Благие намерения или целенаправленное уничтожение?

 Благие намерения или целенаправленное уничтожение?

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ…

                                                 Н.А.Некрасов

 

  «Вот, подлинно, если бог хочет наказать, так отнимет прежде разум». Эти  бессмертные слова Гоголя вспоминаю, когда думаю о нашем образовании сегодня и его перспективах на завтра… Тема, без сомнения, избитая, но от того не переставшая быть актуальной. Говорят о ней все, кроме учителей… Точнее, говорят и учителя, но не то, что думают на самом деле, а то, что «нужно», что ожидают от них… Каков же он, взгляд изнутри?

  Нашему образованию – конец! Оно ещё агонизирует, причем, на удивление убийц, странно-непонятно-удивительно долго за счет крепкого «сердца» – старой гвардии учителей, воспитанных и выученных в эпоху СССР, когда наше образование было лучшим в мире. Нет, для «убийц» уничтожение образования не самоцель, а лишь средство уничтожения нации. Ведь на самом-то деле всё просто: каким ты вырастишь своего ребенка, такой и будет твоя старость. Следовательно, лишив воспитания и образования детей, лишаем народ будущего. Всё. Страны нет.

  Как же это сделать на практике? Тоже ничего сложного, ведь всё гениальное – просто! Нужно всего лишь очень громко продекларировать высокую цель и создать условия для её недосягаемости. И лучше всего физической недосягаемости! Надёжнее…

  Первый этап. Кризисные девяностые. Отсутствие денег на зарплату бюджетникам. Значительная часть лучших учителей после ряда слабых безуспешных протестных действий и последовавшего административного нажима ушла. Лучшая часть. Почему? Потому что уважала себя, не желая быть униженной, а будучи умной и (или) предприимчивой, нашла себя в другой деятельности, потому что детей кормить надо было. Оставшаяся часть – либо фанаты своего дела, для которых школа – это жизнь, либо приспособленцы, которым результат труда не особенно и важен – платят деньги да и ладно, либо мамы-учительницы, у которых свои собственные дети в смутное время заодно будут под присмотром. В это время разрушен комсомол, пионерская организация… Но свято место пусто не бывает: их быстро заменили прозападные идеологии, культивирующие вместо «один за всех и все за одного» амбициозность и вседозволенность каждой отдельной личности… Совсем недавно от одного чиновника в ответ на сетование, что в больницах не хватает участковых, в школах – учителей, а детские сады укомплектованы кадрами максимум на 70%, так как невозможно стало работать, снова услышала: «Не нравится – пусть идут на базар». Государственный подход к проблеме – нечего сказать…

  Второй этап. Нулевые реформаторские. После кризисного этапа образование встрепенулось, собрало сохранившиеся чудом желание работать на результат, консолидировалось… Удивились «убийцы», почесали затылок и приступили ко второму этапу – реформам. Дескать, не тому учим: надо развивать, а не учить, надо не ЗУНы (знания, умения и навыки) формировать, а компетентности. Нет, я не против компетентности, да только разве компетентному человеку знания и умения не нужны? Не буду вдаваться в подробности профессиональные, просто перечислю: введено ЕГЭ (тоже не против объективной оценки и равных возможностей, но не до абсурда технологии его ввода и поисками возможности списать), «Дети», «Одаренные дети», «Лучшие учителя», новая система оплаты труда…  В результате образованием не удовлетворен никто: ни дети, ни родители, ни учителя, ни общество. В учительской же среде началось расслоение: передовым стал не тот учитель, который дает прочные знания, а тот, который подготовил ученика к научно-практической конференции (тоже не против одаренности – есть победители и олимпиад, и НПК, и окончившие жур-фил-факи), не тот, который скромно дожидается награды за свой труд, а тот, кто умеет красиво (зачастую с привлечением специалистов за деньги) рассказать о своих достижениях, не стесняясь приписать себе чужие успехи или вовсе их придумать – это конкурс «Лучшие учителя», в котором 50% премированных – просто «писатели». И это видно любому специалисту, но оценивают сей труд не только они, но и общество: журналисты, депутаты, родители… Сама проверяла – знаю, что говорю. Как и знаю лично тех, кто премии получил: часть из них и самому простому не научит… А для детей это эпоха «Дома 2».  Не буду бросать в эту передачу камни, ибо «на зеркало неча пенять, коли рожа крива». Смотрела регулярно, когда работала со старшеклассниками, и в качестве материала для обсуждения использовала: там проиграны реальные ситуации из жизни современной молодежи. Отмахиваться от них, как от безнравственных, нельзя, а вот воспитывать и учить на них можно и нужно, как в свое время обсуждали «Алый парус» – последнюю страницу «Комсомольской правды».  

