Стоит ли доверять опросам?

На модерации Отложенный

«Бывают люди, которые всем доверяют»
 

21.11.2013


Социолог Екатерина Добренькова рассуждает о том, почему подавляющее большинство сограждан доверяет опросам общественного мнения …

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своем сайте данные о том, что россияне думают о таких исследованиях, доверяют ли их результатам и считают ли их полезными.

Большинство россиян склонны доверять результатам опросов общественного мнения (66%). Этого же мнения склонны придерживаться 18-24-летние респонденты (72%).

Обратной точки зрения придерживаются только 19% опрошенных.

Необходимость проведения опросов очевидна для двух третей россиян (69%). Особенно склонны к такому мнению те, кто считает, что их итоги отражают мнение людей (86%).

Главные аргументы в пользу таких исследований - необходимость знать общественное мнение (49%), учитывать его при принятии государственных решений (30%). Также упоминается их важность для статистики (5%), интерес к этим данным (2%).

Те, кто не видит необходимости в опросах (таких только 12%), в свою очередь, чаще всего ссылаются на их бесполезность (61%). Реже отмечают, что считают их просто формальностью (15%) или не доверяют их итогам (9%).

Итоги опроса анализирует в интервью «Русской народной линии» доктор социологических наук, профессор, первый проректор Международной академии бизнеса и управления Екатерина Добренькова:

«Как социолог отмечу, что, к сожалению, рядовому гражданину очень сложно отличить ангажированное социологическое исследование от честного. Как правило, опросы, проводимые по актуальным проблемам современного общества, достаточно объективны, если цель данных опросов – выявить отношение населения к данным проблемам и изучить настроение в обществе. Поскольку прежде чем принимать какие-либо решения государство должно либо "соломки подстелить", либо подготовить общество к принятию того или иного решения, если оно идет в разрез с настроением в обществе. Именно поэтому такие опросы, как правило, объективны.

Но если опросы касаются предвыборной ситуации, непосредственно выборов или решенных вопросов, которые необходимо претворить в жизнь вопреки мнению народа, то опросы становятся фоном на всеобщей картине происходящего действа. Они служатся для подтверждения верности выбранного курса. В таких случаях видна ангажированность. Эти опросы являют себя для успокоения общественного нрава. Даже если ты профессионал в своем деле, то все равно большинство респондентов проголосует за точку зрения правительства или неизвестного персонажа.

По-другому ангажированность не определить.

Теперь что касается опросов населения Украины по вопросу подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Если взглянуть на сложившуюся ситуацию на Украине, где опросы показывают разные версии происходящего по проблеме подписания соглашения об ассоциации с ЕС, в этом случае смело можно говорить, что каждая сторона использует социологический опрос как инструмент для воздействия на общественное мнение.

Социологические службы работают на разные организации. Как правило, все покупается и все продается, ведь почти все опросы платные. Этот вывод касается и ВЦИОМ, который является государственной службой. Какие могут быть результаты таких исследований?! Речь должна вестись о независимых социологических службах, которые дают объективную картину. Но мне таковые службы неизвестны.

Если возникает такая ситуация, как на Украине, то в таких случаях общество никому не доверяет.

Но бывают люди, которые всем доверяют. Есть такая категория граждан. Есть также люди, свято верующие в честность выборов, состоявшихся в декабре 2012 года. Как ни странно, опросы подтвердили преобладание такого мнения.

Я согласна с тем, что большинство граждан не верят социологическим опросам. Конечно, можно предположить, что граждане нас обманывают, но мы ведь научное сообщество. Нас не имеет смысла обманывать. И в простом разговоре с людьми затрагивается проблема доверия. К слову сказать, вообще сложно определить точку неверия человека.

Сейчас нами проводится исследование о качестве среднего образования. Позиция общества относительно ЕГЭ всем ясна. Она исключительно негативная. Большинство против ЕГЭ. Как было, так и есть. Это объективная оценка общества. Я была заинтересована в проводимом исследовании не только как социолог, но и как родитель. Я желала знать о том, какие проблемы в среднем образовании вызывают опасения у людей. Беспокоит ли рядового гражданина сложность учебных программ, низкий уровень учебников и методических пособий?! В результате мы не обнаружили такого беспокойства, и не из-за того, что кто-то говорит неправду. Люди в большинстве своем просто не знают ситуацию изнутри, но при этом делают вид, что знают. Оказывается, всех устраивают современные учебники. Неграмотность общества иногда вызывает необъективные ситуации по некоторым вопросам, которые мы не можем, как социологи, по-другому определить. Мы вынуждены брать именно те ответы, которые нам дают, а не те, о которых думают. Есть такая щекотливая ситуация, что некий социолог также может это выявить. В опросах присутствует максимум 80% объективной информации.

Еще нужно внимательно относиться к тому нюансу, кто проводит исследование: западное агентство или российское, государственное или коммерческое. Важно также знать, какие именно затрагиваются вопросы этими агентствами. Если опрос заказывает государство, то, вероятнее всего, появится некая ангажированность в пользу государства. Или опрос проводится либеральной структурой, то соответственно результаты будут выгодны либералам. В России нет крупных не ангажированных социологических служб. Наша лаборатория, например, не ангажирована, но только потому, что все исследования финансируются нами же, поэтому мы заинтересованы в объективности. Мы отсылаем результаты наших исследований достаточно в высокие государственные структуры, но пользуются ли они ими, мы не знаем. Но таких социологических служб невероятно ничтожно малое количество.

И результаты находятся в узком доступе. Поэтому населению приходиться ориентироваться на общеизвестные социологические службы: ВЦИОМ, Левада-центр, ФОМ, иногда Институт социологии РАН».