Кремль отменил решение о запрете казахстанского нефтяного транзита.

На модерации Отложенный

Анатолий Несмиян

Краснодарский краевой суд в понедельник отменил запрет на работу терминалов Каспийского трубопроводного консорциума в порту Новороссийска, сообщает «Интерфакс». На консорциум наложен штраф в 200 тысяч рублей, что выглядит просто попыткой отползти с сохранением лица и только.

Токаев, отдав распоряжение о подготовке к обходу вокруг России, вынудил Кремль отменить лобовое решение о запрете казахстанского нефтяного транзита.

Противоречия это не снимает, так как Казахстан получил более чем убедительный сигнал, что в любой момент его могут поставить перед фактом закрытия нефтяных экспортных поставок и нанесения тяжелого ущерба бюджету страны.

Угрозы имеют вес, когда они угрозы. Когда их применяют на практике, а потом снова отступают, это создает двойной эффект: во-первых, начинают принимать меры по недопущению повторения их в будущем. Во-вторых, убеждаются, что тот, кто угрожает, делает это «понарошку». Тут правило простое: если уж решил бить, то бей. Или не бей вообще. Угроза действует ровно до той секунды, пока она угроза.

Путин сделал ровно ту же ошибку, что и с Европой (с поправкой на размеры, конечно): пока он угрожал газовой блокадой, это была угроза. Когда случилась первая украино-российская газовая война, Европа решила, что с нее хватит. И приняла стратегическое решение отвязаться от российского газа.

Не все так просто, конечно: коррумпированные политики (в первую очередь германские и австрийские) делали все, чтобы зависимость от российского газа стала максимальной, но рано или поздно, выбор пришлось бы делать окончательно.

Токаев, без сомнения, этот раунд выиграл. Но основная игра впереди. Решение об обходе российской территории для Казахстана является вынужденным и дорогим, но единственно возможным в ситуации, когда в Кремле сидит невменяемое руководство с авантюристическим подходом к политике. Рискнет ли Токаев обосабливаться от России всерьез, вот в чем вопрос.