
Советник директора национальной разведки США, специалист в области международных инвестиций Китая Теодор Моран стал жертвой продолжающейся "охоты на ведьм". Так заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский прокомментировал "Голосу России" вынужденную отставку этого чиновника.
"Охота на ведьм" была развязана в США еще в середине 50-х годов прошлого столетия и вылилась в дискредитацию и шельмование всех, кто попадал под подозрения в связях с коммунистическими странами.
Скандал разразился после того, как член конгресса США от штата Виргиния Фрэнк Вольф сообщил о сотрудничестве Теодора Морана с китайским телекоммуникационным гигантом Huawei. Еще в конце прошлого года закончилось полным провалом громкое шпионское дело против этой китайской компании. Проведенное с подачи Белого дома расследование не смогло подтвердить, что поставляемая из Китая и устанавливаемая в государственных учреждениях США аппаратура Нuawei собирает и передает в Китай конфиденциальную информацию об американских компаниях. Тем не менее, Huawei остается под подозрением по сей день, а соответственно, и все, кто так или иначе сотрудничают с ней.
Теодор Морган, как утверждают в конгрессе, оказывал платные услуги консультанта и одновременно имел доступ к секретным материалам правительства США. Доказательств его причастности к шпионажу в пользу Китая не приводится. Между тем, по словам Андрея Островского, факты при "охоте на ведьм" мало когда приводились:
"Это продолжение "охоты на ведьм". Это отношение к Китаю в целом. У США с Китаем - отношения противостояния. А значит, кто не с нами, тот против нас. И как результат - такие последствия. С другой стороны, данная мера ничего не дает. Ну, назидание другим, да. Но это назидание государственным чиновникам. Между тем ситуация неоднозначная. С одной стороны, политика, с другой - экономика. Китай - держава с бурно развивающейся экономикой. И от торговли с Китаем, от бизнеса с Китаем получают выгоды многие американские фирмы, которые не разделяют точки зрения, что Китай за всеми шпионит.
Американский капитал в Китай идет, китайский - в США. В данном случае возобладал политический фактор, поскольку Теодор Морган - персона политическая. И в этом случае он, безусловно, уязвим с точки зрения сотрудничества с Китаем. Если бы он был частным лицом, то ему ничего бы не сделали без предъявления конкретных обвинений".
Андрей Островский считает, что компания против Huawei в США рассчитана на то, чтобы сдержать рывок Китая на рынок товаров и услуг в области высоких технологий. Но это уже не приносит желаемого эффекта:
"Ну да, но что толку - пытаться сдержать Китай. Китай уже пошел вперед. По объему технологического экспорта он вышел на первое место в мире. Китай готовит себе огромное количество кадров в этой сфере не только за рубежом, но и у себя в стране. В Китае уже насчитывается 3 миллиона инженеров и техников высокой квалификации. А в перспективе этот отряд будет доведен до 7 миллионов. Это очень большая цифра".
В ноябре под кампанию шпиономании в США попали китайские ученые, подавшие заявки на участие в международной конференции "Кеплер". Космическое агентство США отказало им в участии в форуме, темой которого были экзопланеты. Они находятся в тысячах миллиардах километров от Земли, а их изучение не имеет никакой связи с военными секретами США. Американские ученые назвали исключение китайских коллег из списка участников конференции "постыдным и противоречащим этике" фактом.
Тогда же откровенная дискриминация китайских ученых была допущена на фоне другого не менее нелепого шпионского скандала. В октябре Федеральный суд в Вашингтоне фактически признал, что даже ветряные электростанции с маркой "Сделано в Китае" угрожают национальной безопасности США. Именно под таким предлогом Барак Обама наложил вето на возведение китайской компанией "Ralls Corp" четырех ветряных электрогенераторов. Они должны были монтироваться около военно-морской базы в штате Оризона. Впрочем, суд так и не объяснил, как ветрогенераторы могли угрожать безопасности США.
Комментарии