В этот раз я хочу отвлечься от злободневности и обратиться к глубинам отечественной истории.
Этот вопрос неизбежно возникает, когда мы сталкиваемся с отставанием России и ищем пути его преодоления. Конечно, мы не можем сбрасывать со счетов то обстоятельство, что наша страна изначально формировалась на периферии Европы, вдалеке от важнейших центров европейской цивилизации. Тем не менее, если речь идёт о первом государстве восточнославянских племён, Киевской Руси, то специалисты в большинстве констатируют, что это государство развивалось полностью на основе европейской культуры.
В. Ключевский называл эту страну городовой, торговой. Её стержнем был путь «из варяг в греки». Значит, Россия отклонилась от родственной, более развитой цивилизации позднее.
Второй период нашей истории (XIII в. — 1-ая половина XV века) — удельный период, период политической раздробленности, свойственной феодальному строю на определенном этапе его развития. Население в значительной мере сосредоточилось в районе Верхней Волги, это была Русь удельно-княжеская, вытеснение прежнего очередного порядка наследования, принятого ранее в варяжском роду Рюриковичей, с заменой его на право завещания престола или его перехода от отца к сыну, привело к усилению нравов патриархальной семьи, с всевластием отца-патриарха. Р. Пайпс, американский исследователь, назвал этот порядок «вотчинным режимом». Суть его в том, что подданные или граждане государства это не члены семьи, которых отец может наказать, даже убить. Но при этом режиме правитель, князь, обладал такими правами. Небольшой росток того будущего порядка, института, который нас интересует.
Почему интересует? Потому что мы до сих пор не можем от него избавиться. И поэтому, как думают многие наши соотечественники, живём беднее западных соседей и каждый раз в тревоге за своё будущее.
Но удельный период, хотя и заложил ростки отклонений, всё же имел ясные аналогии в Европе и эти аналогии не привели её к тем последствиям, которые мы видели у нас.
Положение изменилось, во-первых, с ордынским нашествием и заимствованием у ордынцев их порядков, это, во-вторых.
Московский князь получил от монголов ярлык на великое княжение и на сбор дани со всех русских княжеств в междуречье Волги и Оки с доставкой её в Орду. Москва стала центром объединения этих княжеств и удержала власть над ними, когда ордынское иго закончилось, а порядки, заимствованные у кочевников, сохранились.
Московское государство в Великороссии — третий период нашей истории. Особенность его формирования — заимствования методов властвования у великого хана. Здесь мы по-настоящему сталкиваемся с тем, что потом стало традицией авторитарного, не признающего правовых норм, игнорирующего законность правления, с которой наша страна никак не может расстаться.
Московское государство, однако, в то время получило с этим порядком и определенные преимущества, которые оно смогло использовать для обширной экспансии.
Наши учёные Ю. Пивоваров и А. Фурсов выступили в 1994-ом году с весьма интересной работой о Русской системе как специфическом устройстве государства, методах осуществления «Русской власти», которые, как они считают, придали специфику России. Они обратили особое внимание на слой знати, названный ими «князебоярством». Пожалуй, особенность князебоярства состояла в том, что преданность великому князю, а потом царю, готовность выполнять любые его поручения, в том числе не всегда высоконравственные. Но также и покорность. Не очень ясно, все эти свойства касаются всей элиты или какой-то её части. Так или иначе, появление такого слоя означало существенную перемену структуры общества: от рыхлости Киевской Руси к монолитности Руси Московской. Одновременно это важная часть картины российского самодержавия. А оно, как я понимаю, составляет суть Русской власти и основу Русской системы.
Пивоваров и Фурсов добавляют ещё одну его черту: метафизичность Русской власти и Русской системы, их недоступность рациональному, логическому пониманию. Во всяком случае для тех, кто оказывается под ними. Авторы считают, что если не учесть этого фактора в их понимании, то Россию невозможно понять.
