Управление по управлению другими управлениями появится в столичном правительстве: структура, координирующая борьбу с коррупцией, войдет в состав одного из городских ведомств. Об этом сообщил глава департамента региональной безопасности мэрии столицы Алексей Майоров. По его словам, идея создания «противозаразной» структуры логично вытекает из решения о создании управления по вопросам противодействия коррупции в Администрации президента. Которое, напомним, было создано 3 декабря и стало 21-м по счету в АП.
- В ближайшее время и в Москве, в составе одного из органов правительства города, появится такое, скажем, специализированное подразделение, которое будет решать координирующие задачи по борьбе с коррупцией в органах государственной власти, поставленные президентом и правительством, - пояснил Майоров на заседании Московского антикоррупционного комитета, сопредседателем которого сам недавно стал.
Новое подразделение, по мысли столичных чиновников, позволит разграничить полномочия всех государственных антикоррупционных органов города. Ведь Москва - лакомое место: здесь сосредоточено громадное число коммерческих компаний, множество органов власти федерального и регионального масштаба.
Но может ли бюрократическая структура сама себя вылечить от болезни под названием «коррупция»?
- В создании подобных управлений смысл есть. Раньше информация по госчиновникам в том же Кремле была аккумулирована в управлении по вопросам госслужбы и кадров. Попросту говоря, - в отделе кадров. А это, согласитесь, несерьезно, - говорит представитель «Национального антикоррупционного комитета», бывший следователь МВД Павел Зайцев. - Не секрет, что МВД, ФСБ, Следственный комитет конкурируют между собой, обладают разными сведениями. Кто-то всю эту информацию должен собирать и обобщать.
А вот по мнению руководителя антикоррупционного комитета Московской области Сергея Королева, создание новых структур, подструктур и подразделений, пусть и направленных на борьбу со взяточничеством, ни к чему хорошему не приведёт.
- Это просто некий политический тренд. Инициативы Кремля задают вектор движения обществу. Только чиновники в буквальном смысле понимают происходящее: если в администрации президента создали антикоррупционное управление, значит, и мы у себя тоже должны создать.
Сегодня во исполнение указа президента от 2008 года во всех муниципальных и региональных структурах созданы всевозможные управления, отделы (как их только не называют!), куда входят те же самые чиновники. Ежегодно принимают программы по противодействию коррупции. Но кто с кем борется? Неужели чиновник будет сам на себя строчить докладные?
Чтобы не быть голословным, приведу пример. Наш антиокррупционный комитет активно развивает концепцию общественных приемных на территории Московской области. Достаточно успешно такая приемная работает в Подольске. Но при этом в городе Видное, в котором в период избирательной кампании с поличным задержали мэра Сергея Троицкого, возникли проблемы. То есть власть, вроде, проект одобрила. Однако начальник управления по вопросам территориальной безопасности района – единственный, кто отказался утверждать документ. Он пояснил: открывать в Видном общественную приемную антикоррупционного комитета нецелесообразно. При этом своим ответом и порядком рассмотрения документа нарушил несколько федеральных законов.
Вот пример того, как власть на местах допускает общественников к наблюдению за самой властью. Поэтому пока во всех этих управлениях и отделах не будет тех, кто бескорыстно отстаивает общественные интересы, от создания новых структур толку не будет.
Думаю, для того, чтобы хоть как-то бороться с коррупцией, нам надо менять мировосприятие. Зачастую обществу удобно не соблюдать правила. Не стоять, допустим, в очередях, а заплатить сразу кому надо. Чиновникам тоже удобно: они ничего не делают, а если и исполняют свои обязанности, то за денежные вознаграждения.
Юрист Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Р» Денис Примаков согласен: новое антикоррупционная управление в мэрии столицы – очередная бюрократическая контора.
- Вслед за Кремлем антикоррупционное управление появится в субъектах, затем - очередь дойдет и до муниципалитетов, где создадут какой-нибудь отдел с одним единственным сотрудником. Вот он и станет отвечать за все и вся. Как это называется у чиновников - «координировать».
Создание подобных управлений органично вписывается в механизм бюрократической машины, цель у которой одна - запутать обывателя, чтобы он не знал куда жаловаться.
Существует международная Организация экономического сотрудничества и развития, куда Россия, кстати, не входит. Там призывают, чтобы в каждом государстве был единый орган, отвечающий за противодействие коррупции. Но в нашей стране получается, что кроме анонсируемых единых координационных структур в Кремле, а теперь и в мэрии Москвы, существуют еще несколько ведомственных антикоррупционных органов. Как в силовых структурах, так и в госаппарате. А, как известно, «у семи нянек дитя без глазу».
Если мы хотим действительно бороться с коррупцией, то проще создать один центр, перед которым бы отчитывались все. Но у нас всегда все по-другому.
Комментарии