Почему Россия не Америка?

На модерации Отложенный

Почему Россия не Америка?


Изумление — первое чувство, которое американский писатель Йен Фрейзер испытал по отношению к России.

Он ездил по Сибири много раз, и написал некоторые свои "открытия" в России.

 

Вопрос : В Сибири находилось много сталинских лагерей. Чувствуется ли, что эти недействующие сейчас лагеря — рядом?

 

О да! В современных городах, в поселках порой очень сильно чувствуется. В некоторых городах, которые находятся рядом с лагерями, появляется чувство, что само место деградирует, как бы разрушается из-за того, что происходило совсем недалеко… Ощущается во всем — в быте, в атмосфере городов, даже в поведении людей. Например, город Чернышевск — распадающееся, деградирующее место, везде мусор, канализационная система не работает, дети на улицах просят милостыню. Пьяницы, мухи… А в целом, если говорить о менталитете… Я не знаю, насколько это след именно ГУЛАГа, но меня поражало, что когда случается то, что не должно случаться — например, внезапно и очень надолго останавливается поезд, — все пассажиры молчат. Меня потрясало русское смирение. Никто не жалуется, никто не протестует. Все молчат. Все ждут. Я не хочу говорить конкретно, чтобы никого не обидеть своими воспоминаниями, но я своими глазами видел, что русские готовы принять ужасы, жестокость без жалобы и протеста.

 

В: Ощущали ли вы в людях тоску по СССР?

 

Да, и эта тоска не ушла — она была и в 90-е, и сейчас. Многие считают, что раньше им жилось лучше. Они говорят, что в СССР было очень тяжело, но сейчас — еще тяжелее.

 

В: Сейчас наступает охлаждение между нашими странами. Вы чувствуете, что отношения между государствами влияют на отношения между людьми?

 

Я всегда встречал теплый прием — как в 90-е, так и сейчас. Но раньше в людях была надежда на улучшение жизни. Сейчас этой надежды нет. А американцы, мне кажется, думали, что Россия станет похожей на Америку, и разочаровались, когда этого не случилось. Смешная, конечно, надежда, но она была. Русские тоже ждали чего-то от Америки, чего — я так и не понял, но ожидание было. Сейчас я этого уже не чувствую.

 

Столкновение с Россией, с русскими поменяло мое понимание — себя и места моей страны в истории. И еще важный момент: американцы очень оптимистичны, у нас прогрессивистское мышление. Нам кажется, что история развивается от плохого к хорошему, и дальше — к очень хорошему. Когда думаешь об истории России, общаешься с русскими — понимаешь, что это не так, что все гораздо сложнее. Мне порой кажется, что американцы — дети, а русские — взрослые. Но, конечно, как всякое сравнение, это не очень точное. Но наблюдение за русской жизнью лишает тебя наивности. У меня после путешествий по России возникла идея, что русских нужно переселить в Америку: раз они справились с этой природой, раз смогли выжить и развиться — представляете, каких высот они бы достигли в лучших условиях? (Смеется.)