ЖКХ... не существует!

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) было одной из важнейших структур государства по имени СССР. Но когда это государство прекратило свое существование, вместе с ним в Лету кануло и ЖКХ.

Как быть теперь? Об этом могут подумать независимые эксперты, сорганизовавшись в форме постоянно-действующего совещания (ПДС), об идее которого я уже писал. 85% участников соответствующего опроса согласилось с необходимостью ПДС. Хотелось бы, однако, определиться с ассортиментом проблем, которые эксперты могли бы обсуждать в рамках ПДС.

Базой для ПДС может послужить администрируемое автором этих строк сообщество «ЖКХ: открытая трибуна». В качестве его администратора (и координатора Международной экспертной группы ИА REX по вопросам ЖКХ), членам этого сообщества я бы предложил сконцентрироваться на проблематике так называемого «общего имущества» (ОИ), ответственность за которое законодатель переложил на собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах (для краткости «собственники»).

Но сначала нужно определиться с некоторыми понятиями и, прежде всего, с архаизмом «ЖКХ», который по-прежнему используют многие. Например, ученый из Ярославля Леонид Кенсман, написавший статью «Кому в ЖКХ принадлежит жилищный фонд».

Термин «ЖКХ» имел смысл при советской власти, когда основная часть жилищного фонда и все естественные монополии представляли общенародное достояние (ст. 11 Конституции СССР).

Горбачевская перестройка разрушила не СССР в целом, но и отдельные его структуры. Не стало исключением и так называемое ЖКХ. Оно развалилось на жилищное хозяйство (ЖХ), в свою очередь, состоящее из частного, кооперативного и муниципального жилищных фондов (ЖФ) и на коммунальный комплекс (КК), представляющий ничем не связанную между собой совокупность ресурсоснабжающих предприятий (РСО), обеспечивающих ЖФ так называемыми коммунальными ресурсами.

Части развалившегося ЖКХ государство распределило в соответствии с общей логикой перестройки и, обременив собственников бесперспективным в плане бизнеса ЖХ, позволило приватизировать РСО, тем самым обеспечив их владельцам, оказавшимся в рыночных условиях, баснословные прибыли.

Вообще говоря, ПДС могло бы сотрудничать с Минстроем РФ в качестве совещательного и рекомендательного органа. Но поскольку руководитель этого ведомства Михаил Мень считает подведомственную отрасль плацдармом для бизнеса, мне, например, наиболее значимой функцией ПДС представляется контроль над государством в части, касающейся ЖХ и КК.