Из лекций Бхакти Вигьяны Госвами
На модерации
Отложенный
"...Вся западная наука, западная философия и западное мировоззрение, как вы, может быть, знаете, выросли из афинской Академии Платона. На вратах этой Академии было высечено: "Да не войдет сюда несведущий в геометрии". Греки придавали геометрии особое значение и считали, что ее теоремы являются выражением вечных, неоспоримых истин. Геометрия в их глазах была идеальным союзом логического и прекрасного и имела божественное происхождение. Отсюда знаменитое высказывание Платона: «Бог – это геометр». Сам Платон никакого значительного вклада в геометрию не внес, но, взяв геометрию за основу, он построил целостную философскую мировоззренческую систему, которая в процессе эволюции, в конце концов, превратилась в современное научное мировоззрение. С этим утверждением не все согласятся, но едва ли кто будет спорить, что вплоть до Эйнштейна все западное мировоззрение было основано на геометрических постулатах об АБСОЛЮТНОСТИ трехмерного пространства и времени. Отсюда низведение Бога до уровня изначального геометра. Хотим мы того или не хотим, но мы, дети западной цивилизации, до сих пор живем в скучном геометрическом мире Евклида и Платона. И ваши
вопросы в значительной степени являются отражением именно этого взгляда на мир. Но, в соответствии с ведической философией, пространство и время заведомо относительны, ибо материальны, а Бог находится вне времени и пространства. И уж тем более относительны и вторичны материальные формы, возникающие в этом пространстве и являющиеся объектом изучения геометрии. Современная наука, как продолжательница идей греческой философии,
рисует картину практически пустой, мертвой трехмерной Вселенной. Вселенная эта, по словам Гуца (Guth), возникла как пузырь из изначального вакуума и когда ей от роду было одна триллионная доля одной триллионной доли секунды (перед этим блекнут даже квадриллионы телохранителей), она разорвалась под воздействием антигравитационной силы. Причем, по словам того же Гуца из Массачусетского Института Технологии, самого признанного космолога, для ее появления потребовалась унция этого изначального вакуума.
(Нужно быть в высшей степени религиозным человеком, чтобы поверить в эту
фантастическую картину, но так как людей устраивает конечный вывод – см. ниже – они с легкость принимают эту галиматью на веру, не пытаясь даже усомниться в ней). В этой пустой, появившейся из вакуума Вселенной случайно возникла одинокая Земля, на которой случайно зародилась жизнь, потому что совершенно случайно именно на Земле возникли подходящие для этого условия. Жизнь возникла из слизи на дне теплого доисторического моря. Постепенно слизь превратилась в медузу, а там уж до человека рукой подать. Периодически у человека начинает течь из носа, чтобы напомнить ему, откуда он появился, и подогреть его тягу к удовольствиям: живем-то только один раз. (Именно ради этого вывода и строится вся эта фантастическая модель мира). Взгляды эти не новы, ибо Сам Кришна пять тысяч лет тому назад уже говорит, что демоны всегда думают так: асатйам а пратиштхам те джагат ахур анишварам – «Мир случаен (нереален), не имеет основания, не имеет разумного творца и повелителя и зиждется на вожделении». Он же говорит, что такие взгляды всегда ведут к разрушению мира. Не правда ли, пророческие слова?
Геометрия подразумевает изучение форм, формы постигаются глазом, отсюда
обожествление эмпирического (глазного) опыта (пратьякши), характерное для всей западной культуры. В основании этой картины мира лежит вполне религиозная идея о том, что планеты образовались в результате взрыва и что из слизи может получиться живая медуза, а из медузы – человек.
От медузы у человека остались слизнеобразные глаза, и отныне эти медузоподобные глаза стали для нас единственным критерием истины. Картина Вселенной, нарисованная учеными, которой мы СЛЕПО верим – это мир, увиденный нашими
подслеповатыми глазами через очки, лупы, телескопы и микроскопы.
Если западная цивилизация возникла из Академии Платона и школы Пифагора с их культом математики и числа, то вся ведическая культура в том виде, в каком мы знаем ее, выросла из школы Шрилы Вьясадевы, который разделил ведическое знание на части и передал его своим многочисленным ученикам. Нам неизвестно, что было высечено на воротах его школы, но я осмелюсь предположить, что если бы он задумал поместить аналогичную надпись на вратах своей школы, то она звучала бы «Да не войдет сюда несведущий в грамматике».
Это очень существенная разница, потому что именно слово, звук (шабда) в нашей культуре возводится в ранг носителя абсолютного знания и божественного откровения. Истина умопостигаема, но не во времени и пространстве, а через откровение, или, как гласит «Веданта-сутра» (1.1.3), шастра-йонитват – Абсолютную Истину можно постичь с помощью ведического откровения. (буквально, из лона [йони] шастр). Материальный геометрический мир – это мир увиденный. Мир ведической культуры – это мир услышанный. И именно через слово, звук, происходит освобождение души и ее возвращение в духовный мир (анаврттих шабдат).
Материалисты верят своим глазам, мы же верим своим ушам. И то, и другое – вера, но одна вера закрепляет наше положение в материальном мире, а другая сулит освобождение из него. Материалисты живут в мире увиденного (материального опыта) и корректируют все услышанное с помощью зрения. Мы живем в мире услышанного (опыт духовного откровения), и корректируем все увиденное с помощью слуха (сверяясь с шастрами). Иными словами, человек ведической культуры, узнав из «Шримад Бхагаватам» о том, что Гималаи, которые он недавно посетил и исходил собственными ногами, простираются на
высоту восемьдесят тысяч миль, усомнится не в словах «Шримад Бхагаватам», а в том, что горы, по которым он ходил, действительно являются Гималаями! «Шримад Бхагаватам» рисует картину многомерной Вселенной, где все осмысленно, где нет пустоты. Эта Вселенная место для деградации души и ее эволюции, и каждая планета символизирует определенный уровень сознания, определенный уровень опыта и определенные отношения с изначальным творцом и, соответственно, с Его миром.
Вот и вся разница – теперь вам остается только выбрать, в какой Вселенной вы хотите жить: в пустой и бессмысленной Вселенной материального опыта или в осмысленной Вселенной опыта духовного.
И еще одно, последнее замечание. Одно из этимологий санскритского слова майа
(иллюзия): мийате анайа ити майа – майа, иллюзия, это то, с помощью чего мы проводим измерения. Мир майи – это измеримый геометрический мир, где все ограничено. Измеряя этот мир, мы ставим, мы тем самым ставим себя в положение Бога. Ограниченный геометрический мир дан душе именно для этого – почувствовать себя Богом, измерив его и окинув его свысока. Безграничный духовный мир предназначен для другого – не для того, чтобы мерить, а для того, чтобы верить, не для того, чтобы презрительно властвовать, а для того, чтобы восхищаться и служить." (Бхакти Вигьяна Госвами)
Комментарии