Без ФБР не разберешься?
На модерации
Отложенный
В Латвии опасаются, что коррупция не позволит найти виновных в обрушении магазина и гибели 54 человек
Председатель комиссии Сейма Латвии по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции Айнар Латковскис обратился к послу США Марку Пекале с просьбой помочь экспертами ФБР для расследования трагедии в Риге, из-за которой погибли 54 человека.
Как сообщала «Свободная пресса», в Риге вечером 21 ноября, когда люди возвращались с работы, обрушился супермаркет «Maxima». Сначала упала часть крыши, потом стена, потом еще кусок крыши.
Несколько дней и ночей вытаскивали трупы. Десятки покупателей получили тяжелые травмы. Погибли три спасателя...
Эксперты склоняются к версии о вине строителей и проектировщиков, но те валят вину друг на друга. Наблюдатели констатируют: строительная сфера пронизана коррупционными интересами, дружескими и родственными связями, поэтому честное расследование под угрозой.
Выясняется, что здание строили чуть ли не на болоте, были проблемы с грунтовыми водами. Некоторые эксперты говорят и об ошибках в проекте. Мэр Риги Нил Ушаков утверждает: документация была в полном порядке. А главный инженер финской компании «Rak Tek Solutions», эстонец Тоомас Кальяс считает: ошибки допущены на уровне проектирования – плохо рассчитана нагрузка на конструкции, неудачно продуманы соединения. И когда стали устраивать так называемую «зеленую крышу», завезли большое количество грунта, дополнительная нагрузка привела к смещению узлов. По словам инженера, это происходило постепенно.
Многочисленные наблюдатели удивляются – почему персонал супермаркета не реагировал на постоянные включения сигнализации? Она и раньше давала сигналы, но в магазине решили, будто это случайность. А 21 ноября сигнализация вообще трезвонила несколько часов, временами выключаясь, но персонал так и не принял мер. Но после трагедии руководитель компании «Maxima Latvija» Гинтарас Ясинскас сказал, что «в отставку уходят те, кто чувствует свою вину», а работники супермаркета, по его словам, действовали как положено по инструкции. Возмутились политики не только Латвии, но и Литвы («Maxima» - литовская торговая сеть), и менеджера тут же уволили.
Возмутился и президент Андрис Берзиньш - настолько, что назвал произошедшее «массовым убийством». «Надо четко обозначить, что это убийство огромного количества беззащитных людей, - сказал он. - И соответственно этому необходимо действовать. Нам надо многое менять, необходимо срочно задействовать для экспертизы непредвзятых специалистов из другой страны, у которых нет никаких связей с латвийским строительным бизнесом. Это нельзя назвать несчастным случаем, поскольку какие-то природные стихии тут ни при чем».
Тут-то и возникла инициатива председателя парламентской комиссии по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции, которому не по слухам известно о мздоимстве и покрывательстве. «Строительство в Латвии — самая коррумпированная отрасль, - пояснил он местным журналистам желание позвать экспертов ФБР. - Уже сейчас многие приглашенные эксперты находятся в конфликте интересов. Общество может усомниться в их деятельности».
Депутат напомнил: в США есть огромная спецлаборатория, чьи эксперты расследовали обрушение в 2007 году моста в Миннеаполисе. Тогда в час пик рухнул дорожный мост через реку, погибли 13 человек, более 60 получили травмы. Мост рухнул 1 августа, а 4-го на месте катастрофы уже работали 19 специальных следователей, направленных из Вашингтона национальным комитетом по транспортной безопасности.
Расследование велось более полугода. Вывод: мост обрушился из-за конструктивных недостатков, обнаружены дефекты в узловых конструкциях. Именно эту версию сразу же и выдвигал национальный комитет – так, как сейчас выдвигает похожее предположение о конструктивных недостатках супермаркета в Риге финско-эстонский инженер.
