Райхлин Раддай - Гражданская война, террор и бандитизм

ФИЗИКА, СОЦИОЛОГИЯ И ИДЕОЛОГИЯ

Когда мы от исследований в области физики или техники переходим к исследованиям поведения общества и людей, приходится отказываться от привычных критериев, мер и представлений. Вместо них привносятся разного рода чувства, которые мы пока не в состоянии измерить. Социология – виртуальная наука. Что-то вроде религии или идеологии. С той лишь разницей, что религий и идеологий может быть множество, но социология должна быть одна и только одна. Идеология может меняться, но социология – никогда. Люди вырастают на морали, религии или идеологии, но социологию надо изучать точно так же, как мы изучаем физику.

Критерии и меры в физике появились много раньше, чем были сформулированы ее основные законы. В социологии – наоборот. Выявляются законы поведения общества, но нет мер и критериев. От этого эти законы имеют слишком общий описательный характер. Я пытаюсь перекинуть мост между социологией и физикой, но должен отделить от них идеологию.

Пока я не в состоянии отказаться от эмоций и чувств и перейти на холодный язык физики. Меры измерения появились задолго до открытия физических законов. Но в социологии первоначально открывают.

Начнем с простого, но не очевидного - НЕВОЗМОЖНО СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ «ИСПРАВЛЯТЬ» ТЕХНИЧЕСКИМИ (ФИЗИЧЕСКИМИ) СРЕДСТВАМИ.

Каждый раз, когда я слышу, что где-то пытаются разработать какие-то технические средства для борьбы с террором, я утверждение: НЕВОЗМОЖНО! Вот пример справедливости моего утверждения. В некотором обществе (в результате войны) образовался большой разрыв между численностью мужчин и женщин. Мужчин много меньше. Как исправить эту социальную проблему «техническими средствами»?

В свете этого утверждения я опубликовал статью о «Великом израильском заборе», который должен отделить арабов от евреев. Однако никакая статья и никакие доводы, а тем более социологии, не смогут переубедить тех, кто неистово верит во что-то. Для него забор – идеологическая соломинка, за которую он хватается, прежде чем потонуть.

Идеология

Между идеологией и религией нет никакой разницы, но борьба против религии вынудила тех, кто с ней боролся изобрести понятие «идеология» и утверждать, что их идеология лучше всех религий 1)

У религии очень важная функция, она сплачивает общество. Нет общества без религии или идеологии. В своей социальной динамике я показал, что религия помимо всего вместе с моралью и традициями подобно хромосомам передает из поколения в поколение информацию о структуре общества.

Нет ничего удивительного в том, что «чистота» религии или идеологии тщательно оберегается. Религия когда-то была всеобъемлющей и включала в себя космологию и социологию. Было время, когда религия, оберегая свои основы, вмешивалась в науку. Солнечная система Коперника пробивалась через инквизицию католической церкви, Джордано Бруно был сожжен на костре инквизиции.

Поскольку все члены общества с детства получают религиозное воспитание, то во всех случаях существует влияние на их поведение и оценки какой-либо религии (или идеологии). В физике и др. науках мы не чувствуем этого воспитания и его влияния, поскольку сегодня существует глубокий разрыв между понятиями физики с одной стороны и социологии и религии с другой. Иное дело в социологии. Любое утверждение о поведении общества или человека инстинктивно подвергается «идеологической оценке» в первую очередь, вне зависимости от ее научной ценности.

Настало время, когда потребовалось обновление «устаревших» религий. Их сменила идеология, которая была «на уровне современной науки». Так появился созданный Карлом Марксом «научный коммунизм». Достоинством, которого было то, что он выглядел наукообразно, а главное, обещал своим поклонникам революцию и светлое будущее. Тем не менее, «самая передовая идеология» оказалась самой ужасной для ученых и исследователей. Идеологи решали судьбы науки. Систематически та или иная наука провозглашалась «буржуазной и реакционной», а ее последователи назывались «шарлатанами» и наказывались. Так в СССР извели, казалось бы, далекие от идеологии науки: генетику и биологию, ругали теорию резонансов в химии и кибернетику. Как результат многие выдающиеся ученые в СССР погибли. Я отмечу лишь одного из многих С.Э.Бауэра и его «Теоретическую биологию».

Коммунистическая идеология в СССР рухнула и вместе с ней рухнула и распалась величайшая в мире империя. Крах «страны победившего социализма» СССР и дискредитация ее идеологии, «научного коммунизма», не заставил поклонников Маркса задуматься и образумиться. Они просто объявили, что у них «другой коммунизм». С самого начала «научный коммунизм» был задуман как объяснение поведение общества и социальных явлений. Карл Маркс вошел в учебники по социологии не как пророк, а как социолог, как создатель теории классов и классовой борьбы.

