкратный период по 128х3=382 года). Условно назовем эти фазы: первая — Русь славянская (V—VIII вв.), вторая — Русь славяно-варяжская (IX—XII вв.), третья - Русь славяно-татарская (евразийская) (XIII—XVI вв.), четвертая — Русь имперская (XVII—XX вв.). Начинается пятая историческая фаза — пятая Русь, сегодня закладывается новый тип государственности на следующие четыре века, поэтому так мучительны поиски, и нельзя прямо заимствовать из прошлого. Единственным критерием отбора всегда был и остается глубинный мотив сохранения Родины, Веры, Языка. Именно мотив сохранения православной веры поднял народ на поляков в смутное время, он же заставил Александра Невского драться с тевтонами, а не с веротерпимыми чингизидами. С веры начнется и наше возрождение. Как это будет, мы можем только догадываться. Почему вернется в народ дух нестяжательста или проснется любовь к живой традиции старчества? Отметим лишь, что все предыдущие фазы несут в себе метаархетипы, давно вышедшие за пределы России, но они в нашем ресурсе, нашем национальном генетическом коде и все их надо правильно использвать для сборки новой идеологии и социальной базы реформ. Здесь панславизм и евразийство, православие и ислам, общеевропейские ценности, византизм и державность царской России и СССР, собор русских соотечественников, традиции русской диаспоры и зрубежной церкви, традиции социалистического интернационализма и общности «советский народ», идеи культуроцентризма и поликультурного диалога, идеи собирательства русской культуры, русской не по крови, но по духу. А ритмокаскады помогают понять, когда оживут эти скрытые в народе силы, и на какие можно опереться, а каким помочь. Хочу обратить внимание на исход русской культуры в конце ХХ века, преобразивший мир. Оказалось, что самые многочисленные и талантливые ученые, программисты, музыканты — это русские (тоже заслуга СССР). Для остального мира мы русские: славяне, татары, евреи, … Русские это больше чем национальность, это самобытность мироощущения и родной язык – поле культуры. И земля наша продолжает рожать таланты, и пока еще есть кому учить, «несмотря на принятые меры». Мне кажется, что это и есть основной ресурс России, не сырье, которое сырьё, которое кончится, а генетическая талантливость народа. Не высокие промышленные технологии, здесь мы уже отстали, хотя их необходимо развивать, а высокие метатехнологии творчества HiMind и HiHum — вот локомотив России в будущее, наш вклад в глобализацию. Наш путь в Будущее – это проект Русского Собора науки, культуры, духовности; Собора всех соотечественников и исторической памяти Родины. Собрав себя в тысячелетней истории, мы сможем задать новый культуроцентричный формат глобализации, в которой общечеловеческие ценности не будут конфликтовать с национально-культурными традициями, а история каждого народа обретет смысл и ценность для общего будущего.
Следует также сказать об опасности прямых исторических аналогий, которыми иногда увлекаются. Отметим, что 250 лет назад мы имели такое же ритмокаскадное расписание трансформаций общества. От смерти Петра I до воцарения Екатерины II, в эту эпоху трансформировались все 8 социальных архетипов, в том же порядке, с тем же темпом, в тех же энергетических фазах. Однако ритмокаскады были помоложе, энергетики было побольше, и перераспределена она была иначе. Энергетическую роль социал-либерального архетипа, выполнял духовно-религиозный архетип. Пассионарную энергию легко гасили в победоносных войнах с Турцией и Европой. И действительно, Петр не Брежнев, а «дщери Петровы» не клуб либеральных президентов, а время социальной молодости прошло и мы сейчас строим общество ХХI века совершенно в другом окружении. Тем не менее, для желающих выделить грубые параллели можно сказать, что так называемая, «дворянская империя 1730-1762 годов» аналогична нашему периоду. Действительно: период правления Анны Иоанновны аналогичен периоду власти Горбачева и Ельцина (почти до выборов 1996), а период Елизаветы I и Петра III аналогичен последующим годам, вплоть до 2015. Напомним, что в ту эпоху происходит окончательное закрепощение крестьян и фабричных рабочих, формирование новой элиты, наделение дворянства землями, вольностями, льготами и небывалый расцвет коррупции. С другой стороны, открываются университеты, академии, модернизируется государственное управление, наука и образование, отвоевываются новые территории. Мы вступаем в «поздний елизаветинский период», и там нас могут ждать новые неожиданности в конце периода, так на фоне социальной апатии Петр III отказывается от всех побед русского оружия в семилетней войне в пользу Фридриха II , народ безмолвствует, но недолго. Подчеркнем поверхностность приведенных аналогий по персоналиям, но по этапам и сути происходящего, пожалуй, что-то есть. Еще меньше аналогий у нас с эпохой Александра II . Обращение к эпохе Смутного времени, Собора и становлению дома Романовых еще более метафорично, хотя метафора мифа крайне важна и живет в социальной памяти. Еще раз подчеркну, прыгать через эпохи можно, но легко спутать общее с частным и привести не ту аналогию. Поэтому метод ритмокаскадов находится скорее в диалоге с текущей эпохой, лишь иногда используя аналогии из прошлого, точнее он помогает их увидеть, поскольку каждая трансформация помимо общих для всех временных характеристик имеет и свои уникальные энергетические ритмокаскадные характеристики, которые в теории циклов просто не видны.
