Святая София в плену

Конечно, я и раньше бывала в Стамбуле. И не раз. Конечно, бывала в Айя-Софье и с гидом, и самостоятельно, но – то ли возраст, то ли иное состояние души, то ли изумительные фотографии Эдика – но как бы там ни было: всерьёз задумалась только теперь Айя-Софья – старейший и крупнейший в мире православный храм сегодня музей.

Подумалось, что это не совсем правильно, но убеждена в своей правоте не была, пошла искать в Сети, выяснила, что давно уже существует сайт Hagia Sophia, авторы которого обращаются ко всем, кому небезразлична судьба храма, с такими словами: «Если вы согласны, что необходимо возрождение Святой Софии в качестве храма, мы просим вас поддержать наше обращение к парламенту Европейского Союза. Турция не должна быть членом Евросоюза до тех пор, пока Святая София не станет вновь храмом, а не музеем. Нам необходимы минимум 1.000.000 голосов, чтобы Европейский Союз серьезно отнесся к этому предложению и немедленно признал его одним из условий вхождения Турции в Евросоюз».

Подпись можно оставить  здесь.

Но – повторюсь – я никого ни к чему не призываю, просто размышляю вслух и всех призываю подумать.

Возле фресок, на которых рядом с Богоматерью – император Константин Великий, мы с друзьями задержались надолго, просто присели на основания колонн и смотрели, мимо шли люди, экскурсии, которые вели, в том числе, и русскоязычные гиды.

Что поразило – они говорили обо всём: о том, когда император Константин построил храм, о пожаре, о восстановлении храма, о том, как укрепляли и меняли колонны, ещё какие-то архитектурные подробности… И ни слова – ни сло-ва! – о том, что именно мать Константина императрица Елена (Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская) организовала экспедицию в Палестину, лично руководила раскопками в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей, начала строительство Храма Гроба Господня.

А было ей в ту пору ни много, ни мало восемьдесят лет. Представили, да?

Из Константинополя – в Иерусалим по жаре, с огромными обозами, долгие раскопки, поиск святынь, обретение, строительство главного христианского Храма.

И тишина.

Такие вот мысли.

Фото, разумеется, Э.Жигайлова