Грузия: розы завяли, остались шипы
Смена эпохи в Грузии произошла как-то буднично и тихо. Была праздничная инаугурация, но не было самого праздника. Лидер «Революции роз» завершил свою политическую карьеру, и никто не подарил ему по такому случаю даже единственной розочки. А ведь всего 10 лет назад, в ноябре-декабре 2003 года, М. Саакашвили был настоящим вождем, закавказским Вацлавом Гавелом по силе электорального авторитета, по умению бескровно свергнуть старую власть.
Пусть с нарушением конституции, пусть с незаконной процедурой дополнительного тура президентских выборов – но зато с полной поддержкой митингующих толп на тбилисских площадях. Правда, именно представители этой старой власти и привели Мишико в ее бархатные коридоры. А точнее, лично патриарх грузинской политики Э. Шеварнадзе, столь ловко смещенный со своего поста своим же протеже в конце 2003 года. Как было сказано в одном хорошем фильме, «Вовремя предать – это значит грамотно предвидеть».
Когда толпа ликующе выкрикивает твое имя и размахивает твоими портретами, она явно олицетворяет весь народ. А когда та же толпа скандирует проклятия в адрес вчерашнего кумира и радуется его отставке, она становится сборищем отдельных отщепенцев и люмпенизированных радикалов. Разве можно называть их народом?! Такая вот диалектика толпы и трансформация народного мнения как фон для последних президентских выборов в Грузии.
Сейчас в это трудно поверить, но первое избрание М. Саакашвили было триумфальным до неправдоподобия – в январе 2004 года за него отдали голоса 96,27 % грузинских избирателей. Это феноменальный результат, большее единодушие возможно разве что в КНДР. Через четыре года, в 2007, электоральная поддержка оказалась куда скромнее, на уровне 53.5 %. К исходу второго президентского срока популярность «Властелина роз» упала до уровня погрешности измерений и фактически обрекла кандидата от президентской партии на роль статиста в борьбе за пост главы государства. Оппозиционная «Грузинская мечта» победила за явным преимуществом, ее кандидату Георгию Маргвелашвили и нервничать не пришлось в ожидании итогов голосования. С учетом наследия своего предшественника нервные клетки новому президенту Грузии еще пригодятся.
Так красиво начатая в 2003 «Революция роз» была мирной от силы несколько месяцев. После единогласного избрания Саакашвили на первый президентский срок миролюбие кончилось сразу. В 2004 году власти Тбилиси покончили с автономией Аджарии – не жестоко, но жестко. Легкость «умиротворения» Батуми сыграла фатальную роль в формировании грузинской внешней политики. Зачем идти путем переговоров с Абхазией и Южной Осетией, если есть поддержка НАТО, имеется скроенная по натовским лекалам армия и решимость «разобраться с сепаратистами»? В августе 2008 года авантюризм Саакашвили станет кроваво-очевидным. Но только по отношению к настоящей, бронетанковой войне на территории собственной страны. По отношению к легкости отдачи приказов на ночной обстрел мирных городов и сел, где живут люди, которых ты сам считаешь своими соотечественниками. По отношению к умению манипулировать общественным мнением и выдавать отпор агрессии за саму агрессию – и только.
В оценке этого деятеля, по свежим следам его ухода из президентского дворца, распускаются пышные цветы современного мифотворчества. Главная идея этих региональных мифов – в несравнимости достижений грузинских властей на внешнеполитической арене и внутри страны. Мол, предательская война против осетинского народа стала явным и фатальным провалом. Ошибкой нашего реформатора, кто ж не ошибается. Зато в самой Грузии проведены такие феноменальные по успеху реформы, что отрицать их прогрессивность невозможно. Напротив, всем постсоветским странам и бывшим государствам СЭВ стоит брать уроки реформаторского мастерства у грузинских властей.
Очевидным критерием весомости проведенных в Грузии реформ является реакция населения на эти реформы. Она выражена в результатах парламентских (осень 2012) и президентских (осень 2013) выборов. Великие достижения внутренней политики Саакашвили отчего-то не были оценены его согражданами, ради которых реформы и затевались. Наблюдался явный дисбаланс в оценке грузинских преобразований – чем дальше от Грузии находился оценщик, тем выше было его мнение об эпохальности закавказских достижений. В результате Дж. Маккейн и Х. Клинтон выдвигали грузинского президента на соискание нобелевской премии мира (да-да, уже после августа 2008!). Правозащитные организации неуклонно повышали рейтинговые циферки в графе «Достижения Тбилиси в противодействии коррупции». Финансово-аналитические агентства повышали рейтинг привлекательности страны для инвестиций. Либеральная пресса восхищалась налоговыми льготами для бизнеса и прозрачностью власти для всех.
А народ Грузии проигнорировал масштабные внутренние успехи, что же оказия такая?
