В мировой авиапромышленности предусматривается программа модернизации более старых самолётов с целью продления их сроков службы и экономии бюджетных средств. В результате модернизированный самолёт в большей степени раскрывает свои возможности.
В данной статье речь пойдёт о советском истребителе, который далеко не в полной мере раскрыл свой потенциал. Марка – МиГ-23-98.
В 1980-х годах Североатлантический блок усиленно перевооружал свои авиакрылья новыми F-16, F-15 и F/А-18. В этих условиях Советскому Союзу необходимо было выпускать не только новые МиГ-29 и Су-27, но и модернизировать находящиеся на вооружении МиГ-23МЛ/МЛД, которые достойно показали себя в декабре 1982 года в небе Сирии, а также в Афганистане.
До появления у СССР МиГ-29 и Су-27 только истребитель МиГ-23МЛД третьего поколения мог на равных вести воздушный бой с западными самолётами четвёртого поколения. Однако развал СССР погубил программу масштабной модернизации МиГ-23.
Тем не менее, несмотря на колоссальные трудности и почти полное отсутствие финансирования, в середине 1990-х годов ОКБ им. Микояна предложило несколько программ глубокой модернизации МиГ-23, совместно с ОАО «ФазотронНИИР» и ГосНИИАС, преимущественно ориентированные на экспортных заказчиков. Требовалось оснащение истребителя новыми типами вооружения и усовершенствованной бортовой электроникой. Также этот вопрос стал актуальным в связи с истечением сроков службы ракет Р-23, а также завершения сроков хранения ракет Р-60 и Р-24 последних серий.
Первоначально предполагалось заменить РЛС «Сапфир-23» на «Супер-Копьё», но позже было принято решение установить более современную «Москит-23» либо «Москит-21К». Всего было разработано три базовых варианта модификации:
1. Установка РЛС «Москит-23» (дальность обнаружения цели в передней полусфере – 90 км, в задней – 40 км), введение в состав вооружения современных ракет класса «воздух-воздух» Р-73, Р-27Р, Р-27Т, Р-77, противорадиолокационной Х-31А, корректируемых бомб КАБ-500Кр.
2. Установка РЛС «Москит-21К» (дальность обнаружения цели в передней полусфере – 45 км, в задней – 20 км) в подвесном контейнере в дополнение к штатной станции «Сапфир-23». В результате без серьёзной перекомпоновки самолёт получает возможность нести то же вооружение, что и в первом варианте (но с меньшей дальностью ведения ракетного боя).
3. Сохранение штатной станции «Сапфир-23» и установка в носовой части канала радиокоррекции, обеспечивающего применение ракет средней дальности Р-77.
В состав вооружения планировалось ввести ракету ближнего боя Р-73.
Рассматривался также вариант установки РЛС «Топаз». При этом модернизированная машина получила бы практически равные с МиГ-29СМТ возможности по ведению ракетного воздушного боя вне визуального контакта с противником, а также по действиям против наземных и морских целей. Применение подвесных контейнеров с оптоволоконным оборудованием позволяло ввести в состав вооружения ракеты с лазерным наведением Х-25МЛ, Х-29Л, С-25Л и бомбы КАБ-500Л. По желанию заказчика возможно оснащение истребителя управляемым оружием иностранного производства.
В качестве основных опций предлагалось:
• снижение заметности;
• установка квантовой оптико-локационной станции (КОЛС) с МиГ-29;
• применение разнообразной номенклатуры контейнеров, расширяющих тактические возможности самолета;
• дозаправка в воздухе;
• увеличение боевой живучести;
Конструкция МиГ-23-98, в основном, соответствует базовому самолёту. «Боевой» угол стреловидности консолей крыла уменьшен с 45 до 33°. Применён автоматически отклоняемый носок крыла. Для улучшения обзора из кабины установлен новый козырёк по типу МиГ-21-93. Информационное поле построено на многофункциональных ЖК-дисплеях МФИ-68 (применяются на МиГ-29СМТ). В состав навигационного оборудования включена спутниковая система ГЛОНАСС/GPS.
Модернизация самолётов МиГ-23 для многих стран могла бы стать хорошей альтернативой закупке усовершенствованных, но дорогостоящих самолётов четвёртого поколения западного производства. В своё время также была бы возможна модернизация и поставка на экспорт самолётов российских ВВС, находящихся на консервации.
Нужно признать, что МиГ-23 уже устарел к середине 1980-х годов, и ему тяжело приходилось в боях с более современными F-15 и F-16 во время боёв в Ливане 1982 года и операции «Буря в пустыне» 1991 года. Однако и тут СССР не исчерпал всех возможностей. И если история России пошла бы иначе, не по-горбачёвски, наши конструкторы могли бы резко усилить эти самолеты, экономя средства для страны.
В результате четыре тысячи советских МиГ-23 превращались как бы в восемь тысяч по силе ударов. И в то же время мы выходили бы на мировой рынок модернизации наших самолетов во всём мире, принося стране миллиарды долларов за счет выгодных контрактов. А новые планы перевооружения и переоснащения российских ВВС так и остаются на бумаге…
Комментарии