Большую часть пути тридцатилетней фазы трансформации мы уже прошли. Ее завершение будет происходить на фоне мощных исторических вызовов, стимулирующих формирование российских социальных архетипов: краха мировой финансовой системы, миграционного и территориально давления, катастрофичных климатических изменений, вероятных международных конфликтов и атак терроризма. Формирование новой России завершается в двадцатые годы, и вопреки марксистским и либеральным лозунгам об отмирании государства, к 2030 Россия обретает: третье за двести лет обновление хозяйственного уклада; могучую идеологию уже с 2015 года, которой сегодня нет и в помине; мощную власть о «двух головах» (и корпоративную и авторитарную одновременно); возрождение угасшего перед распадом СССР соборного потенциала, обогащенного новыми обратными связями власти и народа и информационно-сетевыми формами коммуникации, небывалый расцвет преображенной религиозной духовности. Вместе с тем к этому времени резко ослабеют пассионарный, либеральный и элитно-бюрократический архетипы, которые доминируют сегодня. Достаточно сказать, что задача удвоения ВВП, точнее реальных доходов населения, легко решается не в сфере экономики, а в сфере власти, идеологии и нравственности — прекращением откатов бюрократии. Крестьянский, или социал-коммунистический архетип в его привычном понимании находится в латентном состоянии и просыпается к 2040 году, а с ним возможно и возвращение идеалов большого союзного государства, СССР нового издания, но к этому времени наступают и времена общепланетарного антропологического поворота . К этому времени Россия должна и будет готова, выполнять свою особую миссию духовного центра, центра синтеза и гармонизации культур, религий, идеологий многих полюсов нашего Мира.
О Метаархетипах
Совсем коротко перечислим некоторые архетипы западной цивилизации и их ритмокаскадные трансформации для всего глобализирующегося мира:
1) Христианство – ожидается крупнейшая трансформация от рождества Христова, которая произойдет в середине ХХI века. Это будет христианский Ренессанс, рождение духовно-рационального ноосферного метауровня, «антропологический поворот» человечества к духовности и обновленная энергетика мировой религии.
2) Архетипы Великой Французской Революции: их первая трансформация — наполеоновские войны; вторая трансформация — революции и мировые войны первой половины ХХ века; третья трансформация — войны и революции первой половины ХХI века.
Происходит синтез и усвоение миром духовных архетипов Осевого времени, как феноменов мирового Ренессанса. Пробуждение архетипов раннего Средневековья , Эпохи царств и архаических культур.
По-видимому, ХХI век, век коммуникаций, есть время множественной интерференции социальных архетипов, ритмокаскадных трансформаций многих государств, среди которых Россия первая завершит такую трансформацию к 20-м годам, и будет способна решать сверхсложные проблемы общецивилизационного кризиса. Другие основные участники мирового процесса только войдут в кризисные режимы.
Важно понять, что в условиях информационного, глобализующегося мира происходит интерференция трансформаций многих архетипов не только государственного уровня, но и цивилизационного масштаба, подобных Осевому времени. Например, сегодня существуют несколько синтетических архетипических проектов сборки будущего глобального мира: однополярный мир во главе с империей США, мировое управление под эгидой ООН; управления через транснациональные корпорации; многополярный мир национальных и региональных полюсов силы (Китай, Индия, Россия, СНГ, ШОС, и др.). Существуют идеи устойчивого развития и золотого миллиарда; идеи социального ультрамодерна (С. Кургинян); идеи социалистического католицизма (Латинская Америка) и духовного коммунизма; идеи неоевразийства на волне религиозного антимодерна (А.Дугин); идеи панисламизма; идеи трансгуманизма, и т.д.
На мой взгляд, все эти проекты реально сосуществуют и развиваются, конкурируют друг с другом, создавая фрактальный ландшафт глобализации первой половине XXI века. Кроме перечисленных выше изменений цивилизационных архетипов в середине века, происходит дальнейшее усиление христианско-протестантского и исламского архетипов, выход на сцену мировой истории Великих восточных цивилизаций Китая и Индии, что так же прогнозируется ритмокаскадными методами.
Помимо сказанного, хорошо известны проблемы глобального экономического, экологического кризиса и великого демографического перехода в ХХ1 веке. Намного меньше говорят о прогнозируемых резких геофизических изменениях на планете в ближайшие десятилетия, вовсе не обязательно связанных с техногенной деятельностью человека, которые просто перекроят географическую карту и смешают народы.
Заключение По-видимому, история в ХХI веке станет точной наукой, которая должна обучить людей ответственности друг перед другом, перед культурой прошлого и будущего, ответственности за наш общий дом. Мы научимся понимать и принимать следствия исторических законов, которые живут и развиваются в своем фрактальном ритме, настигая нас, как цунами в спокойном море, в эпохах перемен.
Возможность оставлять комментарии временно отключена
Анна Бодяга
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
2013-12-22
# 32281370
Пожаловаться
Место и роль "социального бессознательного" в сферах истории государственности России - для меня понятие совершенно новое. Но при этом нельзя сказать, что теория ритмокаскадной истории России перевернула имеющиеся представления с ног на голову. Вышло всё наоборот. История приобрела целостную картину, и это важно. Потому, что часто историки направляют своё внимание, как луч фонарика, на какой-то одельный исторический факт, выхватывая его из мощной массы целого, и, получается, словно этот факт существует как-то сам по себе, в автономном плавании. Не хочу сказать, что это плохо (хотя бы потому, что, благодаря этому, мы имеем то, что теперь укладываем в теорию), не хочу сказать, что совсем отсутствуют задачи проследить причинно-следственные связи, но в теории Буданова всё глубже и, через сложное, становится понимаемым, объяснимым.
Понравилось, как "легла в теорию" эпоха горбачёвской перестройки. Наверное потому, что прошла через неё, и, на мой взгляд, до сих пор не существовало её "более лучшего" толкования.
Надеюсь, что , действительно, " Мы научимся понимать и принимать следствия исторических законов, которые живут и развиваются в своем фрактальном ритме, ..."
3
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Ладога &
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
ответил Анна Бодяга
2013-12-22
# 32294952
Пожаловаться
"Понравилось, как "легла в теорию" эпоха горбачёвской перестройки. Наверное потому, что прошла через неё, и, на мой взгляд, до сих пор не существовало её "более лучшего" толкования."
-----
Толковать горбачевскую перестройку можно.. принять нельзя... Если только как духовное поражение.
2
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Анна Бодяга
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
ответил Ладога &
2013-12-23
# 32310166
Пожаловаться
Ладога! : ))) - "нужно себя заставить!!!" : ))
Нам дано было это пройти. И я тоже думала, и чувствовала так, как пишет об этом Буданов, тогда казалось, что сейчас сложится общество, которое вберёт в себя всё лучшее, что есть в социализме и в капитализме. Казалось, это свершится вот-вот. Не случилось.
То, что последовало за перестроичной эйфорией -ещё более горький опыт. Теперь одна надежда, что он нас не убьёт, но сделает сильнее.
