Ходорковский Путину не соперник

На модерации Отложенный

Общество высоко оценит проявленное президентом милосердие, говорят социологи

Президент Путин в пятницу, как и обещал накануне, подписал Указ «О помиловании Ходорковского М. Б.». «Руководствуясь принципами гуманности, постановляю: помиловать осужденного Ходорковского Михаила Борисовича, 1963 г. р., уроженца г. Москвы, освободив его от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы», – говорится в тексте указа. В настоящий момент бывший «главный заключенный страны» уже покинул колонию (подробнее см. нашу хронику).

Освобождения Михаила Ходорковского, давайте признаемся честно, не ожидал никто. Наоборот, смутно вырисовывались очертания третьего срока в связи с начавшимся расследованием еще одного уголовного дела против руководства «ЮКОСа». И тут – как гром среди ясного неба: помилован! Стало быть, не только третьего срока не будет, но и по второму скостили восемь месяцев (так бы он освободился в августе 2014 года).

Одновременно это означает еще одно: чтобы быть помилованным, нужно признать свою вину и подать прошение. Как следует из слов президента Владимира Путина, прозвучавших после вчерашней пресс-конференции, он давно был готов к такому решению, да только Михаил Ходорковский прошения не подавал.

Ходорковский, впрочем, и не мог его подать, поскольку вину не признавал. Правда, адвокаты Ходорковского говорят, что прошения он не писал, да только помилования без прошения не бывает. Секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что прошение было и получено «недавно». Такая же история, напомнили злые языки, была с пресловутым письмом Березовского, которое он якобы написал Путину незадолго до своей загадочной гибели, прося о прощении. Оно тоже вроде как было, но его никто не видел.

Можно долго гадать, что побудило Ходорковского подать прошение, и все версии будут правдоподобными, поскольку, как заметил однажды один бывший заключенный в эфире «Эха Москвы», «тюрьма – это такое место, что если будет возможность уползти оттуда хотя бы на пару дней раньше срока, то уползешь, не задумываясь».

Хотя, как нам кажется, наиболее вероятными причинами послужили именно возбуждение третьего дела и перспектива сделаться бессрочным узником. Как поется в тюремном шансоне: «Таганка – я твой бессменный арестант, погибли юность и талант в твоих стенах». Не зря же появилась информация, что Ходорковский написал прошение о помиловании после беседы с сотрудниками ФСБ. Очевидно, ему растолковали, что будет дальше. Для власти, надо полагать, было принципиально важно, чтобы бывший олигарх признал свою вину. Это признание и определит вектор его поведения на воле. Хотя официально причина иная: президент сказал, что Ходорковский, который долгое время «этого не делал», то бишь не писал прошения, решил подать его из-за больной матери.

Большая часть общества до этого времени была твердо уверена в отношении Ходорковского, что «вор должен сидеть в тюрьме». Как оно отнесется к его освобождению сейчас?

Социологи говорят, что подавляющее большинство россиян предельно позитивно воспримут помилование Михаила Ходорковского, и не потому, что чувствуют какой-то необычный прилив симпатии к бывшему олигарху, а из-за другого участника этого процесса – президента. Все, что делает Владимир Путин, встречает одобрение россиян, и нет сомнений, что будет одобрен и такой гуманный поступок, как помилование.

Личность Михаила Ходорковского и его судьба важны для меньшей части общества. Некоторые политологи в запале полемики раньше восклицали, что Ходорковский – следующий президент России. Увы, нет: президентом ему не бывать никогда по многим причинам, которые настолько очевидны, что и перечислять не стоит.

Если только президентом новой компании – тогда да. Но это не тот президент, о котором шла речь.

Судьба Михаила Ходорковского, как и в целом дело «ЮКОСа», всегда интересовала меньшинство россиян, говорят исследователи общественного мнения. До сих пор порядка 15-20% респондентов заявляют социологам, что не знают ничего ни о Ходорковском, ни о его деле. А десять лет назад, после ареста в октябре 2003 года, по данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), 29% ничего не знали об аресте и еще 28% затруднялись ответить, пишет «Коммерсант».

Как можно столько лет сохранять «информационную невинность» в отношении самого громкого судебного дела последнего десятилетия, уму непостижимо, но такие люди находятся.

Сочувствие же осужденный олигарх вызывал у меньшинства. Дело «ЮКОСа» так и остается «на периферии сознания для значительной части россиян», заявил газете глава ФОМ Александр Ослон. Если в июне 2005 года, после приговора по первому делу, за происходящим вокруг Михаила Ходорковского следили 28% респондентов, то в 2011 году – уже 19%. Постепенно, по словам Ослона, вокруг Михаила Ходорковского сформировался стереотип «с одной стороны, он виноват, с другой – слишком жестко наказан».

Была еще и третья сторона, напомним мы, которая вопрошала: почему сидит только он один? Вокруг ходят предостаточно кандидатов, у которых «личико» в пуху, однако же они разгуливают на свободе, а Ходорковский томится на нарах. Уж если наводить порядок, то со всеми, а так выхватили одного и сделали козлом отпущения. Несправедливо.

Но вернемся к социологам.

Судьба Ходорковского все десять лет его заточения интересовала в основном людей «образованных, погруженных в информационные потоки независимых источников и потому воспринимающих политический контекст», говорит директор аналитического Левада-центра Лев Гудков. А это, по его словам, 25-30% респондентов, подавляющее большинство которых всегда считали, что Ходорковский должен быть на свободе.

Этой свободы либеральные СМИ, кстати, требовали беспрестанно, чтобы не сказать ежечасно. Никогда не было сколько-нибудь длительного периода времени, чтобы они забывали о Ходорковском. Он был неизбежен, как весна, лето, осень и зима. И вот спустя десять лет цель достигнута: Михаил Ходорковский отпущен.

Остальные респонденты, по словам Гудкова, вообще никак не следят за делом «ЮКОСа», обычно затрудняются ответить что-нибудь по этому поводу или заявляют: «Пусть сидит» просто потому, что «негативно относятся к богатым». В частности, на вопрос, заслуживает ли экс-олигарх досрочного освобождения, 51% заявляют, что затрудняются с ответом (Левада-центр, июнь 2013 года). За досрочное освобождение – 33%, против – 16%.

В то же время, когда социологи просят назвать политических заключенных, россияне вспоминают в первую очередь о Михаиле Ходорковском (37%). При этом лишь 45% граждан считают, что в России есть политзаключенные, 28% уверены, что их не существует, еще 27% затрудняются с ответом.

44% россиян, как выяснил ВЦИОМ, полагают, что Михаила Ходорковского осудили за экономическое преступление. 19% уверены, что экс-олигарх сидит по политическим мотивам, 27% затрудняются ответить.

Тем временем уже начали строиться предположения о том, чем займется Ходорковский на свободе. По мнению Владимира Жириновского, после освобождения экс-глава «ЮКОСа» станет писателем. «Немножко напоминает графа Монте-Кристо, Достоевского или Солженицына. У него богатый материал. Я думаю, он станет писателем», – цитирует его «РСН». 

Жириновский предположил, что Ходорковский, по аналогии с Достоевским, может написать что-то вроде произведения «Бесы»: «Разоблачит Болотную, всю эту оппозицию, олигархов, продажность их, стремление помогать Западу. Материала у него предостаточно».