  Третий этап. Десятые финальные. Еще в нулевые набирало обороты бумаготворчество учителей  и ответственность их за всё. Утро почти каждого дня начинается с объявления, какие списки, в каком виде и для кого надо сдать или какой отчёт и по какой форме… Причём сделать надо срочно, часам к 12… И не важно, что в это время у учителя уроки. Администрацию тоже понять можно: им ещё и свод сделать нужно. Хотя… это ж всё (списки, планы, программы, проекты, отчеты…) ради детей. Всё развиваем, компетентности формируем, проекты составляем… А знания, особенно по предметам естественно-математического цикла, не выдерживают никакой критики… Вот уже года три-четыре учителя пишут образовательные программы (Зачем? Ведь есть государственные! программы) вместо тематического планирования, индивидуальные образовательные траектории каждого (каждого!) ученика… Все они благополучно вытащены из интернета, подправлены, подогнаны… А реализацией (И разве вообще это реально в сложившихся условиях перегрузки?)  и проверкой этой реализации заниматься некогда – у администрации другие заботы. В образовательное учреждение ежедневно приходит 40-60 писем на электронную почту, которые необходимо изучить и направить в работу. И это помимо своего плана деятельности, красивого плана, а точнее, Программы развития, в которой прописана миссия конкретной школы (и не такая, как в соседней), цели, задачи (как будто они должны быть разные)… А детьми заниматься некогда. Всем: и школе, и родителям. Нет, конечно, есть заботливые, ответственные родители и замечательные учителя, умные, талантливые и добрые дети… Только погоду делают не они.

И сегодня почти нормой стало нецензурное оскорбление учителей и детьми, и родителями и нередки случаи избиения учителей. Учитель абсолютно бесправен и не защищён. Он должен быть выше требования уважения его как личности. Субординация в отношениях учитель-ученик – атавизм. Не отсюда ли проблемы в армии? Ведь выполнять обязанности, следовать правилам не является нормой поведения современного школьника. Омертвление детских душ достигло апогея: нет нравственных норм, нет образования.  Дети – мясо. Легко управляемая масса с примитивными потребностями.

  А теперь давайте представим себе два собирательных образа современного учителя: передающего и принимающего эстафету. В школах ведь в основном две возрастные категории: пенсионер-предпенсинер и молодые специалисты. Среднего возраста почти нет. Передающий – получил образование в советское время, знает программу, овладел ИКТ, много не рассуждает: если сказали «надо», поворчит и сделает. Работает на 1,5 -2 ставки. Дети выросли – время вроде есть. Пенсию или получает, или на носу. Тоже помощь детям, а то и внукам. Принимающий – выпускник непрестижного (педагогического) учебного заведения (на престижное у родителей денег не хватило или баллов ЕГЭ) с соответствующими знаниями, который пока (пока!) не нашел себе более подходящую работу. Конечно, нет правил без исключения: редко, но встречается молодежь, пришедшая в педвуз и школу по призванию (у самой из собственного класса 7 человек поступили в педуниверситет, но никто не работает в школе – не осуждаю). Но подавляющее большинство в школе больше года не задерживается. Это ж уже выпускники школ этой самой постперестроечной эпохи… Лет через 5 первые уйдут. Кто примет эстафету? Что будет с образованием? Такое впечатление, что в стране две параллельные, нигде не пересекающиеся жизни: верхушка, не желающая знать, что там, внизу, происходит на самом деле – им и так жируется неплохо, и народ, по большей части всё понимающий и, к удивлению, абсолютно бесправно-беспомощный – ни дать ни взять щедринский мужик, который генералов кормил…

  …Была на курсах по ФГОСам (федеральным государственным образовательным стандартам) – такой очередной «велосипед» – подумала: наконец-то и технологию разработали в виде набора практик (хорошие учителя так всегда и работали), да только  кто ж реализовывать это будет, а главное, с какими детьми? И вспомнился мне Денис Кораблев (В.Драгунский «Денискины рассказы»), который игрушечный самосвал (величайшая редкость в то время) поменял на светлячка, потому что «он живой и светится»… Кто же сегодня у нас светится сам и несёт этот свет людям?!