2
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Александр Андрух
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
ответил Анна Бодяга
2013-12-23
# 32319331
Пожаловаться
Всегда к этой фразе одиозного немца, добавляю собственное окончание: "И даже то, что нас убьет, сделает нас сильнее"! :-))
1
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Показать 3 ответа
Свернуть ответы
Александр Андрух
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
2013-12-22
# 32283215
Пожаловаться
Впечатление двоякое… С одной стороны обнаружил для себя множество нового полезного и даже созвучного с собственными моими мыслями. С другой – за густым туманом научной терминологии (вероятно, этот уровень превосходит мои тщедушные силёнки в таких материях) и абстрактных умозаключений (вот, когда пожалеешь о том, что не довелось поучиться на философском ф-те!) с трудом проглядывается сам прогноз будущего России в его конкретных берегах, хотя и понимаю, что понятие прогноза уже в немалой степени исключает такую конкретность :-))...
Фраза же, что «история в ХХI веке станет точной наукой», вообще мне кажется ошибочной, поскольку таковой она может стать лишь в эсхатологическом ракурсе, т.е. в таком, когда всё сущее «угомонится», успокоится, когда двигатель исторического процесса – накал людских страстей – заглохнет…
2
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Иннокентий Полтораки
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
ответил Александр Андрух
2013-12-22
# 32284266
Пожаловаться
Ну, следует понимать, конечно, не так, что история станет экстравагантным разделом математики :))), но что есть надежда, что история (и вообще комплекс социальных наук) перестанет быть академической разновидностью "гадания на кофейной гуще".
А накал страстей тогда просто переместится с социального на другой уровень. Как эволюция постепенно переходила от физического к биологическому, от биологического к социальному...
3
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Александр Андрух
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
ответил Иннокентий Полтораки
2013-12-22
# 32284827
Пожаловаться
Думаю, что и теперь «история (и вообще комплекс социальных наук)» не есть "гадание на кофейной гуще", а, скорее, представляет собой вариативность толкований определённых исторических фактов людьми, в соответствии с их духовным уровнем и духовной направленностью на некие цели.
И… думается мне, что страсти, равно, как и их накал, в своём изначальном смысле есть нечто такое, что присуще лишь существам душевно-психического плана и, таким образом, их удел – остаться по сию сторону, а уж никак не сопровождать нас и «там», пусть и в трансформированном виде… :-)))
2
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Анна Бодяга
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
ответил Александр Андрух
2013-12-22
# 32287024
Пожаловаться
То есть, правильно ли я поняла, одно из условий транформации "туда" - это оставить здесь страсти, особенно их накал, превратиться из существ "душевно-психического плана" в существа бесстастные ? : )) Бесстрастный - безучастный, бесчувственный, бездушный, апатичный, равнодушный, хладнокровный, холодный, нечувствительный, притупленный, ..
Кому это удалось - у того билет "туда"? : )) ?
3
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Александр Андрух
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
ответил Анна Бодяга
2013-12-22
# 32288114
Пожаловаться
Ну зачем же так упрощённо! И, потом, почему целый ряд антонимов? Может быть лучше оперировать синонимами: негневливый, нелюбострастный, незлопамятный, независтливый и проч. :-)
Страсти же, в любом случае, оставить здесь нам придётся, поскольку все они прочно, напрямую и косвенно, увязаны с телом и его потребами, а оно, как Вы не хуже моего знаете, обречено – с собою «туда» не протащишь!
«Билет "туда"» может появиться только в одном случае, когда его обладатель снискал ту степень совершенства, которая даёт право на обладание таким билетом. В партере или в бельэтаже, или в райке - это вопрос другой!Ведь и «там» далеко неоднородно! «Там» существуют свои ступени и градации (об этом хорошо описано у Сведенборга)! Вершиною этого «там» (духовного мира) является Царство Божие, и «окончательным билетом» в него явится «совершенство, подобное совершенству Отца»… :-))
3
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Анна Бодяга
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
ответил Александр Андрух
2013-12-23
# 32310960
Пожаловаться
Перечла переписку. Кажется, нашла момент непонимания.
Я вела речь о билете "туда", имея в виду светлое историческое будущее, в нашей земной перспективе, в нашем обновлённом варианте России. Отсюда и : )) по поводу бесстрастных существ и льготы для них при покупке билета..
Думаю, что Вы говорили о другом, о Царствии Небесном. О бесплотном существовании. Где бесстрастие, собственно, норма. С этим согласна.