Сегодня религии вроде католического христианства терпимо относится к научным достижениям, перестали вмешиваться в науку и преследовать ученых. Постепенно религия отделялась от науки и не препятствовала свободе творчества ученых.

Иное дело идеология.

Социология

Социология – это такая же наука как, например, физика или химия. Имеются и отличия. Физика объективна и имеет независимые от сознания людей законы, критерии и меры. Социология тоже должна бы иметь объективные законы, критерии и меры. Социология должна служить репером для оценки состояния общества. По этому реперу можно оценивать и идеологию.

Создание социологии будет закончено, когда в социологии появится система единиц и размерностей. Более того, когда социальные явления будут измеряться в физических единицах. Мне удалось в качестве главного параметре ввести понятие сплоченность общества. Другой параметр – энтропия. Общество – многопараметрическая система. Как минимум должно быть три. Как в газовом баллоне.

Первый замечательный вопрос, который был мне задан: «Как измерять сплоченность общества?» Я не знаю. Сплоченность мне мыслиться чем-то вроде давления, но я не могу утверждать, что сплоченность можно измерять в атмосферах или подобных единицах. Если эта проблема будет решена, вероятно, можно будет говорить о создании социологии.

Мне предъявляют претензии, у меня нет численных решений. Претензии справедливые. Если не умеем измерять, то нет и цифр.

В свете изложенного, высказанное мной утверждение, что общество является открытой термодинамической системой, говорит только об аналогии. Аналогия имеет определенные границы, за которыми она исчезает. Моя аналогия весьма широка и плодотворна. Она позволяет объяснить многие социальные явления и даже предсказывать.

Современная социология не имеет объективности и столь же твердых законов, критериев и мер. Социология сегодня единственная наука, которая превращена в нечто вроде религиозной догмы в духе «научного коммунизма». Поскольку социология и идеология слились, то трудно сказать, кому из них приносят в жертву науку, экологию, истину и даже людей.

Я приведу несколько примеров.

  • Популярный лозунг французской революции «Свобода, Равенство, Братство!» Этот лозунг - глупость и воевать во имя расписанных в нем идей – тоже глупость. Лозунг пригоден для «научного коммунизма», но не для социологии. Тем не менее, масса социологов придерживается этих глупостей и не пытается объяснить, что Свобода ведет к анархии, Равенства нет, не было и не может быть, а Братство можно найти только в монастырях.
  • Немецкий социолог Роберт Михельс открыл «Железный закон олигархии» и указал, что любая профсоюзная организация может быстро превратиться в мафию. Еще ни разу социологи, ссылаясь на этот закон, не указали на истинные причины забастовок и не призвали прекратить их. «Классовая борьба» сковала их.
  • Причины террора и преступности видят в бедности и неравенстве. В качестве меры предупреждения и пресечения рекомендуют материальную помощь и, естественно, равенство. Это совершенно неверное предположение и неверное решение.
  • Общество рассматривается как некая статическая система. Предполагается существование всего лишь двух ее разновидностей: «демократии» и «диктатуры». Разумеется «свобода и демократия лучше», но «всенародную любовь» имеют только диктаторы.

Как очевидно читателю, слияние социологии с идеологией произошло не в реторте или кастрюле. Отделение социологии от идеологии – процесс не простой. Поговорите с социологами и убедитесь в этом.

Заметьте, все «положительные» утверждения вроде «Свобода, Равенство, Братство» или стремление к анархии и революции соответствуют известному в классической термодинамике Второму закону о росте энтропии. Когда диктатор посредством террора сверху наводит порядок или, когда я говорю, что посредством массовых репрессий можно навести порядок и понизить энтропию общества, к нам относятся весьма отрицательно. Почему ход энтропии влияет на характер мышления?

«Идеологизация» социологи привела к ее консервации и застою. Социологи не воспринимают современные достижений науки: теории эволюции, биосоциологии и др. Статьи и доклады с новыми идеями отвергаются, поскольку «не укладываются в существующие рамки». Почему новое должно укладываться в какие-то рамки?

--------------------------------------------------

1) В одном из справочников в качестве компромисса ввели определение "РЕЛИГИО3НАЯ ИДЕОЛОГИЯ - составная часть религиозного сознания, более или менее стройная система понятий, идей, принципов, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа".