Если мы такие духовные, то почему такие жестокие?

На модерации Отложенный

 

Объяснять  суть конфликта с внешними противниками - это то, что у нас получается   лучше всего. Гораздо труднее нам дается понимание наших внутренних конфликтов. 
И нет понимания  - который из конфликтов опаснее для нас и для страны. И есть желание и привычка уходить от трудных разговоров, неприятных для нашего великорусского самолюбия.

И все-таки, хочется надеяться, что время пришло! Вопрос - какие ценности нам нужно сохранять и что же на самом деле лежит в основе пресловутой русской духовности - он давно уже назрел и перезрел. 
Не хочу говорить о том, что "вообще" и "в принципе". Буду говорить о конкретных проблемах, с которыми я сталкивалась лично.

Бог с ним - с советским наследием! Бог с ним - с царизмом! Бог с ними - с идеями и идеалами!  Меня поразило сообщение о том, что Россия находится в первых строчках в рейтинге "бытовое насилие над женщиной". 
Я верю не рейтингам, я верю русским писателям. Достоевский в "Записках из мертвого дома" подробнейшим  образом описывал страшные сцены истязания женщины в русской семье и вне ее. Островский подтвердил - русской женщине лучше бросится  головой в омут, чем оставаться в патриархальной  семье.  На фоне этих исторических документов рассуждения о великой православной культуре, которая оживляла жизнь и освещала потемки, выглядят по крайней мере странно.  Но кровь в жилах у меня застыла не во время чтения этих  очерков, а когда я услышала от современного мужчины восторженное: "Вот она - настоящая русская женщина! Настоящий образец духовности! Ее бьют, истязают, режут а она молчит. Потому что любит мужчину,  верит в Бога и целиком подчиняется их воле".

Я знаю, что женщины в России подвергаются насилию. Знаю потому, что слышала от других женщин. Знаю потому, что видела эти синяки. Знаю еще и потому, что сама ежедневно подвергаюсь насилию в Сети. Удивительно! Среди множества мужчин - умных и не очень, образованных и мало образованных, воцерковленных и невоцерковленных - практически нет НИ ОДНОГО, который бы хоть раз случайно не обронил: "Баба, шла бы ты щи варить!" И это - самый нежный из всех возможных вариантов - за ними следуют "закуси", "выкуси" и "отсоси".

Или вот известное высказывание о том, что Россию можно уничтожить, развратив русскую женщину. Все бы ничего, кабы точно знать - что подразумевает автор под женской нравственностью. У меня - плохие предчувствия. А ну как это его "нравственное состояние"  - наручниками к батарее и "отдайся на волю мою и Бога".

С некоторых пор у меня сформировался условный рефлекс - когда я слышу глЫбокомысленные рассуждения о нравственности и духовности со ссылками на Бога и историческое наследие, мне хочется бежать и прятаться - столько в этих рассуждениях ненависти к людям.

Выглядит это всегда одинаково: либо ты любишь Бога, либо людей; либо ты  служишь  людям, либо выслуживаешься  перед Богом и Церковью.

Приходилось наблюдать и детей из семей священников. Меня поражала их агрессивность и готовность получать удовольствие от унижения человека иных взглядов. Это всего лишь дети. Они еще не умеют унизить человека так красиво и изящно, как это умеют делать их папы и мамы - с прозрачными намеками и с цитатами из Библии (типа, "не мечи бисер перед СВИНЬЯМИ"), но суть они уловили: есть мы и те, кто с нами, а есть - те, которые против нас - они же свиньи, которых МОЖНО и НУЖНО изничтожать ЛЮБЫМ способом, потому что это и называется борьбой Добра со Злом.

Так что же такое - эта наша духовность?  Что мы берем с собой из прошлого, а что из прошлого тащим, не имея возможности от этого отвязаться? 
Я понимаю, что такое "построить храм" и понимаю, чем оно отличается от "разрушить храм". Я не понимаю, как строительство общего дома можно начинать со слов, обращенных к строителям и своим соотечественникам:  "Вы - не наших корней". 
Конечно, можно законодательно запретить говорить друг другу гадости, потому что это легко и опять же приятно поиздеваться потом над нарушителем. Но поможет ли это  построить и построенное сохранить?

Почему я так много и нелицеприятно говорю о Церкви и о религии? Да потому что я считаю, что наша жестокость и нетерпимость - результат многовекового религиозного воспитания. Кстати,  яростным защитникам  духовных ценностей и обличителям  сталинизма  напомню  - товарищ Сталин получил богословское образование, проучившись ни много, ни мало 8 лет в духовной семинарии. Гуманистом не стал, но тех, которые "с нами" от тех, которые "против нас" отличал  быстро и отделял решительно.

Очень правильное решение - изучать в школе НЕ основы ОДНОЙ религии, а историю ВСЕХ религий. Сын относится к этим занятиям с интересом, с удовольствием рассказывает мне о разных Богах, а я не боюсь, что ему станут объяснять про "свиней" и научат находить соринки в глазах других людей, игнорируя многочисленные бревна в своих собственных.

Вот бы еще женщину поддержать... Знаете... Я бы поставила памятник Русской Женщине. Вот просто в память о моих бабушках, вынесших на своих могучих плечах всех и всё. Помню Сергей Минаев (ведущий "Честного понедельника") "пошутил", представляя такой памятник: "В одной руке - автомат, а в другой - наручники...". (типа, символ тоталитаризма - почему-то)  Дурачок! Даже, если в одной руке у нее автомат, то в другой руке у нее - ребенок и не один. Это и есть символ русской  духовности. Разумеется, такую женщину трудно будет загнать в стойло, но зато спрятаться за ее широкой спиной, поучая оттуда (её же) нравственности - вполне!