Ну, а как на счёт новых устроителей новой России ? Быть им "обуреваемыми страстями", или не быть? : ))
2
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Александр Андрух
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
ответил Анна Бодяга
2013-12-23
# 32312818
Пожаловаться
Знаете, Анна, мне, по большому счёту, не сказать, чтобы совершенно, но изрядно-таки, не интересны ни исторические здешние перспективы, ни «новые устроители новой России»! Моя РОДИНА, в которой всё её устроение, весь её лад созвучны и радостны моему собственному внутреннему мировосприятию, изначально-незыблемо существует где-то в просторах пространственно-временного континуума! И ОНА лишь с трепетным нетерпением ожидает одного из своих блудных сыновей! А уж, с каким нетерпением и волнением сам этот блудный сын ожидает момента своего возвращения к родным пенатам!
Конечно, блудный сын этот понимает, что совершенно необходимо до конца исполнить свой долг здесь, исчерпать его до донышка, поскольку акт дезертирства ничего не исправит, а лишь отбросит его ещё дальше от родного крова, в ещё более отдалённые периферии бытия! Посему и участвует он, по мере сил, и, как Вы в предыдущем своём комментарии справедливо выразились целым рядом своих находчивых эпитетов, в жизни – в том круговороте, в котором все мы барахтаемся, посему и не предпринимает он необдуманных действий… Терпение, терпение и ещё раз терпение :-)) …
1
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Dumont *
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
ответил Александр Андрух
2014-01-21
# 33126610
Пожаловаться
Кто ясно мыслит - тот ясно излагает.Настолько ли труднопередаваем простыми словами смысл высказываний,чтобы использовать именно такую "акакадемичную" форму подачи? "Интерференция максимально мощных зон манифестации этих ритмокаскадов, начиная с 1890 по 1930, просто перепахала Российскую государственность и культуру" - смесь французского с нижегородским!Можно,наверное, высказать эту мысль о русской культуре именно по-русски:"Взаимодействие(последствия влияния) наиболее обширных(мощных) частей(проявлений) этих ритмокаскадов" - по-моему смысл не сильно искажается,но легче обретается.Я намеренно не стал переводить на русский язык термин "ритмокаскад",потому,что,как мне показалось в этом понятии кроется что-то почти магическое,за осквернение коего адепты Буданова меня не простят.P.S. Все бы ничего,и обилие латинизмов и анализ-синтез истории и общества...вот только человек - он существо нелогичное,в одних и тех же условиях он может вести себя по-разному.А значит и основной принцип повторяемости,при воспроизведении опред. условий,не работает...к сожалению или счастию :) А тут еще и время,как система,добавляется - только знатоки хаоса могут найти здесь упорядоченность,имхо!
1
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Александр Андрух
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
ответил Dumont *
2014-01-21
# 33137058
Пожаловаться
Не могу не согласиться с Вашими взвешенными и трезвыми доводами, Дмитрий! Конечно, здесь необходимо, как мне кажется, чутко улавливать границу простотой и ясностью и упрощенчеством. Как выражается Семён Франк в своём «Непостижимом»: «упрек в трудности и искусственной сложности, неизменно предъявляемый всякой оригинальной философской мысли и ее словесному выражению, по существу совершенно неправомерен: это – все равно, что требовать, чтобы мысли высшей математики были выражены в форме, доступной и тому, кто знает и понимает лишь четыре арифметических действия. Проникновение в более глубокие связи реальности требует напряжения мысли, не всем доступного, и новые мысли по существу не могут быть выражены иначе, чем в новых словах. Кому это дело кажется трудным – и ненужным, тот ведь совсем не обязан им заниматься». И Вы правы, Буданов, похоже, несколько увлекается, до упоения, сложностью выражения своих мыслей…
P.S. А то, что, как Вы пишите, "основной принцип повторяемости,при воспроизведении опред. условий,не работает...", скорее, к счастью, ибо что может быть печальнее атомарности человеческого общества! С уважением...
0
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Показать 8 ответов
Свернуть ответы
Thijs Николай
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
2013-12-22
# 32288824
Пожаловаться
Буданов – молодец! (Был у меня, кстати, дружок в детстве Валерка Буданов, не родственник ли?). На слух воспринимается, по-моему, лучше, чем на чтение. Импонирует его широта горизонтов! И суждения выдает, тоже еще те… «Нравственное начало в науке – вещь необходимая. Оно сегодня фактически умирает из-за сокрытия знаний под коммерческими мотивами. Наука может превратиться в жреческую касту»… Или вот: «Врач должен быть не стяжателем, а философом»! Хорошо! Спасибо!
