Воспитание сирот отдают на аутсорсинг

На модерации Отложенный

Столичные власти выбрали первую негосударственную организацию, которая за плату будет воспитывать малышей из детских домов 

Воспитание сирот отдают на аутсорсинг

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эмин Калантаров

С 1 января 2014 года 50 детей-сирот от 4 до 12 лет, которые сейчас находятся в городских детдомах, станут воспитывать сотрудники благотворительного фонда «Отчий дом». Департамент соцзащиты за год работы заплатит фонду 18 млн рублей. Как рассказали «Известиям» в пресс-службе департамента, если проект окажется успешным, город продолжит передавать воспитание сирот на аутсорсинг.

Победитель тендера на содержание и воспитание 50 детей-сирот уже выбран, им стал благотворительный фонд «Отчий дом». Как сообщили в департаменте, пока не определено, из каких государственных учреждений дети будут переданы организации.

— Департамент будет анализировать ситуацию с детскими домами, — сказали в пресс-службе. — Возможно, одно или два учреждения, где осталось мало воспитанников, будут закрыты и дети оттуда перейдут на воспитание сотрудников фонда. В конце 2014 года будут подведены итоги проекта, и если опыт будет положительным, то будет решаться вопрос о том, воспитание скольких детей город может передать на аутсорсинг.

Как ранее говорила заместитель главы департамента социальной защиты населения Алла Дзугаева, московские власти будут стараться реформировать и государственные детские дома. По ее словам, «школы-интернаты с наполняемостью свыше 100–150 человек» должны уйти в прошлое, а вместо них должны появиться «центры содействия семейному воспитанию», рассчитанные на 50 человек.

Главное требование, которое было предъявлено к участникам конкурса, — «содержание воспитанников в условиях, приближенных к семейным». Дети должны жить в помещении квартирного типа, каждая квартира должна быть рассчитана на 7–8 детей, а каждая комната — на 2–3 детей. В квартире должны также быть кухня, столовая, «комната для организации совместного отдыха», две раздельные ванные комнаты, два раздельных туалета. Кроме того, в доме должны быть помещения для занятий спортом и для медицинского обслуживания. Рядом с домом — детская и спортивная площадки, территория должна быть озеленена и огорожена.

Сотрудники организации должны будут провести «комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию воспитанников», предоставлять им «одежду, обувь, мягкий инвентарь, оборудование, предметы хозяйственного обихода, личной гигиены, медицинские препараты», обеспечить «получение воспитанниками образования с учетом возраста и индивидуальных особенностей». При этом департамент станет контролировать работу организации, а она, в свою очередь, должна оказывать содействие органам опеки и попечительства в передаче детей на воспитание в семьи. 

Как рассказала директор фонда Валентина Бородина, у организации есть два своих детских дома, в которых сейчас воспитываются около 70 детей.

Фонду уже 18 лет, и всё это время он существует только за счет благотворительности.

— Наши условия максимально приближены к семейным, — сказала директор фонда. — У нас здание разделено на квартиры, в каждой из них живет по восемь детей. С ними живет воспитатель, дети называют ее мамой. Воспитатель находится там постоянно, а не работает посменно.

По словам директора Центра развития социальных проектов Армена Попова, детские дома, где воспитанников немного, оказываются лучше не только с психологической, но и с экономической точки зрения.

— Очевидно, что чем меньше детский дом, тем больше его условия похожи на семейные и тем больше ребенку могут там дать внимания, любви, теплоты, — сказал эксперт. — Сейчас под детские дома нередко используются огромные здания, построенные в 1950–1980-е годы. Их содержание экономически менее выгодно, чем содержание нескольких небольших учреждений. 

По мнению Попова, потенциальные приемные родители охотнее будут забирать детей из маленьких домов, где условия воспитания приближены к семейным, чем из огромных комплексов, где дети с большей вероятностью получали дополнительные психологические травмы и недополучали необходимого внимания.

Советник Института современного развития Никита Масленников отметил, что, даже если воспитание сирот станет для частных организаций выгодным делом, вряд ли это превратится в самостоятельный бизнес.

— Как правило, этим занимаются не те люди, которые хотят заработать, а те, кто не может поступить иначе, — отметил эксперт. — При этом важно стимулировать такие организации и предоставлять им возможность получить достойное вознаграждение за свою работу — или в виде платы, или в виде гранта.

По мнению ведущего юрисконсульта фонда «Институт экономики города» Дмитрия Гордеева, департамент соцзащиты может проверять частные организации более эффективно.

— Когда департамент находит нарушения в своих организациях, он может закрыть на них глаза, потому что ему придется признать и свою вину. А если виноваты посторонние организации, это совсем другое дело, — пояснил Гордеев.

Он считает, что, как и частные школы или детские сады, частные детские дома могут стать самостоятельным бизнесом.

Председатель комиссии Общественной палаты по социальной политике Елена Тополева-Солдунова отметила, что нарушений в работе частных детских домов позволит избежать общественный контроль.

— От государственных учреждений мы требуем, чтобы они были максимально открытыми и пускали к себе волонтеров, — сказала эксперт. — Такие же требования нужно предъявлять к частным организациям. Нельзя, чтобы дети были замкнуты в маленьком мирке. Нужен контроль не только со стороны департамента, но и со стороны общественности.