Ленина убрать, Дзержинского поставить.

На модерации Отложенный

В октябре  1961 года состоялся XXII съезд КПСС, утвердивший меры борьбы с культом личности Сталина, в результате которых были переименованы города и объекты в СССР, названные в честь Сталина, сняты памятники, а его тело вынесено из Мавзолея. Уездный Сибирский город Кузнецк, носивший с 1932 года имя Сталина, переименовали в Новокузнецк. Одну из крупнейших угольных шахт СССР того времени в соседнем городе Прокопьевске "им. И.В. Сталина" тоже переименовали в шахту "Коксовая". Досталось и соратникам опального вождя. Потеряли гордые имена шахты Эйхе, Молотова, Когановича, но сохранили Калинина и Дзержинского. Ворошилову повезло больше. За последние 50 лет предприятие под его фамилией переименовывали несколько раз, причём каждый раз стоявшую перед входом статую в полный рост свергали с монумента, а потом снова устанавливали. Благо, завхоз предусмотрительным оказался, место маршалу на складе определил.

Хорошо помню, как осенью 1961 г. около 10 часов вечера во двор дома, в котором размещался Исполком Совета Народных Депутатов, вынесли портрет Сталина и просто бросили на землю в грязь. Несколько дней лежал затоптанный вождь, пока не увезли на свалку.

Сегодня идут споры о переименовании Волгограда, выносе тела Ленина из мавзолея, реконструкции памятника Дзержинскому в Москве на Лубянке. Откуда пошла эта традиция, ломать памятники?

Хрущёв, Политбюро, ЦК КПСС, Правительство, рядовые коммунисты проводили так называемую "Линию" партии. Их было много, но не большинство. Намного интереснее поведение "простого" народа, ходившего по этой "линии" и не где-нибудь в столицах, а в глубинке, например, в Сибири.

В селе Тогул Кузнецкого округа стараниями прихожан была построена в 1809 году Михаило-Архангельская церковь.  День освящения храма 8 ноября ст. стиля, или 21 ноября н. стиля - Михаилов день стал престольным праздником села. По воспоминаниям очевидцев можно понять, что это было большое красивое сооружение. Храм имел три предела. Иконостас в главном пределе был позолочен, а это считалось для сельского прихода немалой редкостью. Евангелие в дорогом переплете с расшитой позолотой обложкой, великолепные парчовые ризы. Серебряные чаши, медные лампады, светильники и паникадило - все это привлекало верующих не только своего села, но и других сел волости. Большой достопримечательностью считался колокольный звон. Звонарь жил тут же, в сторожке, и был великолепным музыкантом; на колоколах он мог воспроизвести любую мелодию.

Службы в храме продолжались и после революции. Но мания разрушения "старого мира" привела к тому, что церковная утварь была уничтожена, здание в середине 30-х годов разобрано. Причём с большим трудом, так как при строительстве кладка кирпичей производилась с добавлением в раствор яичных желтков.

Рядом с церковью была часовня, расположенная в южном углу сельского кладбища. В 20-е годы XX века кладбище было разрушено, а в 30-е годы помещение часовни приспособили под трансформаторную будку. В 70-е годы здание было освобождено и, находясь в безхозном состоянии, постепенно разрушалось. Только в 1989 году здание реставрировали.

 

Село Тогул, часовня

 

В Кузнецке (Сталинске, Новокузнецке) в 1835 году на высокой береговой террасе реки Томи был построен Спасо-Преображенский собор,вид на который открывался при подъезде к городу. Храм возводили 43 года. Долгое время собор с его сорокаметровой колокольней был самым высоким сооружением Кузнецкого уезда и одним из самых высоких в Сибири. 

Храм в первозданном виде

 

В декабре 1919 году собор был разорён красными партизанами под командованием Г.Ф. Рогова. Попутно партизаны уничтожили половину населения города. Из 4000 тыс. жителей 2000 полегли на улице, 800 чел. обезглавленными, в т.ч. с помощью двуручной пилы. Однако после этого погрома первый этаж храма был к 1922 году отремонтирован для служб.   В 1933 году комсомольцы во главе с бывшим командиром отряда ЧОН (части особого назначения), председателем Кузнецкого исполкома К. Г. Воробьевым сбросили наземь многопудовые колокола. В 1935 году храм полностью разграбили комсомольцы с КМК, они разобрали половину колокольни, сняли кресты и порушили главки.  На месте церковного кладбища, где хоронили добропорядочных кузнечан, в том числе и погибших от зверств банды роговцев, уже в 1939-м здесь, аккурат на прахе предков, началось строительство культурно-увеселительного заведения - городского сада с зоной отдыха и аттракционами. Тогдашней власти идея веселья на костях отвращения, по всему, не внушала, да и горожане в то время, видимо, такое решение зазорным не посчитали.

 

Спасо-Преображенский собор, Новокузнецк

 

В 1938-1939 годы в помещении храма разместили школу комбайнеров, а с 1940 года – хлебозавод.  С середины 1950-х годов здание оказалось бесхозным.  В 1960-х годах руководители города планировали превращение храма в ресторан «Старая крепость».  Лишь в 1989 году, после празднования тысячелетия крещения Руси в 1988 году, на сессии горсовета было решено передать собор православной общине. 


Так выглядит собор сегодня

 

Выходит, ломать памятники дело привычное.