Октябрьская революция 1975 года или Саблин против Брежнева

На модерации Отложенный

8 ноября 1975 года, в день 70-й годовщины начала восстания матросов и солдат в Кронштадте, капитан третьего ранга Валерий Саблин поднял мятеж на большом противолодочном корабле (БПК) «Сторожевой».

Октябрьская революция 1975 года

В тот день Саблин обратился к экипажу со словами: «Нынешний государственный аппарат должен быть основательно очищен и частично выброшен на свалку истории. План действий – идем на Кронштадт, а потом в Ленинград – город трех революций». Он изолировал в помещении гидроакустиков командира корабля, самовольно снял судно с рейда в Риге и повел в Ленинград.

 

Саблин Валерий Михайлович родился в 1939 году в семье потомственного военного моряка. В 1960 году окончил Ленинградское высшее военно-морское училище имени Фрунзе. До 1969 года проходил службу на строевых должностях и с должности помощника командира сторожевого корабля Северного флота поступил в военно-политическую академию имени Ленина, которую окончил в 1973 году. В августе того же года был назначен замполитом на большой противолодочный корабль (БПК) «Сторожевой». Член КПСС с 1959 года. Углубленное изучение в академии трудов «классиков марксизма-ленинизма» утвердило Саблина в мысли, что власть ведет народ не тем путем. Морской офицер разработал детальную программу переустройства общества. Он выступал за многопартийность, свободу слова и дискуссий, изменение порядка выборов в партии и стране.

Огласить же свою программу, указав попутно на вопиющие ошибки и разложение советского руководства, офицер решил с «трибуны» БПК «Сторожевой». 8 ноября 1975 года около 19 часов Саблин запер командира корабля Анатолия Потульного на нижней палубе. После этого он собрал 13 офицеров и 13 мичманов в мичманской кают-компании, где изложил свои взгляды и предложения. Саблин предложил совершить самовольный переход корабля в Кронштадт, объявить его независимой территорией, от имени экипажа потребовать у руководства партии и страны предоставить ему возможность выступлений по Центральному телевидению с изложением своих взглядов. На вопрос, как эти взгляды увязываются с его партийностью, он ответил, что вышел из партии и не считает себя связанным с нею. Когда его спросили, где командир корабля, он заявил, что командир находится в каюте и обдумывает его предложения… По другим сведениям, Саблин планировал вести корабль в Ленинград, встать на рейд рядом с «Авророй» и оттуда ежедневно выходить в телеэфир, призывая граждан СССР к коммунистической революции, к смене брежневского партийно-государственного аппарата и установлению социальной справедливости.

Донесения о ЧП на «Сторожевом» тотчас же были отправлены в Минобороны и Кремль. Из Москвы незамедлительно последовал приказ: «Разбомбить и потопить». Первыми к мятежному кораблю подошли пограничные сторожевые корабли. На перехват было вызвано подкрепление из Лиепайской военно-морской базы – корабли и морская авиация. А на самом «Сторожевом» несколько офицеров попытались освободить капитана.

Большой противолодочный корабль «Сторожевой» был остановлен в Ирбенском проливе советскими бомбардировщиками Су-24, которые выпустили по кораблю серию снарядов, повредивших руль корабля. После удара по кораблю бомбардировочной авиации несколько десятков матросов освободили капитана, он поднялся на мостик, прострелил ногу Саблину и восстановил командование кораблём. Затем на палубу была высажена абордажная группа, арестовавшая раненого зачинщика восстания. Всю вину за случившееся Саблин сразу же взял на себя, не назвав никого в качестве сообщников.

Октябрьская революция 1975 года

Военная коллегия Верховного суда СССР обвинила Саблина в самом постыдном для офицера преступлении – измене Родине – и приговорила к расстрелу. Обвинения в измене Родине и попытке угнать боевой корабль за границу Саблин категорически отверг.

В августе 1976 года капитан 3-го ранга Валерий Саблин и еще несколько человек, причастных к мятежу, были лишены званий и наград, а сам он расстрелян. Экипаж «Сторожевого» расформировали, корабль переименовали и перевели на Тихоокеанский флот. Флотские «особисты» приняли все меры, чтобы о мятеже забыли.

В 1994 году дело Валерия Саблина было пересмотрено Военной коллегией Верховного суда Российской Федерации. В обвинительном заключении ему заменили «расстрельную» статью об измене Родине на статьи о воинских преступлениях: превышение власти, неповиновение и сопротивление начальнику. Расстрелянного 3 августа 1976 года Валерия Саблина задним числом приговорили к 10 годам тюремного заключения. В посмертной реабилитации ему было отказано.