Минобрнауки решило провести «прайдову чистку» российских вузов, однако пока не придумало, как позаботится об их учащихся
Министерство науки, похоже, всерьез собралось заняться наведением порядка в современной системе высшего образования, включающей несметное количество сомнительных вузов и филиалов. Разгребать Авгиевы конюшни было решено радикально — ведомство намерено закрыть около 70-80 процентов учебных заведений. Однако окончательное решение об этом будет приниматься 13 декабря, передает «Российская газета».
Замминистра образования и науки Александр Климов рассказал, что в настоящее время его коллеги уже обсудили результаты мониторинга вузов и выработали для каждого аутсайдера отдельные рекомендации. При этом чиновники пощадили «неэффективные» университеты, которые имеют ключевое значения для подготовки кадров в регионе. Таким учреждениям, скорее всего, предложат разработать программу развития, чтобы улучшить показатели. В свою очередь, так называемые в студенческой среде, «шарашкины конторы» подвергнутся проверкам, если их владельцы не последуют рекомендациям Минобрнауки.
По результатам ревизии деятельность подобных вузов предполагается запретить. Контрольный мониторинг качества образования ведомство намерено провести в первой половине 2014 года. Согласно планам министерства, малоэффективные госуниверситеты будут присоединены к сильным, а те, что не соответствуют образовательным стандартам, лишат аккредитации. По данным прошлогоднего мониторинга, в реорганизации нуждаются около 30 университетов и 262 филиала из 541 вуза и 994 отделений.
Минобрнауки России планирует закрыть 70-80% филиалов государственных и коммерческих вузов. Об этом стало известно по итогам заседаний рабочих групп ведомства, где обсуждались результаты мониторинга высших учебных заведений. Окончательное решение по данному вопросу должно быть принято 13 декабря текущего года, когда состоится заседание межведомственной комиссии министерства. Российский студенческий союз считает, что массовое сокращение филиалов может привести к снижению качества образования, сокращению бюджетных мест в вузах и росту социальной напряженности в студенческой среде.
Меры по очищению системы высшего образования давно назрели. Однако реформаторам нужно решить, что делать со студентами попавших под сокращение учебных заведений. Климов, конечно, пообещал позаботиться о них, но конкретного плана на этот счет пока никто не подготавливал. Репрессии провести — дело-то нехитрое, а пристроить армию оставшихся без основного занятия учащихся — задача куда более сложная.
На эту проблему в первую очередь и обратил внимание Российский студенческий союз (РСС).
Он поддержал намеченные министерством меры по ликвидации «шарашкиных контор», но потребовал от чиновников побеспокоиться о судьбе их учащихся и сотрудников. «Массовое механическое закрытие филиалов на практике приведет к резкому оттоку из вузов финансовых средств, увольнению преподавателей, нарушению образовательного процесса и снижению качества подготовки будущих выпускников ликвидируемых вузов и филиалов», — говорится в пресс-релизе организации.
Также в РСС отмечают, что «полная ликвидация филиалов российских вузов противоречит изначальной официальной позиции Минобрнауки», так как подобная санкция приведет к сокращению бюджетных мест. Кроме того, в студенческом союзе указали на то, что власти недавно продлили аккредитацию «шарашкиным конторам», а теперь собрались их закрывать. Активисты предполагают, что такие решения принимались в кулуарах. Они предупредили чиновников, что их методы лишь приведут к росту протестных настроений в студенческой среде.
Позицию РСС поддержал депутат от «Единой России» Владимир Бурматов. Он направил запрос на имя руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, в котором потребовал опубликовать список вузов, оказавшихся в «группе риска», а также разъяснить, какова будет судьба студентов, обучавшихся в этих университетах. По словам парламентария, ему удалось узнать, что в ближайшее время Минобрнауки ликвидирует 69 филиалов, но большей информацией он не владеет. Сложившуюся ситуацию Бурматов объяснил «коррупционной составляющей процесса мониторинга». В подтверждении своих слов он указал на то, что в пресловутом мониторинге приняли участие около трети от общего числа зарегистрированных в России вузов.
По официальным данным, на 142-х миллионное население РФ приходится более тысячи вузов и свыше полутора тысяч филиалов. Для сравнения в Советском союзе, в котором проживали около 290 миллионов граждан, работали около трехста университетов и институтов. Конечно, современная экономика нуждается в большем количестве людей с высшим образованием, тем не менее, нынешние вузы на рынок труда ориентированы слабо.
Почти три тысячи учебных заведений каждый год выпускают огромное количество экономистов, юристов и гуманитариев, имеющих в среднем из-за «шарашкиных контор» низкую профессиональную подготовку. Высшее образование в наше время перестало быть привилегией. Сейчас это своеобразный минимум, который предъявляется в обществе едва ли не каждому молодому человеку. Оно стало модным трендом и уже не ассоциируется с пусть и престижным, но все же непростым интеллектуальным трудом. Значение высшего образования окончательно девальвировалось из-за ширпотребных вузов, которые продолжают получать у грозящих им санкцими надзорных органов аккредитацию. За относительно небольшие деньги они выдают дипломы гособразца, при этом, как правило, со студентов даже снимается необходимость в сдаче вступительных экзаменов. Главное требование — это чек из банка с оплатой годового обучения.
Неудивительно, что, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Россия на первом месте по доле граждан с высшим образованием в возрасте от 25 до 64 лет. Таких уникумов насчитали аж 54 процента. Наконец-то, хоть в чем-то наша страна догнала и перегнала Запад!
Однако, если отбросить иронию, ситуация с ликвидацией вузов выглядит прискорбно. Помимо повышения числа безработных в РФ, Минобрнауки в своих планах упустило один крайне важный фактор — филиалы госуниверситетов, а также «шарашкины конторы», удерживают молодежь в провинции. За время учебы студенты, как правило, устраиваются на работу, поддерживая таким образом экономическую активность в «глубинке». Конечно, некоторые выпускники уезжают в города-миллионики, но большая часть все-таки заземляется в родных краях, хотя, конечно, по специальности все равно никто не работает.
Учитывая непрекращающийся отток экономически активного населения из российских сел и малых городов, ликвидация вузов может стать катализатором этого процесса. Молодежь отправиться получать образование сразу после школы, а, закончив вуз, обратно уже не вернется. Либеральные экономисты сказали бы, что это закономерно в условиях рыночной конкуренции: умные уехали в город, а оставшиеся в провинции — пусть спиваются. Но наша необъятная страна без «глубинки» существовать никак не может, и присутствие молодых кадров — это практически единственный шанс, дающий регионам надежду на развитие.
Перед Минобрнауки сейчас стоит непростая задача: «прайдова чистка», призванная повысить качество образования, упирается в системные проблемы России, решение которых не находится в компетенции ведомства, а требует коренного изменения действующей государственной политики.
Комментарии
Наплодили офисных бездельников.
Комментарий удален модератором