3
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Ладога &
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
2013-12-22
# 32296079
Пожаловаться
Интересная систематизация архетипов и причинно-следственных связей.. архетипы представляются эдакой глубинной стихией энергий, почвой , где в коллективном бессознательном борются и греховные страсти и лучшие помыслы.
Радует прогноз.. есть надежда на возрождение духовно-религиозного и духовно-идеологического начала.
3
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Комментарии
Понравилось, как "легла в теорию" эпоха горбачёвской перестройки. Наверное потому, что прошла через неё, и, на мой взгляд, до сих пор не существовало её "более лучшего" толкования.
Надеюсь, что , действительно, " Мы научимся понимать и принимать следствия исторических законов, которые живут и развиваются в своем фрактальном ритме, ..."
-----
Толковать горбачевскую перестройку можно.. принять нельзя... Если только как духовное поражение.
Нам дано было это пройти. И я тоже думала, и чувствовала так, как пишет об этом Буданов, тогда казалось, что сейчас сложится общество, которое вберёт в себя всё лучшее, что есть в социализме и в капитализме. Казалось, это свершится вот-вот. Не случилось.
То, что последовало за перестроичной эйфорией -ещё более горький опыт. Теперь одна надежда, что он нас не убьёт, но сделает сильнее.
Фраза же, что «история в ХХI веке станет точной наукой», вообще мне кажется ошибочной, поскольку таковой она может стать лишь в эсхатологическом ракурсе, т.е. в таком, когда всё сущее «угомонится», успокоится, когда двигатель исторического процесса – накал людских страстей – заглохнет…
А накал страстей тогда просто переместится с социального на другой уровень. Как эволюция постепенно переходила от физического к биологическому, от биологического к социальному...
И… думается мне, что страсти, равно, как и их накал, в своём изначальном смысле есть нечто такое, что присуще лишь существам душевно-психического плана и, таким образом, их удел – остаться по сию сторону, а уж никак не сопровождать нас и «там», пусть и в трансформированном виде… :-)))
Кому это удалось - у того билет "туда"? : )) ?
Страсти же, в любом случае, оставить здесь нам придётся, поскольку все они прочно, напрямую и косвенно, увязаны с телом и его потребами, а оно, как Вы не хуже моего знаете, обречено – с собою «туда» не протащишь!
«Билет "туда"» может появиться только в одном случае, когда его обладатель снискал ту степень совершенства, которая даёт право на обладание таким билетом. В партере или в бельэтаже, или в райке - это вопрос другой!Ведь и «там» далеко неоднородно! «Там» существуют свои ступени и градации (об этом хорошо описано у Сведенборга)! Вершиною этого «там» (духовного мира) является Царство Божие, и «окончательным билетом» в него явится «совершенство, подобное совершенству Отца»… :-))
Я вела речь о билете "туда", имея в виду светлое историческое будущее, в нашей земной перспективе, в нашем обновлённом варианте России. Отсюда и : )) по поводу бесстрастных существ и льготы для них при покупке билета..
Думаю, что Вы говорили о другом, о Царствии Небесном. О бесплотном существовании. Где бесстрастие, собственно, норма. С этим согласна.
Ну, а как на счёт новых устроителей новой России ? Быть им "обуреваемыми страстями", или не быть? : ))
Конечно, блудный сын этот понимает, что совершенно необходимо до конца исполнить свой долг здесь, исчерпать его до донышка, поскольку акт дезертирства ничего не исправит, а лишь отбросит его ещё дальше от родного крова, в ещё более отдалённые периферии бытия! Посему и участвует он, по мере сил, и, как Вы в предыдущем своём комментарии справедливо выразились целым рядом своих находчивых эпитетов, в жизни – в том круговороте, в котором все мы барахтаемся, посему и не предпринимает он необдуманных действий… Терпение, терпение и ещё раз терпение :-)) …
P.S. А то, что, как Вы пишите, "основной принцип повторяемости,при воспроизведении опред. условий,не работает...", скорее, к счастью, ибо что может быть печальнее атомарности человеческого общества! С уважением...
Радует прогноз.. есть надежда на возрождение духовно-религиозного и духовно-идеологического начала.