Куда укрыться параноику?
На модерации
Отложенный
Ребенок отличается от взрослого человека тем, что воспринимает все происходящее вокруг него НЕПОСРЕДСТВЕННО - добро он воспринимает как добро, а зло - как зло. Ребенок не будет искать в добре подвоха, а злу не станет искать оправданий. Ребенок не живет в постоянном ожидании подлости, не строит планов нападения.
Взрослые ведут себя совершенно иначе - они всю жизнь живут в обороне, в окопе, в ракушке, в "футляре", сжавшись как пружина, сгруппировавшись как спортсмен перед прыжком с вышки - в ожидании того зла, которое, может статься, НИКОГДА (!!!) с ними не произойдет. Поэтому призыв "будьте как дети" я понимаю исключительно как - "не будьте параноиками!"
Лев Николаевич Толстой, призывая к непротивлению злу насилием, говорил о том же.
На самом деле, это серьезнейшая проблема! Психологи 20 века уже без всяких реверансов называют современное общество параноидальным. Всё возрастающие тревожность и так называемая немотивированная агрессия - следствие этой параноидальности. Мы все время ждем плохого и готовимся к нему, и выстраиваем свою жизнь как "глухую оборону", как "превентивный удар" - даже тогда, когда нам ничего серьезного не угрожает.
Для человека 20-го века такое поведение уже диагноз. То, что Толстой увидел начало этой болезни еще в 19 веке - это гениально! Жаль, что не всякий современный параноик в состоянии это понять и оценить. Современные критики Толстого любят приводить в пример один известный диалог с его участием - в качестве доказательства неадекватности писателя...
Однажды студент спросил Толстого:
- А что, Лев Николаевич, если на меня вдруг набросится тигр? Вот так просто и отдаться ему на съедение?
- Помилуйте! - ответил Толстой, - Откуда в нашей Тульской губернии взяться тиграм?!
"Смотрите, как глупо и по-детски невпопад отвечает Толстой!" - восклицают критики, восхищенные собственным (взрослым) превосходством. При этом вопрос - откуда бы в самом деле взяться тигру в Тульской губернии? - остается без всякого ответа. Никто даже и не пытается вникнуть в смысл этого ответа. А тем временем, в этом ответе - вся суть философии непротивления злу! Доказательство этому - другие слова Толстого:
"Я прожил на земле восемьдесят лет, и на меня ни разу не напал тигр. Но почему-то под предлогом, что на кого-то может напасть тигр, одни люди устраивают казни других людей".
Толстой говорит вполне определенно: тигр - не опасность, а лишь повод и предлог, которым люди оправдывают свою агрессию по отношению к другим!
Полагаю, что тогда - на заре психоанализа - Толстой и не смог бы сформулировать проблему более четко, но даже то, что он сумел сформулировать, достойно всякого уважения. Это настоящая психология! Толстой описал самую суть параноидального сознания.
То, что его слов не поняли его же современники, можно и объяснить, и понять.
Но то, что его не понимают современные люди, можно только объяснить, понять этого нельзя. Ведь речь идет о самом важном - о том, как жить - всю жизнь строить крепости, баррикады, щиты, панцири и блокады в ожидании "тигра", который НИКОГДА не появится "в Тульской губернии", или жить открыто, принимая добро как добро, а зло - как зло.
-----------------------------------------------------------------------------
Противостоять злу агрессией - это не просто некрасиво, это неэффективно. Но как же тогда ему противостоять? Это совершенно другая проблема и другая задача. И Толстой предлагает решение в полном соответствии со своими убеждениями - он видит защиту не в личной агрессии и не в агрессивной идеологии, а в правильной организации самого общества. Этого перехода от психологии к социологии критики Толстого также не увидели и не поняли.
Чтобы понимать, почему человек постепенно превращается в психопата - одной психологии недостаточно. Нужно понимать причины, а они кроются в социально-экономическом устройстве общества (в лоне которого вырастает определенный психотип) и Толстой это понимал, за что тут же получил ярлык "социалиста" и "большевика". Он и по сей день носит этот ярлык, а спроси - почему? - никто и ответить-то толком не сможет.
То, что Толстой обратил внимание на психологические проблемы людей именно тогда, когда Маркс описывал "язвы" капиталистического уклада - это, конечно же, не случайность.
В НЕтрадиционном обществе (назовем его так) человек не чувствует себя защищенным.
НЕтрадиционное общество порождает то, что называется "дном", и все, кому довелось увидеть его, испытывали шок от созерцания абсолютной и чудовищной безнадежности человеческого существования.
Современная экономическая система выбрасывает человека из круговорота жизни, шаг за шагом разрушая все уровни его защиты - страну, общность, семью, разрушая мораль - эти правила человеческого общежития, подразумевающие сопереживание, взаимовыручку, личную и коллективную ответственность.
Жителю современного мира негде укрыться, его некому защищать и поддерживать в болезни и старости. И у него нет права на ошибку. Он абсолютно одинок перед лицом безжалостной социальной машины, выжимающей Светлое Будущее из человеческих костей и мяса. В этой мясорубке нет лучших и худших, нет умных и глупых, а есть только те, кто успел, и те, которые опоздали. И поэтому мы просто обречены грызть друг друга - в БЕССИЛЬНОЙ злобе и ярости.
Вот почему Толстой так отчаянно защищал русскую общину! Не потому что был глупым, замшелым ретроградом, а потому что он просто не находил других механизмов защиты для человека. Если вы найдете их - дайте знать.
Комментарии
Читала недавно у Толстого как в 19 веке (!!!) РПЦ изводила сектантов - духоборов там всяких разных, молокан и прочих раскольников. Сам Толстой очень помогал им тем. что организовывал им выезд на Запад, ибо здесь их ждали репрессии ничуть не нежнее сталинских - ссылки, отъем детей, физическая расправа. Потом беру читаю другую книжку - о европейских ученых. Монах-АВГУСТИНЕЦ - Грегор Мендель, монах-ФРАНЦИСКАНЕЦ Роджер Бэкон, Майкл Фарадей - член какой-то англиканской секты "зандеманов". И никто никого на кол не сажает. УЖЕ не сажает - в 16 веке. В результате - на Западе МНОГО мыслей, в России - одна-единственная - "где еще сидят ЭТИ сволочи - т.е. инакомыслящие". А они, разумеется, сидят повсюду, буквально везде живут люди, которые мыслят не так и не эдак. В результате - всегда репрессии и всегда огромное поле деятельности в этом направлении. Все виноваты во всем!
Я все пытаюсь найти ту отправную точку, с которой наша идеология стала ТАКОЙ. Крайняя точка - Раскол. Тогда в первый раз население решили привести к ЕДИНОМУ идеологическому стандарту. Но я так и не поняла, что именно послужило причиной этой реформы. Официальная версия ответа не дает, но по форме никоновская реформа один в один повторяла установление советской власти, а потом и тотального либерализма - взяли некие умозрительные идеи за идеальные и начали отсекать от них все лишнее - разумеется, в буквальном смысле начали отсекать. В результате пол.страны оказались в звании "духовных диссидентов" и дальше они оттуда уже и не вылезали, только множились, потому что всегда не вписывались в официальный формат. А главное идея гражданского противостояния стала национальной. Делом заниматься было некогда - одни ловили, другие прятались и мечтали о реванше.