"Свет в конце тоннеля"

На модерации Отложенный

"Свет в конце тоннеля"

Интересные мысли у товарища Хазина:

События на Украине настоятельно требуют сказать на эту тему несколько слов. Я, безусловно, не являюсь знатоком политической жизни этой страны, однако нужно понять несколько очень важных объективных аспектов, которые сопровождают весь процесс. Первый из них связан с пониманием отношения к Украине на Западе и к ЕС на Украине. Для обобщенного Запада ключевым моментом является понимание геополитики в исполнении 90-х годов – то есть ему нужно любой ценой оторвать Украину от России. Отметим, что даже З.Бжезинский, который наиболее четко описал эту концепцию, сегодня, судя по всему, уже не готов на ней жестко настаивать, в силу существенного изменения геополитической конфигурации и ослабления США. Но идеологическая схема всегда отстает от реалий – а потому, западная идеология пока направлена на тотальное отрицание сближения Украины с Россией.

Что касается Украины, то она эту идеологическую концепцию (сближения с Евросоюзом на базе «общих ценностей») восприняла всерьез. Можно спорить, откуда взялось такое мнение, от усталости, от постоянного обмана со стороны власти, до желания «халявы», но с точки зрения результата это уже не так важно – поскольку результат один и тот же. А если учесть общий упадок образования после разрушения СССР, который снижает степень критичности по отношению к откровенной пропаганде, а также некоторую демонстративную провинциальность украинского общества, то вера в эти самые ценности (в которые в Евросоюзе уже практически никто не верит) стала на Украине достаточно обычным делом.

Ситуация усугубляется интересом Польши, которая не может простить всем окружающим своей катастрофы XVIII века, и которая всерьез вознамерилась вернуть себе правобережную Украину, которую она считает своей территорией. Тут уровень демагогии в отношении украинцев становится запредельным, я сам видел, как этим занимается бывший польский президент Квасьневский. При этом полное отсутствие критики в адрес этой откровенной демагогии (в том числе – реальной оценки результатов вхождения ряда стран Восточной Европы в Евросоюз) делает ее достаточно эффективной – хотя с точки зрения формальной логики она представляется крайне сомнительной.

При этом отсутствие перспектив, явное усугубление экономического кризиса и тотальная пропаганда – все это очень сильно развивает у украинцев желание увидеть хоть какой-то «свет в конце тоннеля». И таким светом на протяжении последний лет выступало именно движение в сторону сближения с ЕС. Почему и как это движение должно было улучшить ситуацию на Украине было не особенно понятно, но, еще раз повторю, полное отсутствие критического восприятия соответствующей демагогии и делало эту серьезную слабость «евроинтеграционной» пропаганды несущественной.

В то же время, как я уже писал, руководство ЕС и обобщенного Запада, уже далеко не так оптимистично рассматривают движение Украины в своем направлении. Нет, как рынок она их вполне удовлетворяет, но есть целая куча проблем, которая Запад не устраивает. И я не исключаю, что кабальный договор с ЕС, который был выдвинут Украине, имел в виду, что нормальная страна такое подписывать не должна.

Беда состоит в том, что на Украине этот документ никто читать не собирался, поскольку логика была такая – что бы не написано в этом документе, всегда можно что-то потом пересмотреть, поскольку «цивилизованный» Евросоюз всегда пойдет на соответствующие переговоры. Любой нормальный человек понимает, что такой подход является наивным, но беда в том, что когда речь идет о «свете в конце тоннеля», то логика исчезает. В этом смысле любовь значительной части населения Украины к ЕС носила (и носит) активно иррациональный характер.

Ну а дальше все понятно. Когда Янукович понял, что реально будет, в случае подписания этого кабального договора, он дал задний ход. Который часть населения Украины восприняла как тотальную катастрофу, конец надежд на хотя бы минимальное улучшение «при нашей жизни». И началась тотальная истерика. Еще раз повторю – дело уже не столько в желании или нежелании куда-то там идти, сколько в дикой ненависти к власти, которая в очередной раз опрокинула все надежды. Как я уже отмечал, не знаю, чем это все закончится. Одно можно сказать точно – значительная часть украинского населения станет значительно менее политизированной, утратив иллюзии, что может на что-то положительно повлиять или заставить с собой считаться. Часть, напротив, жестко политизируется, существенно обострив противоречия между восточной и южной частями Украины с одной стороны и западной и центральной – с другой.

Может быть будут и другие последствия, типа смены правительства и даже, быть может, президента. Но суть от этого не меняется – ситуация в стране не улучшится от проведения митингов, экономика от таких явлений не зависит. Не исключено, что ослабление центральной власти, которое неизбежно при усилении поляризации, приведет к резкому росту проевропейской пропаганды на западе страны (в чем заинтересована Польша), может даже по мере усиления кризиса привести к распаду Украины. Этого бы не хотелось, но нужно понимать, что основная вина в этом не столько Запада и России (геполитическая борьба которых продолжается уже много веков и к ней можно было бы уже привыкнуть), сколько самой Украины. Которая как согласилась на то, что ее олигархи категорически не готовы были считаться с мнением населения (отметим, что в России в 2000-е годы ситуация здесь изменилась к лучшему), так и отказывалась рационально смотреть на те предложения, которые ей делались.

В этом смысле, кстати, категорически нельзя сравнивать желание сближения с Евросоюзом граждан России и граждан Украины. У нас это желание сопровождается категорическим требованием иметь право голоса по любым вопросам – и именно из-за этого ЕС на такое сближение идет крайне неохотно. А украинцы были готовы идти на любых условиях ЕС – что и поставило их в крайне зависимое положение.

В общем, независимо от того, чем закончится ситуация на Украине, можно отметить, что ничего хорошего страна от этого не получит. Просто потому, что категорическое нежелание трезво смотреть на жизнь всегда кончается плохо. А как сделать так, чтобы это взгляд стал на Украине трезвым я пока не знаю...