«Красный Наполеон»: в каких военных преступлениях обвиняют Михаила Тухачевского

На модерации Отложенный

Личность расстрелянного в 1937 году маршала Тухачевского до сих пор вызывает ожесточенные споры. Одни считают его гениальным полководцем, несправедливо пострадавшим от сталинского произвола. Другие, такие как писатель Виктор Суворов, утверждают, что «чистка армии» была оправдана и освободила РККА от неэффективных руководителей в преддверии Второй мировой войны. Между тем, боевой путь Михаила Тухачевского был далеко небезупречным с моральной точки зрения.

«Советский Наполеон» против крестьян

«Не то чтобы он был жестоким – просто он не имел жалости», — отзывался о будущем маршале Реми Рур, офицер из Франции, познакомившийся с Тухачевским во время первой мировой войны.

В полной мере это качество характера советского полководца проявилось на завершающем этапе гражданской войны в России, когда Тухачевский громил антисоветские восстания. Первой важной ступенью в его карьере стала успешная карательная операция в Кронштадте.

Тухачевский был замечен властями, и в апреле 1921 года Ленин послал его в Тамбовскую губернию, охваченную грандиозным мятежом под предводительством эсера Александра Антонова. Причиной восстания стала жестокость большевистских продразвёрсток. Москва потребовала подавить сопротивление повстанцев в месячный срок.

На Тамбовщину были стянуты 55 тысяч красноармейцев, освободившихся после окончания войны с Польшей. Большевистские войска применяли против тамбовских крестьян авиацию, артиллерию и танки. Тухачевский установил здесь жесткий оккупационный режим – селян, поддерживавших бунтовщиков, массово расстреливали и сгоняли в «концентрационно-полевые лагеря». Вместе со взрослыми заложниками свободы лишались и дети. Полностью были стерты с лица земли сёла Хитрово, Коптево и Верхнеспасское. От репрессий, по оценке биографа Тухачевского, Юлии Кантор, пострадали от 30 до 50 тысяч человек. 11 тысяч повстанцев было убито.

Чтобы партизанская война не затянулась надолго (прочёсывание лесов и болот, куда ушли «антоновцы», требовало больших усилий) полководец решился на крутые меры.

«Химический Тухачевский»

12 июня 1921 года командующий войсками Тамбовской губернии Михаил Тухачевский отдал приказ о применении химического оружия против повстанцев, укрывшихся в лесах. «Очистка лесов» от «бандитов» предполагала, согласно документу, применение «ядовитых газов», причём в количестве, достаточном для уничтожения всего живого. Для этих целей был выбран хлор марки Е56 (предположительно, идентичный хлорпикрину), доставленный к месту проведения операции в количестве 2 тысяч снарядов.

Документально зафиксировано три случая использования отравляющих веществ, причём до планировавшихся изначально газобаллонных атак дело не дошло. Например, 13 июля артдивизион одной из бригад Заволжского военного округа применил 47 гранат с ядовитой начинкой. А 3 августа 59 химических снарядов были выпущены по острову на озере Кипец близ одноименного поселка. Некоторые исследователи указывают на жертвы среди мирных жителей в результате таких атак. Но достоверных данных об этом нет, т.к. документация была уничтожена после подавления восстания.

События на Тамбовщине стали первым в истории случаем, когда страна применила химическое оружие против собственных граждан. Впрочем, как полагают историки, у Красной Армии не было ни достаточного опыта использования ядовитых газов, ни нужного количества снарядов, поэтому реальный эффект от применения хлора и хлорпикрина мог быть минимальным.

Примечательно, что СССР ратифицировал Женевскую конвенцию, налагавшую запрет на применение боевых химических веществ, только в 1928 году, так что юридически Михаил Тухачевский не был военным преступником. Позднее в своих теоретических работах маршал утверждал, что химическое оружие – неотъемлемая часть боевых действий.

Михаила Тухачевского осудили за создание троцкистской организации с участием высших чинов Красной Армии и сотрудничество с Германией. О подавлении восстания крестьян, которое современные публицисты называют «геноцидом», никто из его врагов в 1937 году не вспоминал.