  Что же делать? Новый закон «Об образовании», как и любой другой закон в нашей стране, ничего не решит, так как мы, увы, живём «по понятиям», но, опираясь на него, всегда можно сказать учителю: «Сидеть!» или «Ату!». Если цель государства –процветание его народа, а не угасание, то меры нужны кардинальные, почти революционные: образование сделать приоритетом №1. Именно это сделала молодая Советская власть, когда обратилась к молодежи с призывом учиться. И давайте не будем, подобно кисейным барышням, закрывать глаза на объективные достижения социализма. В нашей ситуации необходимо определить роль и ответственность всех: государства, которое примет на себя функцию стратега и контролера, вложив реально необходимые для этого деньги; родителей, которые, наконец-то, поймут, что, сколько ни обвиняй учителей, плоды воспитания пожинать  им, а потому не заниматься детьми, по меньшей мере, глупость; детей, которых надо не уговаривать учиться, а обязать, создав при этом условия необходимости знаний для будущей жизни не на словах, а на деле. Теперь учителя, ибо «кадры решают всё».  

 Первое и основное – освободить учителя от бумаготворчества, от обязанности отвечать за то, что не относится напрямую к его должности.

  Второе – определить оптимальное количество часов на ставку и вести расчет заработной платы от неё, а не от превышающей все допустимые физические и психологические нормы реальной учебной нагрузки.

  Третье – ввести институт классного наставника (руководителя, воспитателя) на основе освобожденной должности с достойной заработной платой, который будет координировать отношения: учитель-ученик-родитель и организовывать досуг детей. 

 Четвертое – дать возможность педагогическим работникам жить нормально, чтобы организовать свое самообразование, творчество в виде хобби и, что особенно важно, личную и семейную жизнь, на которую просто нет времени сегодня. Иначе он будет неинтересен детям, не будет для них образцом, которому хочется подражать (Помните В.Тихонова в роли учителя в «Доживем до понедельника»?)… Для этого ввести  в школе пятидневную рабочую неделю для отдыха учителей и детей. Нужно убрать из учебного плана лишние предметы, например ОБЖ, ОРР, которые могут быть составной частью соответствующих предметных курсов, возможно, продлить учебный год… Это позволит и родителям больше быть с детьми.   

Пятое и жизненно необходимое – привлечь в школу мужчин, возможно, создав на первых порах национальную программу из льгот и преимуществ, потому что воспитывать и учить должны не только женщины, но и мужчины. Кстати, один вопрос на засыпку: сколько имен знаменитых педагогов-мужчин вы знаете? А женщин? Вот то-то и оно.

 Я уже не говорю о необходимости финансирования государством косметического текущего ремонта устаревших морально и физически помещений, а не родителями, на что лицемерно закрываются сегодня глаза, утверждая, что это противозаконные поборы, и не учителями, которые обязаны сами ремонтировать свой кабинет неизвестно на какие деньги. 

 Есть у меня голубая мечта: заставить (обязать) чиновников, принимающих решения в сфере образования, прежде изучить проблему на корню, лично, – встать на пару-тройку недель вместо учителя у доски, вместо воспитателя зайти в группу… У всех же высшее образование – ну, что тут особенного? Планы им подроообные напишут. Только поработайте сами и не говорите, кто вы … для чистоты эксперимента… Может быть, найдутся те, у кого еще не всё потеряно в душе, еще осталась чуточка патриотических чувств? А, может быть, и воля найдется если не спасти образование, то хотя бы честно признаться в своих ошибках и своей беспомощности? И после этого уйти, чтобы дать возможность «сеять разумное, доброе, вечное» именно Сеятелям, а не губителям. 

...Чтобы плоды потом пожинать не горькие (как сейчас),  а такие,  что принесут Радость...