Но я не соглашусь. Хотя история этой системы весьма продолжительна, да и ещё с такими продолжениями как советская власть, всё же избавиться от её негативных последствий можно только при логичном её объяснении интересами правящей элиты, сначала строившей единое государство из удельных кусков под иноземным гнётом, а затем стремившейся сохранить и упрочить своё положение теми приёмами, которые эта система предоставляла.
После третьего был ещё четвертый период — имперский. При нём, я считаю, Русская система сохранялась в цельном виде до 1861-го года, когда вместе с крепостным правом, а также формированием земской системы и независимого суда, началась новая эпоха нашей истории, а точнее трудное расставание страны со своим князебоярским прошлым. Империя это было прежде всего колоссальное территориальное расширение государства в силу мощной экспансии, опиравшейся на самодержавие.
Но к тому времени, когда Пётр I открыл окно в Европу, и особенно ещё спустя 100 лет внутренние механизмы имперского могущества стали ослабевать.
На Западе развивались рыночная экономика, конкуренция, торговля и промышленность, укреплялся капитализм, а со всем этим ценности свободы. Россия снова отставала. Но каждый раз, когда предпринимались попытки смены ордынско-самодержавных порядков, они сталкивались с сопротивлением и корыстных интересов, и воспитанного за 500 лет консерватизма надо и сегодня это иметь в виду.
До встречи.
Евгений Ясин
Комментарии
Вслух ругать порядки;
В первобытном обществе я
Вижу недостатки, -
Просто вопиющие -
Довлеют и грозят, -
Далеко идущие -
На тыщу лет назад!"
Ключевский писал в соответствии со знаниями того времени и под воздействием трудов Миллера.
Сейчас найдено столько новых артефактов, что раннюю Русь вполне можно охарактеризовать: "рабы за дирхамы".
То есть, викинги-россы каждую весну, как сойдёт лёд, набивали свои лодки рабами и везли их или по пути "из варяг в греки", или вниз по Волге.
В дельте Волги "торговые" пути викингов разделялись: или через Каспий до Багдада, или через пустыню в Самарканд...
До встречи.
Гарольд Петрович
Реформация - это, в определенных смыслах, синоним капитализма, НТР. Мартин Лютер легализовал ссудный процент и начался капитализм, со всеми издержками и противоречиями, но с развитием общества... Он, ссудный процент, существовал и до этого, но все стеснялись пользоваться им, он запрещен во всех классических религиях.
В России произошла "антиреформация", раскол. Тока когда старообрядцам разрешили существовать в официальной политике и экономике, в России началась пром революция. Рябушинские, Морозовы, Солдатенковы, Мамонтовы, Щукины, Кузнецовы, Третьяковы и др.- это все староверы, но это уже конец 19 века.
.Это только мешает разобраться в устройстве человечества.
. . Религия ВСЕГДА только объясняла. Она всегда плелась в хвосте политико -экономических изменений, оправдывала их. Поэтому, сначала нарождались изменения, а только потом появлялось их религиозное обоснование.
Комментарий удален модератором
. . Суть отставания России от Европы в географии: "... что наша страна изначально формировалась на периферии Европы, вдалеке от важнейших центров европейской цивилизации."
. . А где мера отставания, чем меряется отставание? У Академика нет меры! Чудеса - слова у академика без поддержки - голословны.
А как тогда поступать с Японией, почему она передовая? Ее география еще дальше от Европы. А США - тут и вовсе пробел.
Нет объяснения академика пустые.
Академик не знает, что успех или отсталость нации ИЗМЕРЯЮТСЯ ЧИСЛЕННОСТЬЮ. Только численность населения является ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ оценкой успешности нации.
А успешность (численность) нации ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ климатом и главное - УРОВНЕМ интеллекта нации. Именно уровень интеллекта является главным в успешности нации.
Европа умнее Индии, но в Индии отличный климат. Поэтому Индия успешнее. Но успех Индии смещается в сторону Европы, из-за роста в последней интеллекта.
. . Рост интеллекта определяется эксплуатацией человека человеком ()прибавочной стоимостью). Европа очень долго селекционировала население