«Это тоже был вопрос конструкций, - говорит о трагедии в США Айнар Латковскис . - У них есть опыт с самыми крупными общественными постройками. Нам надо использовать их опыт и экспертизу». Но тут же почему-то воспротивились в генеральной прокуратуре Латвии, высказав довольно-таки странную претензию. Представитель прокуратуры Айга Шенберга озвучила официальную позицию ведомства: подобные высказывания можно воспринять как указания следственным органам по привлечению конкретного экспертного учреждения, что в будущем могут использовать для оспаривания объективности расследования.
В Сейме возмущены бездействием правоохраны. Депутаты Ирина Цветкова и Янис Адамсонс написали письмо генеральному прокурору Эрику Калнмейерсу. «Бездействие правоохранительных органов и генпрокурора ничем не оправдано, — считает Адамсонс. — До сих пор возбужден уголовный процесс только за нарушение правил строительства, но это не отменяет обязанности призвать к ответственности всех, виновных в массовом убийстве и причинении увечий потерпевшим в трагедии».
Пока ищут виновных, Рижская стройуправа проинспектировала другие магазины, и в одном из торговых центров «Maxima» обнаружила в несущих конструкциях сквозную трещину шириной 2-3 см, проходящую через этажи. А в магазине торговой сети «Rimi» зафиксированы искривление кровельных конструкций, балок, коррозия покрытия крыши, трещины во внешних стенах. Оба магазина закрыли до выяснения – насколько опасны дефекты.
Но похоже, правящие не намерены приглашать ФБР. Вместо этого Сейм в срочном порядке утвердил изменения в законе о строительстве, которые предусматривают создание Государственного бюро по контролю за строительством. Казалось бы – странно: а почему в стране не было такой структуры? Была. Называлась она «Государственная строительная инспекция», осуществляла надзор за работами. По непонятным причинам ее ликвидировали в 2009 году, словно поспособствов снижению качества строительства, облегчив прохождение документов «от проекта до объекта». Бывший глава государственной строительной инспекции Леонид Якобсонс обвинил в ликвидации учреждения представителей правящей партии «Единство». «Строительная инспекция - это дополнительная возможность отсеять недостатки и ошибки», - заметил он.
Ну, а поскольку в обществе есть сомнения в объективности расследования, а строительная сфера, по мнению многих экспертов, погрязла в коррупции, власти решили провести в понедельник, 9 декабря, общественное обсуждение ситуации. Собрание пройдет в библиотеке Госканцелярии. Время покажет, реально ли власти хотят разобраться в ситуации или же речь о том, чтобы спустить пар общественного недовольства.
Поставлен вопрос о создания комиссии по расследованию трагедии, в которой вместе с экспертами должны работать представители общественности и неправительственных организаций. «Близкие погибших и пострадавшие, как и все жители Латвии, должны знать, что произошло и что необходимо изменить, чтобы подобное не повторилось. Комиссия должна работать в тесном сотрудничестве с обществом, и я надеюсь, что жители будут активно участвовать», - заявила председатель совета местного «Общества за открытость» Инесе Войка.
Что ж, если власти искренни, то, может быть, действительно помощь ФБР не понадобится...
Комментарии
Не верю!
Америка так командует Латвией, определяя её внешнюю и внутреннюю политику из посольства, что нехай бы вмешалась ФБР.
Потому что местные всё спустят на тормозах.
Трагедия - следствие и того, что из Латвии очень многие толковые и образованные люди поуезжали в "иные страны, берег дальний".
Поуезжали и потому, что главным мерилом профессионализма в любой сфере в Латвии стал латышский язык. Хоть в строительстве, хоть в чём другом. Не проф.навыки, а умение говорить на бытовые темы. Иначе начальником не стать.
Тут надо не просто говорить по-латышски, но чтобы он был для человека родным языком. Не дай Б-г, поймают на акценте...
И это в стране, где более 50% русскоязычные.
И для Латвии так было всегда - до революции говорили на немецком, русском, идиш и польском. На балтийских и финских говорах говорили лишь в сельской местности.
Латышский язык, в окончательном виде, создал латгалец Я.Райнис, введя в балтийские говоры более 10 тысяч переиначенных немецких слов.
По расследованию трагедии надо обращаться не к знатокам латышского языка, а к специалистам.
Своих нет - значит, надо попросить посольство прислать людей из ФБР.