Пиар и реклама – великая вещь. Искоренение организованной преступности в Грузии привело к интересному результату, коррупция стала элитарной. Из страны действительно изгнали криминальных авторитетов, нишу «воров в законе» моментально заняли новые слуги закона. Взяточничество действительно понесло большой урон на бытовом уровне – и с успехом компенсировало потери на уровне министерском, если не выше. Нелицеприятные факты почему-то получили огласку недавно, когда была нарушена властная монополия любимца Маккейна и Клинтон:
- Бывший руководитель министерства обороны и некогда начальник финансовой полиции Д. Кезерашвили обвиняется в незаконных доходах на сумму 17 млн $, из которых 4.7 млн $ пришлись на обыкновеннейшие взятки;
- Бывший мэр Тбилиси Г. Угулава обвиняется в махинациях при приобретении тогда еще оппозиционной телекомпании «Имеди» на сумму около 10 млн $;
- Бывший министр юстиции Н. Гвармия обвиняется в получении взятки в 1.5 млн $;
- Бывший министр финансов А Хетагури обвиняется во взятке на миллион долларов;
- Бывший руководитель департамента конституционной безопасности при МВД Грузии Д. Ахалая не стал унижаться взяточничеством (честный человек!). Он решил личные материальные проблемы гораздо проще и изящнее. Под угрозой пыток и табельного оружия начальник полицейского департамента заставил крупного бизнесмена Д. Бегиашвили…оформить дарственную на все имущество. В пользу защитника грузинской конституции Д. Ахалая. В заботах о конституции нам взятки выбивать некогда, мы забираем все…
Еще в 2005 году при невероятных обстоятельствах погиб премьер-министр Грузии З. Жвания, которого прочили на президентский пост в 2008. Официальная версия о несчастном случае настолько не выдерживает критики, что сам грузинский президент публично называет гибель З. Жвания «убийством». Другой политик, сумевший дожить до выборов 2008 года, и даже занявший на них на третье место, всего через месяц умирает в Лондоне. На фоне полного здоровья и отсутствия сердечных проблем вдруг случается фатальный инфаркт. Политические оппоненты Саакашвили так вовремя умирают…а если не успевают, то подвергаются преследованиям вместе с родственниками. Если не удалось арестовать фактического властителя Кодорского ущелья Э. Квициани, то за организацию незаконных вооруженных формирований в тюрьму отправляется его сестра. Если правозащитник З. Куцнашвили не осознает демократичной сути грузинских преобразований и сомневается в их прогрессивности – посадим в нашу преобразованную тюрьму его отца, пусть осознает. Таких примеров много, но они мало кому интересны. Наводят тень на лучистый образ улыбающегося политика западного типа, так демократично покидающего свой пост.
Потому что запасной политический аэродром для выпускника Колумбийского университета был подготовлен еще в 2010 году. Именно тогда в Грузии были внесены изменения в конституцию – и премьер приобрел президентские полномочия. Надежда на влиятельного миллиардера Б. Иванишвили оказалась сильнее всех комбинаций. С октября 2012 начинается агония режима розового реформатора, логично завершившаяся его отставкой 17 ноября 2013 года.
Ушедший в отставку М. Саакашвили был цельным, симметричным политиком. Его успехи на внешней арене вполне гармонировали с внутренними достижениями. Ему удалось добиться управляемости парламента, сделать коррупцию уделом элиты, организовать экономический рост за счет многомиллиардных кредитов и крепко поссориться с северным соседом. Ему удалось опровергнуть стереотип о том, что блестяще образованные выпускники западных университетов не развязывают этнических чисток в собственной стране.
Новым властям Грузии предстоит выбираться из-под завядших лепестков и протискиваться между многочисленными шипами. Они не отягощены обязательной ненавистью к России, но их прагматизм объективно ограничен. Курс на сближение с ЕС и НАТО сохраняется – но ни одну страну не примут в эти уважаемые организации, если у нее есть нерешенные территориальные проблемы. А решить «территориальные проблемы» Грузии после предательской войны 08.08.2008 не смогут все политики мира, в обозримом будущем Абхазия и Южная Осетия к властям Тбилиси будут относится в лучшем случае насторожено. Миллиарды кредитных долларов, выдаваемых «под Мишико», больше не покинут подвалов МВФ. Их поручитель теперь поручается только за себя.
Всю тяжесть последствий 10-летнего правления г-на Саакашвили для Грузии еще предстоит осознать, в ближайшие год-два. Впрочем, вряд ли означенный господин будет дожидаться такой оценки на родине. Его супруга сохранила гражданств Нидерландов, бывшая властная чета владеет несколькими европейскими языками, особняками и банковскими счетами. Так что все у них будет хорошо, не беспокойтесь.
Комментарии
Его и там хорошо кормят (и принимают) ... ;-)))
Комментарий удален модератором